Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й учебный вопрос: Применение ИТ на практических занятиях




Введение

 

Целью практического занятия является повторение и закрепление учебного материала, контроль уровня знаний обучаемых по конкретной теме, выработка практических навыков решения задач. Следует подчеркнуть, что на практическом занятии, проводимом по традиционной методике, управляющий режим задается преподавателем с ориентацией
на среднего обучаемого. Сложности индивидуализации и дифференциации учебного процесса при использовании традиционных методик вызваны прежде всего организационными трудностями. К сожалению, когда в учебной группе находится более 30 человек, решение этой задачи возможно только с помощью широкого использования в учебном процессе
средств ИТ.

К настоящему времени разработано большое количество
обучающих, контролирующих, моделирующих и других программных продуктов учебного назначения, экспертных и интеллектуальных обучающих систем, которые применяются при проведении практических занятий по разным дисциплинам в школе и вузе. Эти системы могут использоваться на уроках (практических, групповых и семинарских занятиях) как средство для поиска и изучения необходимой информации, для отработки навыков и умений самостоятельного решения разного рода задач по изучаемому предмету, для проверки знаний и умения решать задачи.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проведении практических занятий должно способствовать:

• лучшему усвоению знаний, умений, навыков за счет усиления наглядности, возможности управлять учебной ситуацией, возможности самоконтроля результатов обучения;

• повышению информативной емкости изучаемого материала;

• индивидуализации и дифференциации обучения при выборе обучаемым темпа и траектории изучения материала, разделении заданий по уровням сложности;

• повышению объективности контроля знаний;

• формированию таких личностных качеств обучаемых как творческая активность, самостоятельность, ответственность.

Рассмотрим методику проведения практических занятий с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий, а именно интеллектуальной обучающей системы (ИОС). Выбор объясняется тем, что именно ИОС можно использовать и в процессе повторения, и в процессе закрепления учебного материала, в коде контроля уровня знаний по конкретной теме, в целях выработки практических навыков.

В начале урока ученик должен ввести свои данные, познакомиться с порядком работы на занятии и основными принципами работы программы, для чего используется информационный модуль. Затем ученику необходимо пройти три основных этапа занятия: опрос, повторение теории и приобретение навыков практического использования полученных знаний
(например, освоение методики решения задач по данной теме), контроль знаний. Выбор последовательности прохождения этапов занятия остается за учителем.

Рекомендуем при написании методики проведения урока с
использованием конкретного электронного средства образовательного назначения также заполнять таблицу (табл. 1), выделяя функции системы, деятельность преподавателя и обучаемых на всех этапах занятия.

 

 

Таблица 1 ― Методика проведения практического занятия с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий

 

 

 

В начале урока может проводиться контроль уровня знаний обучаемых с использованием контролирующего модуля. Если учитель считает, что во время контрольного опроса неуспевающему ученику необходимо повторить или изучить вопросы, на которые он затрудняется дать ответ, можно установить режим возврата к правильному ответу (или теории данного вопроса).

На втором этапе занятия, когда обучаемый повторяет теорию и знакомится с методикой решения задач по данной теме используются методические указания, содержащиеся в информационном модуле. Система не ограничивает время, которое ученик может затратить на повторение теории и изучений возможности практического применения полученных знаний (методики решения задач по изучаемой теме).

На третьем этапе занятия обучаемый решает задачи и вводит в компьютер правильный ответ. Контроль умения решать задачи осуществляется с помощью контролирующего модуля. В некоторых случаях предусматривается возможность повторения теории в процессе решения задач. Система может суммировать результаты тестирования знаний и результаты выполнения практических заданий. В этом случае итоговая оценка выставляется в конце урока. Все оценки система пересылает на компьютер преподавателя (информатизированное рабочее место), выдает аналитические данные по результатам работы каждого обучаемого.

Рекомендации по разработке методики проведения практического занятия

Заполняя в таблице функции компонентов учебного процесса на практическом занятии, необходимо учитывать возможности конкретного учебного средства обучения, функционирующего на базе средств ИКТ.

Существенному изменению в данном случае подвергается в
основном деятельность преподавателя. На обычном уроке учитель должен повторить и закрепить с учениками теоретический материал, осуществить контроль уровня его усвоения, привить ученикам навыки практического использования полученных знаний. Деятельность преподавателя в новых условиях заключается в следующем: планирование хода занятия в
целом, а также всех его этапов, подбор теоретического и практического материала из информационного модуля, в случае необходимости, создание презентации (процесс изложения нового материала рассмотрен выше), организация, контроль и коррекция работы обучаемых, анализ допущенных ошибок. От учителя зависят вопросы реализации в ходе занятия различных методических приемов, повышающих эффективность обучения (постановка проблемных или профессионально значимых задач, создание условий для проведения учебной исследовательской деятельности).

Часть функций преподавателя выполняет система. Система сообщает ученику тему, цель, порядок проведения занятия; контролирует и оценивает знания; выдает информацию о правильности ответа. Система помогает обучаемому выучить тот вопрос, на который он ответил неверно, предъявляя необходимое количество раз теоретический материал
или методику решения задач по теме. Система фиксирует результаты опроса и передает эти сведения ученику и на информатизированное рабочее место учителя, т. е. осуществляет обратную связь, делая процесс обучения интерактивным.

Педагогически обоснованное перераспределение функций между компонентами учебного процесса на практических занятиях способствует дифференциации и индивидуализации обучения, повышению его эффективности и качества,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.