Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропология. Проблема отчуждения




 

Актуальным вопросом марксисткой теории остается проблема «отчуждения». Маркс подчеркивал, что в эксплуататорском обществе во всех сферах жизнедеятельности человек находится в состоянии отчуждения. Психически это выражается в озлобленности, агрессивности, пессимизме, недоверии, подозрительности и т.п. В сфере производства наемный работник отчуждается от условий труда, от результатов труда (т.к. не может ими пользоваться), от других работников и управляющих. Труд становится для него ненавистным, вынужденным, отчужденным, потому что за свой труд работник получает мизерное вознаграждение, его изматывает тяжелый изнурительный труд. При этом элита общества, собственники презирают наемных работников, унижают их достоинство. Человек отчуждается также от культуры и политики, потому что не участвует в политических решениях и не доверяет власти, он не создает культурных ценностей и не испытывает потребности в науке и искусстве. Человек отчуждается от членов своей семьи и рода, от природы и перестает понимать смысл собственной жизни, т.е. отчуждается от своей собственной человеческой сущности. Общественные блага, созданные народом, присваиваются кучкой элиты, оставляющей «крохи» для народа. Причинами отчуждения К. Маркс называл:

- классовое разделение труда, когда привилегированный управленческий труд закрепляется за элитой, а тяжелый, опасный и изнуряющий физический труд – за народом;

- частную собственность, т.е. частное элитарное право на основные средства производства – фабрики, заводы, недра.

Отчуждение нужно преодолеть, но, по мнению Маркса, сделать это можно путем коренного преобразования общества, путем революции, перераспределения власти и собственности. Без насилия, пролетарского сознания и воли здесь не обойтись, поскольку добровольно власть и богатство буржуазия не отдает. Средством для подготовки промышленного пролетариата к социальной революции и организации новой власти Маркс избирал не только его просвещение, но и активное участие в организации партии, Интернационала и разнообразных способов классовой борьбы. Только при смене власти появится возможность организовать общество на принципах социального равенства и трудовой морали. На смену отчужденному труду должен прийти творческий труд. Маркс и русские марксисты (В.И. Ленин) настаивали на том, что буржуазия добровольно никогда не согласится на перераспределение собственности и власти. Только путем пролетарской революции и диктатуры пролетариата можно сломить сопротивление элиты, провозгласить общественную собственность на основные средства производства (заводы, фабрики, землю и недра), установить справедливое распределение труда – по способностям (а не по коррупционным связям) и справедливое распределение общественного богатства – по потребностям.

В сочинениях К.Маркса представлена модель разрешения социального противоречия между финансовыми интересами правящего класса и рациональной целесообразностью общества в форме борьбы просвещенного рабочего класса за достойные условия жизни и труда путем пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Эта модель ставит перед современным обществом немало важных вопросов, например, таких:

- могут ли все люди и народы в равной степени претендовать на пользование общественными богатствами и на достойную жизнь или по «закону природы» всегда будут «элита» и «чернь», хищник и жертва?

- являются ли преступники, террористы, бомжи, мошенники и прочие злодеи по своей природе «неисправимыми» или возможна их успешная «реабилитация» к здоровому образу жизни?

- что означает для отдельного человека движение общества к рациональной интеграции интересов, предотвращению социальных рисков и устойчивому развитию?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.