Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы


Протокольное старшинство

1. Государственное служебное и протокольное старшинство.

2. Дипломатическое старшинство.

 

1.Государственное служебное и протокольное старшинство

Основа всякого организованного общества – его иерархия, понятное всем и всеми признаваемое старшинство – социальное, управленческое, профессиональное и т. д. Старшинство – суть протокольной практики. Характер церемониалов официальных мероприятий, их этикетное наполнение отражают сложившуюся в государстве иерархию.

Иерархия человеческих отношений древнее института государства. В первобытном стаде людей старшинство основывалось на аргументе силы (вожак, свой, чужой). С эволюцией человечества к родоплеменным отношениям эта иерархия усложняется. Аргумент силы, подтверждающий право на то или иное место в первобытном обществе, дополняется традицией (старейшина, вождь, отец, мать, старшие, младшие, свои, чужие). Несомненно, у наших первобытных предков существовали и определенные ритуалы, обряды, формально закреплявшие такое старшинство.

Дальнейшее социальное структурирование общества, возникновение ранних государственных образований (Древний Египет, Ассирия, Персия) порождают институт государственной власти. Основным критерием старшинства становится обладание властью. Протокольная практика в это время направляется на укрепление сложившихся общественных отношений: культа царя, привилегий знати, особого положения воинов, зависимости крестьян и ремесленников, бесправия рабов.

Пример жесткой иерархизированности представляет собой и средневековое общество Западной Европы, состоявшее, как тогда было принято говорить, из «молящихся, воюющих и работающих». В то суровое время считалось, что воин лучше пахаря. К XI в. класс феодалов за счет незнатных воинов (рыцарей) сложился в особое сословие – рыцарство. Рыцари, считавшие себя «цветом мира», создали свой образ жизни, свой кодекс морали и поведения, позволившие им отделиться от простолюдинов. Внутри самого феодального класса складывается строгая иерархия вассальной зависимости. Публичная жизнь монарших дворов организуется таким образом, чтобы возвеличить царствующую особу в глазах подданных, подчеркнуть ее богоизбранность, утвердить придворную иерархию. Поскольку абсолютной прерогативой монархов были также и внешние сношения, эта инструментальная роль придворного этикета имела крайне важное значение и во внешней политике государства.

Стоит отметить, что дворянский этикет раннего средневековья с его обостренным понятием чести, отстаиваемой, как правило, на дуэлях, строгой внутрисословной иерархией, церемониальностью и предупредительностью лег в основу дипломатического этикета. Ведь кадры дипломатов рекрутировались из представителей именно этого сословия.



Нормы придворного этикета в средневековье имели силу закона. Их нарушение расценивалось как преступление. Такая суровость может быть объяснена тем, что протокольно-этикетная дисциплина служила своеобразным способом самосохранения высшего сословия, которое не было многочисленным. Этикетные правила играли роль особой знаковой системы, позволявшей отличать людей «своего круга» от всех прочих. Передаваясь на протяжении столетий от поколения к поколению, нормы этикета закрепляли существующую сословную иерархию на уровне повседневных форм поведения.

Последующая демократизация общественной жизни упразднила сословность этикета, одновременно внеся в него новую систему ценностей и добродетелей. В ее основе – признание равенства людей разных социальных статусов перед требованиями общественных приличий, практичность и недогматичность. Единственная протокольная привилегия представителей современной элиты – их места в рамках официальных мероприятий и церемониалов, уровень почетности которых зависит от положения должностного лица в протокольной иерархии.

Старшинство официальных лиц страны определяется, прежде всего, ее конституцией. Поэтому в список служебного старшинства, возглавляемый главой государства, в определенном порядке входят главы правительства и парламента (палат парламента), высшие судьи, губернаторы, министры, другие высокопоставленные чиновники – т. е. действующая административная элита.

Протокольная иерархия, однако, шире и сложнее служебной, она не ограничивается только кругом названных лиц. Ведь в числе почетных гостей официальных мероприятий могут быть и бывшие члены парламента и правительства, а также представители церкви, деятели науки и культуры, руководители общественных организаций и др. Определить их старшинство бывает не менее важно, и при этом порой гораздо сложнее.

Кроме того, критерии протокольного старшинства во многом зависят от национально-культурных традиций страны. Так, например, действующая ныне система старшинства Англии определяется в первую очередь родством с сувереном, высоким положением в церкви, принадлежностью к дворянской знати, наличием королевских наград. Фактический же глава государства – премьер-министр – занимает в списке малопочетное 12-е место. (Еще одно подтверждение тому, что протокол, в известной мере, – дань условностям.) Сложность критериев старшинства вообще характерна для современных монархий.

Обычно прагматично сдержанно относящиеся к протокольным формальностям американцы также не пренебрегают проблемой иерархии. Более того, общий список протокольного старшинства США включает всю управленческую, военную, конфессиональную, культурную элиты страны.

Во Франции официальное старшинство распространяется лишь на действующих государственных чиновников. При этом президентским декретом протокольной службе предоставлено право самостоятельно определять старшинство для лиц, не входящих в административную иерархию. Такой подход компенсируется жесткой централизацией национальной протокольной службы, обладающей полной монополией в области обеспечения государственного протокола (более подробно об этом будет сказано в следующей лекции).

Как правило, в протокольной иерархии каждой страны предполагается коллективное почетное место дипломатического корпуса при его присутствии на официальных мероприятиях. В международной практике обычно соблюдается правило, согласно которому в старшинстве иностранные послы следуют за главой государства, поскольку при нем они аккредитованы.

В определении протокольного старшинства жен и мужей должностных лиц международная практика исходит из того, что они, независимо от присутствия на официальных мероприятиях их супругов, пользуются равными с ними правами. Как правило, вдовы должностных лиц получают приоритет.

Поскольку, как уже отмечалось, протокольная иерархия не всегда совпадает со служебной, в национальной практике многих стран сегодня общеприняты утвержденные главой государства списки протокольного старшинства, являющиеся, как правило, приложением к основным положениям государственного протокола. Нормативный характер этого документа позволяет избежать неловких ситуаций среди участников официальных мероприятий, предупредить обиды и уязвленное самолюбие.

После распада СССР страны СНГ, обретя суверенитет, также вынуждены были определиться в протокольной иерархии национальных элит. Прежняя, советская система старшинства, представляла собой партийную иерархическую пирамиду. Ее вершину составляли члены политбюро. Место в государственной системе власти играло второстепенную роль. Такой же подход сохранялся в системе официального старшинства на уровне союзных и автономных республик, областей, районов.

Потеря КПСС монополии на власть в постсоветских республиках изменила принцип формирования протокольной иерархии. Ее критерием, как и в большинстве европейских стран, сегодня является положение в системе государственной власти. При этом в некоторых странах в список официального старшинства включаются лишь действующие высшие государственные чиновники. Этой практики, следуя примеру Франции, придерживается Казахстан. В России же, как и в США, разработан достаточно подробный список старшинства, охватывающий, помимо должностных лиц государства, руководителей религиозных конфессий, общественных деятелей, представителей науки и культуры и т. д. Эти списки, как принято в международной практике, утверждены главами государств (президентскими указами).

 

2. Дипломатическое старшинство

Проблема дипломатического старшинства и связанных с ним протокольных привилегий берет свое начало со времени возникновения дипломатии как вида внешних сношений. Степень уважительности, проявляемой к дипломатам, а дипломатов друг к другу, издревле являлась показателем характера межгосударственных отношений.

Отдельный интересный сюжет этой темы – иерархия самих глав государств, поскольку она оказывала прямое влияние на становление дипломатического старшинства. В средние века отношения внутри сообщества европейских монархов, именовавшегося «familia», сравнивались с отношениями внутри обычной семьи. Соответственно и иерархия монархов в этой «семье» определялась терминами, заимствованными из лексики родственных отношений (брат, кузен, сын мой), независимо от наличия или отсутствия родства. Равенство протокольного титулования свидетельствовало о равенстве в двусторонних межгосударственных отношениях. [К слову, терминология кровного родства («брат мой», «сестра моя») сохранилась в обращениях европейских монархов друг к другу до сегодняшнего времени.]

Властные титулы глав государств были предметом не меньшего внимания, чем «семейные» титулы, так как отражали амбиции их носителей в межгосударственных сношениях. Болезненную щепетильность в этом смысле проявляли русские государи. Титул Великого князя Московского включал все принадлежавшие ему земли, в том числе завоеванные. Искажение титула или пропуск его составных частей в устном обращении или в дипломатических документах воспринимались как выражение сомнения в территориальных правах его обладателя.

Принципы старшинства, заложенные в правилах титулования, не были кодифицированы, отличались непрочностью и недолговечностью, что давало поводы для постоянных споров. Свою лепту в их разрешение в 1504 г. попытался внести Папский престол, составив «список монархов». Положение государств в этом списке зависело от их военной и экономической мощи, а также древности монархий. Однако усилия римско-католической церкви оказались тщетными. Первый критерий не был постоянен, второй не представлялся убедительным при отсутствии аргумента силы.

Четкие критерии старшинства отсутствовали и в среде самих дипломатов. В период так называемой «оказиональной» дипломатии, когда дипломатические представители выполняли поручения своих государей по мере возникновения такой необходимости, важность посольской миссии определялась знатностью происхождения ее главы. В этой роли выступали принцы, герцоги, князья, т. е. дворянская аристократия. Им оказывали знаки почтения, соответствующие их дворянскому титулу. При этом исполнение функций посла особо важной персоной, например принцем крови, воспринималось как подчеркнутая заинтересованность в добрососедстве.

Поскольку иностранный посол в эпоху абсолютных монархий рассматривался как «alter ego» («второе я») направившего его главы государства, всякое нарушение феодальных привилегий и иммунитетов их обладателей воспринималось как личное оскорбление государя. Дипломатическая практика изобилует примерами драматичных инцидентов на этой почве.

Дальнейшее укрепление постоянно действующей дипломатической службы, стремительное развитие сети дипломатических представительств обостряли проблему старшинства в дипкорпусе. Его члены по-прежнему представляли дворянскую аристократию.

Шло постоянное соперничество за протокольное старшинство между послами полномочными и чрезвычайными, прибывшими со специальными поручениями во главе чрезвычайных посольств (например, на коронацию).

Возникавшие противоречия между постоянно аккредитованными и чрезвычайными послами были сняты во второй половине XVII в. В верительных грамотах постоянных (полномочных) послов стали добавлять слово «чрезвычайный», уровняв их таким образом с чрезвычайными послами.

Разрешение накопившихся проблем старшинства внутри дипломатического корпуса состоялось на Венском конгрессе участников антинаполеоновской коалиции. В марте 1815 г. к Генеральному акту Венского конгресса было оформлено «Приложение №17» («Венский регламент»). Полное название документа – «Положение относительно дипломатических агентов». Венский регламент устанавливал, что ни родственные связи между дворами, ни политические союзы не дают послам никаких преимуществ друг перед другом. Единственным критерием старшинства посла признавался срок пребывания его в стране, исчисляемый со дня вручения им верительных грамот главе государства. Для протокольной практики принятое решение было по-своему революционным. Наконец исчезла необходимость соперничать за старшинство. Говоря словами известного дипломата Э. Сатоу, с этого времени дипломаты «не добиваются старшинства, они его получают». Посол, первым вручивший верительные грамоты, становился старшим – дуайеном дипломатического корпуса. В странах, где имелся папский посол (нунций), он признавался дуайеном независимо от времени пребывания в стране.

Были определены следующие классы дипломатических представителей:

1) посол или папский легат (нунций),

2) посланник или полномочный министр (или иные аккредитованные при главе государства лица),

3) поверенный в делах.

В 1818 г. на Аахенском конгрессе Священного союза был принят Аахенский протокол, по которому приведенный список был дополнен классом министра-резидента, занявшим место между посланником и поверенным в делах.

Дипломатические представители первых трех классов [посол (нунций), посланник, министр-резидент] аккредитовывались при главе государства пребывания. Поверенный в делах представлял своего министра иностранных дел при министре иностранных дел страны пребывания.

Решения Венского регламента и Аахенского протокола не снимали всех противоречий дипломатического старшинства. Существовавшее неравенство государств влекло неравенство дипломатов. В Европе, например, только великие державы (Англия, Австрия, Пруссия, Россия и Франция) могли аккредитовать за границей послов.

Несмотря на несовершенство указанных документов с позиций сегодняшнего дня, они регулировали международную протокольную практику на протяжении более чем 150 лет.

В 1961 г. под эгидой ООН в Вене была проведена международная дипломатическая конференция, принявшая Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая сегодня является основным международным документом по протокольным вопросам. Согласно Конвенции, главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

1) посол (нунций);

2) посланник (интернунций);

3) поверенный в делах.

Диппредставители 1–2-го классов аккредитуются при главе государства; поверенный в делах – при министре иностранных дел.

Исключение из дипломатической иерархии класса «министр-резидент» лишь зафиксировало сложившееся в международной практике положение. Глав дипломатических представительств этого класса в прошлом назначали лишь в странах Латинской Америки.

Нельзя смешивать дипломатический класс поверенного в делах с должностью временного поверенного в делах. Последний является временным главой дипломатического представительства в отсутствие его непосредственного руководителя.

Подтверждением принципа суверенного равенства всех государств можно считать сложившуюся в последнее время практику учреждения дипломатических представительств только на уровне посольств. Венская конвенция 1961 г. установила принцип равенства глав дипломатических представительств независимо от их ранга.

В определении старшинства между главами дипломатических представительств главным критерием остается время их пребывания в стране. В зависимости от местной практики оно исчисляется со дня приезда посла в столицу или со дня вручения им верительных грамот главе государства. Учитывая, что время пребывания посла в стране направляющая сторона обычно огараничивает 3 – 5 годами, в силу естественной ротации дипломатический представитель любого государства получает возможность однажды стать старшим послом (дуайеном). Дуайен (фр. Douen – старшина, старейшина) – дипломатический представитель первого класса, который первым из своих коллег вручил верительные грамоты главе государства.

В некоторых странах сохранилась традиция предоставлять послу Ватикана старшинство перед другими послами независимо от сроков аккредитации. Есть и другие исключения из общепринятой практики. В ряде государств, бывших французских колониях, дуайеном всегда является посол Франции. В Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта) такое преимущество дается послам из африканских государств. Есть свои особенности в определении старшинства руководителей миссий (Верховных комиссаров), которыми обмениваются страны-члены Содружества (бывшего Британского).

Старшинство временных поверенных в делах определяется классом дипломатического представителя, которого они замещают, и датой извещения об их (временных поверенных) вступлении в должность.

Международная практика, как уже отмечалось выше, предполагает коллективное старшинство глав дипломатических представительств, аккредитованных в стране (дипломатического корпуса). Согласно принципу коллективного старшинства, на официальных церемониях, куда приглашен дипкорпус, ему предоставляется почетное первое место. При этом непременно соблюдается единство дипкорпуса; недопустимо размещение в разных местах диппредставителей разных классов. Если дипломатическое представительство приглашено в полном составе, его члены занимают места рядом с главой представительства.

Поскольку привилегии членов дипломатического корпуса распространяются и на их супругов, принцип коллективного старшинства применяется и по отношению к женам и мужьям дипломатов.

Старшинство внутри отдельных дипломатических представительств определяется национальным законодательством и традициями аккредитующей страны. Основным его критерием является присваеваемый дипломату ранг или занимаемая им должность.

В Беларуси, согласно Положению о дипломатической службе указом Президента страны утверждены следующие дипломатические ранги: атташе, третий секретарь, второй секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, первый секретарь второго класса, первый секретарь первого класса, советник второго класса, советник первого класса,чрезвычайный и полномочный посланник второго класса, чрезвычайный и полномочный посланник первого класса, чрезвычайный и полномочный посол.

Дипломатические ранги чрезвычайного и полномочного посла, а также чрезвычайного и полномочного посланника первого и второго классов присваиваются Президентом страны и являются пожизненными. Присвоение остальных дипломатических рангов – прерогатива Министра иностранных дел.

Должностная иерархия дипломатов посольства после посла выглядит следующим образом: советник-посланник – заместитель посла, советник – руководитель отдела (группы), советник, первый секретарь – руководитель отдела (группы), второй секретарь, третий секретарь, атташе. Должностям обычно соответствуют ранги дипломатов. Но могут быть и отступления от этого правила.

Старшинство военных и специальных атташе в каждой стране определяется индивидуально. Но обычно в протокольной иерархии они предшествуют первому секретарю.

Нередко возникает необходимость определения протокольного старшинства между постоянным диппредставителем и главой делегации, направляемой властями его страны со специальной миссией (например, на торжества по случаю национального праздника). В международной практике обычно придерживаются следующих правил. Если глава делегации – член правительства, посол занимает второе по старшинству место независимо от его ранга. В ситуации, когда делегацию возглавляет лицо, не представляющее правительство или МИД, старшинство остается за послом. Но если его дипломатический ранг ниже, чем у представителя, возглавляющего делегацию, посол в порядке вежливости уступает ему свое место. Нередко правительства поручают возглавлять делегации, направляемые со специальными миссиями за рубеж, своим постоянным диппредставителям в этих странах. Это позволяет избегать протокольных сложностей.

Государства по-разному подходят к определению старшинства своих дипломатов в собственной протокольной иерархии. Но, как правило, послы в силу своего высокого официального статуса в списках протокольного старшинства занимают почетные места.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы. Протокол и этикет-культура международного общения | Вопросы. Служба протокольного обеспечения

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2811; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.