Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы контроля торговли

 

Правом осуществлять контроль (надзор) за ведением торговли наделены следующие федеральные службы:

• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
и социального развития.

• Федеральная служба по труду и занятости.

• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

• Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору.

• Федеральная налоговая служба.

• Федеральная миграционная служба.

• Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии.

Компетенция названных федеральных служб в части осуще­ствления государственного контроля (надзора) за торговлей в Российской Федерации определена в соответствующих норма­тивных правовых актах, регламентирующих их деятельность.

Каждый из названных государственных органов в той или иной степени контролирует торговую деятельность в части своей компетентности и правомерности.

Вместе с тем ключевым контрольно-надзорным органом в торговле является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор. Этому ведомству переданы определенные функции:

• Министерства экономического развития и торговли РФ в
сфере надзора на потребительском рынке;

• упраздненного Министерства здравоохранения РФ в сфере
санитарно-эпидемиологического надзора;

• упраздненного Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.

Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здраво­охранения и социального развития РФ и наделен обширными полномочиями по контролю за соблюдением правил внутренней торговли, зашиты прав потребителей, ранее традиционно выпол­няемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Роспотребнадзор выполняет следующие функции:

• контроль за соблюдением правил продажи предусмотрен­ных законодательством видов товаров, выполнения работ,
оказания услуг;

• контроль за соблюдением законов, иных нормативных ак­тов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей;

• санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением са­нитарного законодательства РФ.

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодейст­вии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами мест­ного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В целях реализации своих полномочий Роспотребнадзор имеет право:

• организовывать проведение контроля необходимых иссле­дований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, связанных с торговой деятельностью;

• пресекать факты нарушения законодательства РФ, а также
применять меры ограничительного, предупредительного,
профилактического, ликвидационного характера в установ­ленной сфере деятельности.

Контроль за торговлей осуществляется главным образом для защиты прав потребителей и обеспечения непрерывного поступ­ления в государственную казну (в соответствии с законодатель­ством) денежных средств от товарооборота на всех его стадиях. Такой контроль позволяет регулировать отношения как между покупателем и продавцом, так и между продавцом и государством.

Контроль за торговлей включает надзор за выполнением за­конов и установленных правил, а в случае их нарушения преду­сматривает применение соответствующих санкций в пределах компетенции проверяющего органа (организации).

Объектами контроля являются торговые предприятия (орга­низации) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие непо­средственное отношение к производству, реализации товаров и услуг.

Контроль за деятельностью конкретных торговых предпри­ятий (организаций) осуществляют территориальные управления Роспотребнадзора самостоятельно, иногда во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.

В обязанности организаций Роспотребнадзора входит выпол­нение следующих функций:

• проведение плановых и частных контрольных проверок со­блюдения правил торговли и качества товаров у продавцов,
по мере необходимости - непосредственно у изготовителей;

• проверка наличия у продавцов (изготовителей) сертификата
на продаваемые товары, других нормативных документов;

• контроль за соблюдением порядка применения цен на пред­приятиях торговли и общественного питания, а также отдельными физическими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность;

• контроль за использованием весов, измерительных приборов, торгового технологического оборудования, контроль­но-кассовых машин, за сроками их проверки и аттестации;

• получение от министерств, ведомств, предприятий, НИИ,
лабораторий, а также граждан документации, характеризующей качество продукции, данных о производителях товаров;

• составление актов и направление обязательных к исполне­нию продавцами, изготовителями соответствующих пред­
писаний о снятии с реализации товаров, опасных, вредных
для жизни, здоровья, имущества потребителей, устранении
выявленных нарушений правил торговли и технологиче­ской дисциплины при производстве товаров;

• координация своей деятельности с органами местной власти и управления общественными организациями в вопросах защиты прав и интересов потребителей;

• рассмотрение писем, обращений, заявлений, жалоб покупателей на качество товаров, нарушения в торговле, обще­ственном питании, принятие по результатам проверки со
ответствующих решений;

• вынесение решений о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцам, изготовителям, допустившим нарушения, связанные с торговлей;

• передача материалов в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих
серьезные нарушения, злоупотребления в торговле;

• выступление стороной в органах суда и арбитражного суда;

• составление и представление в установленные сроки в вы­шестоящую организацию информации и отчетности;

• участие в разработке предложений по совершенствованию
правил торговли.

По результатам проверок Роспотребнадзор выносит решения, обязательные для исполнения продавцом или изготовителем то­варной продукции. Продавец или изготовитель обязаны дать свои объяснения, связанные с результатами проверок, принять сроч­ные меры по устранению вскрытых нарушений и сообщить об этом в установленные сроки соответствующей организации Роспотребнадзора.

В случае несогласия с принятым решением торговые пред­приятия или изготовители товарной продукции вправе обратиться в суд, арбитражный суд с обжалованием этого решения.

Должностные лица и специалисты Роспотребнадзора обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, действующие законы, нор­мативные акты, а также права и охраняемые законом интересы продавцов, изготовителей товарной продукции, обеспечивать сохранность технологической и коммерческой тайн.

Работники Роспотребнадзора обеспечены правовой защитой против каких-либо действий должностных лиц, граждан, препят­ствующих успешному выполнению ими своих прямых профес­сиональных обязанностей.

Санитарно-эпидемиологический надзор функционирует на ос­новании действующего законодательства по обеспечению сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения. Ответст­венная и сложная задача по контролю и профилактике возложе­на на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномочен­ным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологичес­кий надзор в Российской Федерации, является Роспотребнадзор. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации осуществляют:

• руководитель Роспотребнадзора (Главный государствен­ный санитарный врач Российской Федерации);

• руководители территориальных органов Роспотребнадзора
(главные государственные санитарные врачи по субъектам
Российской Федерации);

• главные государственные санитарные врачи по городам,
районам на транспорте;

• главные государственные санитарные врачи министерств и ведомств, в частности Министерства внутренних дел, Ми­нистерства обороны, Федеральной службы безопасности, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федерального медико-биологического агентства и дру­гих служб федерального значения.

Главный государственный санитарный врач РФ координирует деятельность территориальных и ведомственных главных госу­дарственных санитарных врачей.

Издаваемые Главным государственным санитарным врачом РФ правовые акты по вопросам, относящимся к его компетен­ции, являются обязательными для исполнения всеми структур­ными подразделениями и федеральными государственными учреждениями.

На товарном рынке утвержден следующий перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологической экспертизе.

1. Пищевые продукты в натуральном или переработанном
виде, употребляемые человеком в пищу, алкогольная продукция
(в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная ре­зинка, продовольственное сырье и др.

2. Товары для детей: игрушки, игры, одежда, обувь, постель­ное белье, мебель, коляски, ранцы, канцелярские товары, учеб­ные пособия, книжные и журнальные издания для детей и подростков и пр.

3. Материалы, контактирующие с пищевыми продуктами.

4. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.

5. Продукция машиностроения и приборостроения производ­ственного, медицинского и бытового назначения.

6. Полимерные и синтетические материалы, предназначенные
для применения в строительстве, изготовлений мебели и других
предметов домашнего обихода.

7. Изделия из натурального сырья, подвергающегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке, воздействию
ионизирующего излучения и т.п.).

8. Материалы для изделий, контактирующих с кожей человека.

9. Табачные материалы.

10. Другие материалы и изделия: продукция, изделия, являю­щиеся источником ионизирующего излучения, а также содержа­щие радиоактивные вещества, средства индивидуальной защиты,
пестициды и агрохимикаты и др.

Контроль направлен на предупреждение, выявление, ликви­дацию опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье.

В подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ находятся санитарно-эпидемиологические службы в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также некоторые другие органы санитарного контроля, например научно-исследова­тельские учреждения, санитарно-профилактические пункты.

Органы санитарно-эпидемиологического надзора постоянно следят за соблюдением субъектами товарного рынка санитарного законодательства Российской Федерации. Мероприятиями кон­троля могут быть:

• наблюдение, оценка, прогнозирование состояния здоровья
населения;

• выявление причин, факторов, условий возникновения и
распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, а также других
массовых заболеваний людей;

• принятие в пределах своей компетенции обязательных решений по проведению гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий для выполнения их органами госу­дарственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями (организациями) и учреждениями, а также различными коммерческо-хозяйственными субъектами товарного рынка независимо от их подчиненности и форм собственности;

• проверка выполнения гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации зданий, торговых
помещений, складов, прилавков, торгового оборудования,
транспортных средств;

• принятие мер по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения, связанных с неблагоприятным влиянием
среды обитания человека на его здоровье;

• выдача по результатам контроля заключения (гигиениче­ского сертификата) по проектам строительства, реконст­рукции, модернизации торговых объектов, зданий, сооружений, транспортных средств и ввода их в эксплуатацию, а также условиям производства, применения, хранения, транспортировки, продажи продуктов питания, по проектам нормативной и технологической документации на новую
товарную продукцию, упаковку, тару;

• принятие мер административного принуждения при выявлении санитарных правонарушений, а также передача дел

о привлечении лиц, совершивших такие правонарушения, к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Серьезные и ответственные задачи органов санитарно-эпиде­миологического надзора состоят в планировании и организации государственного санитарно-эпидемиологического нормирова­ния (установление санитарных правил, норм и гигиенических нормативов), направленного на разработку научно обоснован­ных критериев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности среды оби­тания для здоровья человека.

К таким нормативным актам относятся:

• санитарные правила, устанавливающие гигиенические и
противоэпидемические требования по обеспечению сани­тарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека;

• санитарные правила и нормы, объединяющие требования
отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

• гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания для здоро­вья человека.

Государственные должностные лица и их заместители обла­дают достаточно большими полномочиями. Они вправе:

• беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного
удостоверения) и проводить обследования торговых пред­приятий и организаций в целях проверки выполнения санитарного законодательства РФ, контроля проведения гигие­нических и противоэпидемических мероприятий и соблюде­ния действующих санитарных правил;

• предъявлять торговым предприятиям (организациям) требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

• поручать проведение специальных экспертиз и консульта­ций и по их результатам представлять торговым предприятиям (организациям) заключения, основанные на дейст­вующих санитарных правилах;

• изымать образцы товаров, изделий, пищевых продуктов
для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы;

приостанавливать вплоть до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения - прекращать производство, хранение, транспортировку, про­дажу товаров народного потребления, продовольственного сырья, пищевых продуктов;

• вносить в органы государственного контроля предложения
о приостановлении или прекращении коммерческо-хозяйственной деятельности торговых предприятий (организаций) в случае невыполнения ими санитарных правил, по­становлений органов и учреждений Министерства здра­воохранения РФ;

• принимать решения о проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации в очагах инфекционных заболеваний,
а также в служебных, складских помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

• принимать решения о временном отстранении от работы
торговых работников, являющихся носителями возбудите­лей инфекционных болезней и могущих быть источниками
их распространения;

• вызывать в учреждения санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации должностных лиц и граж­дан для рассмотрения материалов по фактам нарушений
санитарного законодательства и санитарных правил;

• рассматривать дела о санитарных правонарушениях;

• налагать административные взыскания, передавать материа­лы в следственные органы для возбуждения уголовных дел;

• представлять должностным лицам или органам управления
предложения о применении мер дисциплинарного воздей­ствия к отдельным работникам торговли;

• предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда,
причиненного здоровью граждан, расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массо­вых заболеваний и отравлений людей, об уплате соответ­ствующих штрафов.

Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездей­ствие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполне­нием гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заклю­чений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных

лиц органов и учреждений Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ.

Руководители торговых предприятий (организаций) обязаны по представлению Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное пра­вонарушение.

За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники торгового предприятия (организации) подвер­гаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным зако­нодательством, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения.

За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и гибель людей, в соответствии с законодательством должностные лица и граждане несут уголовную ответственность.

Управление ветеринарного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) через свои территориальные органы проводит соответствующий контроль на рынке за состоянием определенных видов товаров.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и энергетики РФ, осуществляет государственный метрологиче­ский контроль и надзор за соблюдением обязательных требова­ний государственных стандартов и технических регламентов.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требова­ний технических регламентов проводится должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации.

Рассматривать дела об административных правонарушениях по стандартизации, метрологии и сертификации вправе:

1) Главный государственный инспектор Российской Федера­ции по надзору за государственными стандартами и обеспечением
единства измерений, а также его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов (регионов)
Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также их заместители.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требова­ний технических регламентов осуществляется в отношении про­цессов производства продукции, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации исключительно в части соблю­дения требований соответствующих технических регламентов.

В отношении готовой товарной продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических рег­ламентов осуществляется только на стадии товарного обращения.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

• требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие товарной продукции требова­ниям технических регламентов;

• осуществлять мероприятия по государственному контролю
(надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством РФ;

• выдавать предписания об устранении нарушений требований
технических регламентов в срок, установленный с учетом
характера нарушений;

• приостанавливать или прекращать действие декларации о
соответствии или сертификата соответствия;

• привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

• принимать иные меры в целях недопущения причинения
вреда.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся:

• отбор образцов (проб) товарной продукции и (или) документов, необходимых для проведения государственного контро­ля и надзора, и оформление его результатов;

• технический осмотр продукции;

• исследования (испытания), экспертизы продукции, обеспечивающие достоверность и объективность результаты
проверки;

• проверка наличия системы качества и данных о сертифи­кации этой системы;

• проверка соответствия товарной продукции обязательным
требованиям, установленным нормативными документами
на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению
соответствия.

Отбор образцов (проб) из партии товарной продукции, тех­нический осмотр продукции проводятся непосредственно госу­дарственным инспектором в присутствии специалистов юриди­ческого лица или индивидуального предпринимателя.

Необходимость проведения испытаний определяет государ­ственный инспектор (руководитель проверки). Испытания про­водятся на испытательной базе юридического лица или индиви­дуального предпринимателя в присутствии государственного ин­спектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории. Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распростра­няются на проверяемую партию товарной продукции, оформля­ются протоколом по форме, принятой испытательной лаборато­рии (центре).

На основании результатов технического осмотра, исследова­ний (испытаний), экспертизы проводится оценка соответствия товарной продукции обязательным требованиям.

Государственный контроль (надзор) осуществляется в плано­вом порядке посредством выборочных проверок (иногда сплош­ной контроль) не более чем один раз в два года в отношении од­ного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Внеплановые проверки проводятся в исключительных случаях.

Мероприятия по государственному контролю (надзору) про­водятся по распоряжениям главных государственных инспекторов субъектов (регионов) Российской Федерации, их заместителей.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель должен обеспечить необ­ходимые условия для проведения государственного контроля (надзора) в соответствии с действующим законодательством.

Основные цели Федерального агентства по техническому ре­гулированию и метрологии:

• формирование и реализация государственной политики в
области стандартизации, метрологии и сертификации;

• обеспечение единства измерений в стране;

• организация и проведение работ по обязательной сертифи­кации товарной продукции;

• осуществление государственного контроля и надзора за
соблюдением обязательных требований государственных
стандартов, правил метрологии и сертификации;

• определение мер государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и при­менения нормативных документов по стандартизации.

Основные задачи проверки торговли в части стандартизации, метрологии и сертификации состоят в следующем.

1. Предоставление органам исполнительной власти и общественным организациям достоверной информации о фактическом
состоянии соблюдения торговлей установленных требований к
товарной продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья людей, охрану окружающей среды, и правил обязательной
сертификации.

2. Предотвращение и пресечение нарушений государствен­ных стандартов, устанавливающих обязательные требования к
товарной продукции, всеми субъектами товарного рынка.

3. Контроль за соблюдением правил обязательной сертифи­кации товарной продукции.

Государственная проверка осуществляется на стадиях разра­ботки товара и подготовки его к производству, изготовления, транспортировки, складского хранения, поставки, продажи, ис­пользования (эксплуатации).

Методами проверки являются испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация (соответствие товарной продукции требованиям, предъявляемым в норматив­ной документации или в информации о продукции) и другие методы, обеспечивающие достоверность и объективность ре­зультатов проверки.

Государственную проверку соблюдения обязательных требо­ваний государственных стандартов и соответствия им сертифи­цированной товарной продукции проводит один государствен­ный инспектор либо комиссия, возглавляемая государственным инспектором, ответственным за проведение проверки.

Государственная проверка осуществляется с учетом:

• приоритетных направлений государственного надзора;

• целевых заданий;

• информации потребителей и других обстоятельств, тре­бующих проверки конкретного субъекта товарного рынка.

Оценку соответствия продукции обязательным требованиям государственных стандартов проводят на основе результатов контроля и испытаний, анализов, измерений, предусмотренных стандартами.

В случае объективной невозможности проведения проверки на месте (отсутствие испытательной базы или неготовность по­следней к проведению контроля с нормативной точностью) ее проводят в аккредитованных испытательных лабораториях или других компетентных организациях.

По результатам проверки, когда результат положительный, т.е. нарушений не обнаружено, составляется протокол. При от­рицательном результате оформляется акт установленной формы, который служит основанием для выдачи предписаний и поста­новлений о применении мер воздействия в соответствии с дей­ствующим законодательством. В акте указываются выявленные нарушения, их причины, возможные последствия, другие сведе­ния, позволяющие убедительно обосновать принимаемые меры к недопущению повторных или новых нарушений.

Государственные инспектора в соответствии со своей компе­тенцией вправе по результатам государственного надзора выда­вать субъектам товарного рынка предписания, связанные с нару­шениями обязательных требований государственных стандартов.

1. Об устранении выявленных нарушений (выдается в случаях установления нарушений по стандартизации на стадиях разработ­ки товарной продукции, подготовки ее к производству, изготов­ления, транспортировки, реализации, хранения, использования (эксплуатации), когда их реально возможно устранить в процессе проведения проверки).

2. О приостановке реализации, использования (эксплуатации)
проверенной товарной продукции (выдается, когда выявленные
нарушения возможно устранить в установленный срок проведением соответствующих корректирующих мероприятий).

3. О запрете реализации, использования (эксплуатации) про­веренной товарной продукции (выдается в случае, когда выявленные нарушения устранить практически невозможно).

4. О запрете реализации товарной продукции в случае уклонения субъекта товарного рынка от ее предъявления для про­верки (выдается, если субъекту товарного рынка было вручено надлежаще оформленное уведомление на проведение проверки).

5.0 запрете реализации импортной товарной продукции (выдается, если установленные нарушения обязательных требо­ваний российских государственных стандартов устранить невоз­можно, а также когда данная товарная продукция подлежит обя­зательной государственной регистрации).

6. Об изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров (выдается в случаях, когда реализованный товар представляет большую опасность для жизни, здоровья, имущества потреби­телей, окружающей среды по причине отсутствия на него госу­дарственных стандартов, при наличии конструктивных, произ­водственных, рецептурных и иных недостатков, технических дефектов, а также нормативной документации, а устранение недостатков невозможно).

За нарушения законодательства в области стандартизации, метрологии и сертификации предусмотрена административная ответственность в виде соответствующих штрафных санкций.

Государственный контроль за производством, оборотом, качест­вом и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукцией. Такой контроль осуществляется по лицензиям уполномоченными федеральными органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в пределах их компетен­ции. При этом государственный контроль за счет средств прове­ряемых организаций не допускается.

Правительство РФ определило основные задачи уполномо­ченной службы:

а) государственный контроль за производством и оборотом
этилового спирта из всех видов сырья, готовой алкогольной
продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции;

б) участие в разработке основ государственной политики в
сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной
продукции, направленных на защиту экономических интересов
государства, прав потребителей и отечественных товаропроизводителей;

в) участие совместно с уполномоченными федеральными ор­ганами исполнительной власти и органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации в разработке ежегодных балансов объемов производства и потребления этилового спирта и алкогольной продукции.

В соответствии с возложенными на нее задачами по обеспече­нию государственного контроля за алкогольной продукцией служ­ба государственного контроля выполняет следующие функции:

• подготовку предложений и участие в разработке проектов
законов и иных нормативно-правовых актов РФ по вопро­сам, относящимся к ее компетенции;

• лицензирование деятельности по производству и обороту
этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием
этилового спирта более 6% от объема единицы алкогольной продукции;

• составление и ведение реестров выданных, зарегистриро­ванных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию готовой алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции;

• государственный контроль за объемами производства, хранения и оптовой реализацией этилового спирта и объема­ ми производства, розлива, хранения, оптовой реализации алкогольной продукции, за соблюдением технологии про­изводства указанной продукции в целях обеспечения каче­ства и эффективности использования сырья при ее производстве;

• государственный контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции;

• государственный контроль за выделением юридическим лицам квот на закупку этилового спирта и их использованием;

• участие в разработке государственных стандартов, техниче­ских условий, норм и правил в области контроля за произ­водством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции;

• участие в разработке предложений по бюджетной, налоговой, кредитной, ценовой, инвестиционной, таможенной,
лицензионной, социальной и экономической политике в
сфере производства и оборота этилового спирта и алко­гольной продукции;

• разработка в пределах своей компетенции инструкций и
других нормативных актов в области государственного кон­троля за производством и оборотом этилового спирта и
алкогольной продукции;

• контроль за соблюдением условий лицензируемой дея­тельности в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

• участие в решении вопросов производства, поставки эти­
лового спирта и алкогольной продукции на экспорт и по­
лучения их по импорту;

• приостановление или аннулирование в пределах своей ком­петенции действия лицензий при нарушении организа­циями действующих нормативно-правовых актов в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;

• приостановление или запрещение реализации этилового
спирта и алкогольной продукции, не соответствующих тре­бованиям действующих стандартов, технических и других
нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке, маркировке;

• направление в правоохранительные органы или суды ма­териалов в отношении должностных лиц, виновных в на­рушении норм и правил государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Контроль за торговлей драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями, их содержащими. Такой контроль осущест­вляет Государственное учреждение по формированию государст­венного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и камней (ГОХРАН России).

ГОХРАН выполняет следующие функции:

• организацию и проведение на территории Российской Федерации пробирного надзора;

• контроль за извлечением, переработкой, использованием,
учетом, хранением и оборотом драгоценных металлов и
драгоценных камней на соответствующих предприятиях (в
организациях);

• контроль за совершением сделок с драгоценными метал­лами и драгоценными камнями, а также за их реализацией
на внешнем рынке;

• определение размеров выплат пробирной палате за опробование и клеймение изделий из драгоценных металлов,
экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы
и драгоценные камни;

• выдачу сертификатов качества на отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и
драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государ­ственным пробирным клеймом Российской Федерации, но предназначены для продажи;

• организацию и учет выдачи регистрационных удостовере­ний юридическим лицам, осуществляющим использование
драгоценных металлов и драгоценных камней, а также физическим лицам, производящим операции с ними;

• участие в разработке для торговых предприятий правил
торговли с учетом требований Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации;

• разработку предложений по совершенствованию законода­тельства в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и внесение их в Правительство РФ в установленном порядке на рассмотрение.

Несанкционированные, т.е. не разрешенные государством, изготовление, хранение, сбыт, использование или подделка го­сударственного пробирного клейма наказываются соответствую­щими штрафными санкциями либо лишением свободы на срок до трех лет.

Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нару­шение установленных правил наказывается соответствующими штрафными санкциями либо юридическими мерами (исправи­тельными работами, ограничением свободы, арестом, лишением свободы).

При нарушениях, совершенных в крупных размерах, виновные наказываются лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Поступившие в продажу изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней без оттисков государственных пробирных клейм, действующих на территории Российской Федерации, или без сертификата качества подлежат опечатыванию и отправке в территориальные государственные органы пробирного надзора РФ в установленном порядке.

Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится только в специализированных ювелирных магазинах, отделах, секциях, где обеспечиваются их учет, сохран­ность и надлежащие условия для выбора их покупателем.

Контроль за продажей меховых товаров. Такой контроль воз­ложен на Министерство природных ресурсов РФ, которое в этой сфере выполняет следующие функции:

• разработку и утверждение перечня редких и находящихся
под угрозой исчезновения животных, продажа изделий (мехов, меховых и овчинно-шубных изделий) из шкур ко­торых запрещена законодательством РФ;

• наложение запрета на торговлю меховыми товарами, изготовленными из шкур животных, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации;

• разработку правил продажи изделий из меха;

• обеспечение контроля за использованием научно обоснованных норм (квот, лимитов) изъятия объектов животного мира, включая охотничьи виды животных;

• организацию и осуществление государственного контроля
в области охраны и использования охотничьих видов жи­вотных, в том числе надзор за предоставлением права на охоту и выдачей разрешений (лицензий) на охотничьи виды животных;

• выдачу лицензий на право продажи меховых товаров, ко­торые в соответствии с законодательством РФ облагаются акцизами;

• организацию работы по выдаче в установленном порядке
предприятиям (организациям) и физическим лицам разрешений на добывание диких животных, не отнесенных к
охотничьим видам животных, а также на продажу, скупку,
приобретение, обмен, содержание и хранение объектов
животного мира и их продуктов;

• обеспечение охраны и регулирования использования объектов животного мира, не отнесенных к перечню охотничьих
видов животных, а также проведения учета указанных ре­сурсов, на которые имеется коммерческий спрос;

• разработку и утверждение необходимой нормативной документации по стандартизации, регламентирующей порядок хранения, упаковки, маркировки, транспортировки меховых изделий, а также правила приемки и методы контроля за качеством;

• организацию и проведение экспертизы с привлечением соответствующих специалистов.

К нарушениям законодательства РФ об охране и использо­вании животного мира относятся следующие правонарушения:

• нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими,
порядка пользования животным миром;

• нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причиняющих ущерб животному миру, нарушение правил охоты и рыбоводства;

• нарушение правил торговли продуктами животного мира;

• уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезно­вения объектов животного мира или совершение иных
действий, ведущих к гибели, сокращению численности
или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

• нарушение требований по предотвращению гибели объектов
животного мира в процессе коммерческо-хозяйственной
деятельности субъекта товарного рынка и при эксплуатации транспортных средств;

• нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром;

• нарушение установленного порядка предоставления раз­решений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания.

Споры по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания, предоставлению животного мира в поль­зование должны рассматриваться и разрешаться судом или арбит­ражным судом в порядке, установленном действующим законода­тельством.

Субъекты товарного рынка, причинившие вред объектам животного мира и среде обитания, должны в обязательном по­рядке возмещать нанесенный ущерб добровольно либо по реше­нию суда или арбитражного суда.

Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ об охране и использовании объектов животного мира, изымаются безвозмездно либо кон­фискуются у владельца и возвращаются в среду обитания.

Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанные из них меховые изделия подлежат безвозмездно­му изъятию или конфискации в порядке, установленном зако­нодательством РФ.

Если физическое состояние животного не позволяет возвра­тить его в среду обитания, то оно может быть реализовано в по­рядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием. Ущерб также взыскивается с пользовате­лей животным миром, если ими не были приняты необходимые и реальные меры по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях.

Пожарный надзор. Такой контроль осуществляет Государст­венная противопожарная служба, входящая в состав Министер­ства внутренних дел РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Она организует разработку и осуществле­ние государственных мер, нормативное регулирование и контроль за пожарной безопасностью на всех торговых объектах товарного рынка.

Должностные лица пожарного надзора имеют право прово­дить обследования и проверки складских, торговых и иных по­мещений и строений в целях контроля за соблюдением требова­ний пожарной безопасности, а также в целях пресечения и вы­явления нарушений.

Пожары причиняют значительный материальный ущерб, представляют большую опасность для жизни людей. Поэтому большое значение приобретает борьба с ними на всех торговых предприятиях (в организациях).

Противопожарные мероприятия представляют собой комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения пожаров (пожарная профилактика) и ликвидацию уже возникших пожа­ров. В совокупности эти мероприятия предусматривают реше­ние вопросов, касающихся строительства торговых помещений, сооружений, складов, организации складского хозяйства, средств пожаротушения, эксплуатации машин, механизмов, оборудова­ния, правильного устройства нагревательных и отопительных приборов, монтажа электрооборудования, режима работы склад­ских и торговых работников, быстрой эвакуации людей и иму­щества из горящего помещения, открытой складской или торго­вой площади, быстрого развертывания действий пожарных ко­манд и добровольных пожарных дружин для тушения огня.

Государственный пожарный надзор осуществляется управле­ниями пожарной охраны регионального, областного, краевого, республиканского уровней через местные органы управления пожарной охраны.

Органы Государственного пожарного надзора разрабатывают и издают правила, инструкции и технические нормы по проти­вопожарной охране, следят за проведением их в жизнь предпри­ятиями, организациями, отдельными лицами.

Представители Государственного пожарного надзора должны осматривать все здания, помещения с составлением соответст­вующих актов, а в случае нарушения действующих правил и норм по противопожарной охране имеют право привлекать виновных лиц к административной или судебной ответственности.

Органы Государственного пожарного надзора контролируют выполнение всех основных требований пожарной охраны про­ектными и строительными организациями, а также проектирова­ние и строительство зданий, сооружений.

Все работники торгового предприятия независимо от занимае­мой должности обязаны твердо знать и строго соблюдать уста­новленные правила пожарной безопасности.

Ответственными лицами за пожарную безопасность на тор­говом предприятии являются руководители (директор или его заместитель), а в отдельных торговых зданиях, помещениях, складах - заведующие.

Ответственные за пожарную безопасность лица обязаны:

1) знать и точно выполнять правила пожарной безопасности
и осуществлять контроль за их выполнением;

2)постоянно следить за исправностью приборов отопления,
электроустановок и электропроводки, приборов керосинного
освещения и немедленно принимать меры к устранению каких-
либо нарушений, могущих вызвать пожар;

3) обеспечить исправное содержание и постоянную готов­ность к использованию имеющихся на данном предприятии всех
средств пожаротушения и средств пожарной связи;

4) при возникновении пожара до прибытия профессиональной
пожарной команды принимать меры к его ликвидации, а также
к эвакуации людей и материально-технических ценностей;

5) проводить противопожарные инструктажи с рабочими и
служащими торгового предприятия;

6) не допускать к работе лиц, не прошедших инструктаж по
пожарной безопасности;

7) размещать предупреждающие плакаты, надписи по пожар­ной безопасности и периодически обновлять их;

8) организовывать в составе торгового предприятия добровольную пожарную дружину, оснащенную современными техническими средствами для борьбы с огнем;

9) участвовать в совещаниях, семинарах, конференциях,
смотрах, организованных органами Государственного пожарно­го надзора.

При строительстве и реконструкции торгового, складского здания должно быть предусмотрено предотвращение распро­странения огня в горизонтальном направлении путем устройства противопожарных стег (выступов) - брандмауэров, а также пе­ресекающих сверху вниз все элементы здания в вертикальном направлении несгораемых перекрытий.

Торговое предприятие должно иметь пожарный водопровод, как внутренний, так и наружный, и сигнализацию. На террито­рии, в помещениях торгового предприятия, где курение вос­прещается, на видных местах вывешиваются предупреждающие надписи: «Курить воспрещается», а в местах для курения - «Ме­сто для курения».

На территории торгового предприятия газо- или электросвар­ка может проводиться только после специального разрешения органов Государственного пожарного надзора в присутствии де­журного члена добровольной пожарной дружины.

В торговых и складских помещениях запрещается загромож­дать различным грузом и предметами входы и выходы, проходы и проезды, лестничные пролеты, подступы к наружным пожар­ным лестницам и средствам пожаротушения, а также наглухо забивать запасные ворота и двери.

Порожняя тара должна срочно отправляться в специально от­веденные места для сбора и хранения. Торговые и складские пло­щади всегда следует содержать в чистоте, после окончания работы тщательно очищать от упаковочного материала, отходов, мусора.

Для ликвидации пожаров в торговых предприятиях сущест­вуют следующие огнегасительные средства.

1. Сплинкерно-дренчерная система - автоматическая водя­ная трубопроводная установка.

Водопроводные трубы с отверстиями, залитыми заметным легкоплавким металлом, подвешиваются к перекрытию поме­щения (или стеллажа) на небольшом расстоянии друг от друга, а в некоторых местах системы монтируются контрольно-сигналь­ные клапаны. В трубах под небольшим давлением (напором) постоянно циркулирует вода. При возникновении пожара в по­мещении приводится в действие звуковой сигнальный аппарат, поднимается температура, плавятся металлические пробки, от­крываются отверстия и вытекающая из труб вода образует завесу, препятствуя распространению огня.

2. Первичные средства: пожарные ведра и чаны, ящики с пес­
ком, гидропульты, пожарные шланги и краны должны распола­гаться в легкодоступном месте и быть в исправном состоянии.

3. Химические средства: ручные пенные огнетушители, руч­ные углекислотные огнетушители, пеногоны, пеногенераторы и др. - должны быть исправными и находиться в доступном месте.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности в соответствии с действующим законодательством несут:

• руководители федеральных органов исполнительной власти;

• собственники имущества;

• руководители органов местного самоуправления;

• лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распо­ряжаться имуществом, в том числе руководители торговых предприятий;

• должностные лица в пределах их компетенции;

• лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

За нарушение требований пожарной безопасности торгового предприятия (организации) указанные лица в соответствии с дей­ствующим законодательством могут» быть привлечены к админи­стративной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы инспекции налоговой системы | Таможенные службы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 33763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.