Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая глобальная научная революция

Конец XIX века отмечен целым рядом ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю классическую научную картину мира. Это было начало новой научной революции.

 

Первый этап революции:

В 1888 г. Генрих Герц открыл электромагнитные волны, блестяще подтвердив предсказание Дж. Максвелла. В 1895 г. Вильгельм Рентген обнаружил лучи, получившие позднее название рентгеновских, которые представляли собой коротковолновое электромагнитное излучение. Изучение природы этих загадочных лучей, способных проникать через светонепроницаемые тела, привело Джозефа Томсона к открытию первой элементарной частицы – электрона.

 

 

Дж. Дж. Томсон (1856–1940)

 

Важнейшим открытием 1896 г. стало обнаружение радиоактивности Анри Беккерелем. Изучение этого феномена началось с исследования загадочного почернения фотопластинки, лежавшей рядом с кристаллами соли урана. Эрнест Резерфорд в своих опытах показал неоднородность радиоактивного излучения, состоявшего из?,? и?-лучей. Позже, в 1911 г. он смог построить планетарную модель атома.

 

К великим открытиям конца XIX в. также следует отнести работы А.Г. Столетова по изучению фотоэффекта, П.Н. Лебедева о давлении света. В 1901 г. Макс Планк предположил, пытаясь решить проблемы классической теории излучения нагретых тел, что энергия излучается малыми порциями – квантами, причем энергия каждого кванта пропорциональна частоте испускаемого излучения. Связывающий эти величины коэффициент пропорциональности ныне называется постоянной Планка (h). Она является одной из немногих универсальных физических констант нашего мира и входит во все уравнения физики микромира. Также было обнаружено, что масса электрона зависит от его скорости.

 

Все эти открытия буквально за несколько лет разрушили то стройное здание классической науки, которое еще в начале 80-х годов XIX в. казалось практически законченным. Все прежние представления о материи, ее строении, о движении, его свойствах и типах, о форме физических законов, о пространстве и времени были опровергнуты. Это привело к кризису физики и всего естествознания и стало симптомом более глубокого кризиса всей классической науки. Метафизические философские основания науки Нового времени должны были уступить место новым основаниям, способным объяснить свершившиеся открытия и дать возможность дальнейшего развития науки.

 

Кризис физики стал первым этапом второй глобальной научной революции в науке и переживался большинством ученых очень тяжело. Ведь возникал вопрос об исчезновении массы и материи вообще, появлялись сомнения в законе сохранения энергии. Ученым казалось, что неверным было все то, чему они учились. В этой атмосфере неизбежно появились сомнения в возможности познания мира с помощью научных методов, некоторые ученые усомнились в том, что мир вообще существует объективно, независимо от нашего сознания.

 

Второй этап революции

 

К лучшему ситуация начала меняться только в 20-е годы XX в., с наступлением второго этапа научной революции. Он связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности, созданной в 1906–1916 гг. Начала складываться новая квантово-релятивистская картина мира, в которой открытия, породившие кризис в физике, были объяснены.

 

Предшествующие научные представления были оспорены буквально со всех сторон. Ньютоновские твердые атомы, как ныне выяснилось, почти целиком заполнены пустотой. Твердое вещество не являлось больше важнейшей природной субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления единого четырехмерного пространственно-временного континуума. Время теперь текло по-разному для тех, кто двигался с разной скоростью. Вблизи массивных предметов оно замедлялось, а при определенных обстоятельствах могло и совсем остановиться. Законы Евклидовой геометрии более не были обязательными для природоустройства в масштабах Вселенной. Планеты двигались по своим орбитам не потому, что их притягивала к Солнцу сила всемирного тяготения, а потому, что пространство, в котором они двигались, было искривлено. Субатомные феномены обнаруживали себя и как частицы, и как волны, демонстрируя свою двойственную природу (корпускулярно-волновой дуализм). Стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение. Принцип неопределенности в корне подрывал и вытеснял собой старый лапласовский детерминизм, провозглашая случайность формой проявления закономерности. Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы наблюдаемого объекта, ставя результаты научного исследования в зависимость от условий протекания эксперимента и от наличия наблюдателя. Физический мир, увиденный глазами ученого XX века, напоминал уже не огромный часовой механизм, а необъятную мысль.

 

Третий этап и итоги научной революции

 

Началом третьего этапа научной революции было овладение атомной энергией в 40-е гг.

XX в. и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период интенсивно начинают развиваться химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины XX в. наука окончательно слилась с техникой, что привело к современной научно-технической революции.

 

Еще одним итогом второй глобальной научной революции стало развитие биосферного класса наук и новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала быть случайным явлением во Вселенной, а стала закономерным результатом саморазвития материи, также закономерно приведшим к возникновению разума. Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, экология, изучают природные системы, где идет взаимопроникновение живой и неживой природы, т.е. происходит взаимосвязь разнокачественных природных явлений. В основе биосферного класса наук лежит идея глобального эволюционизма, идея всеобщей связи в природе (системный подход). Жизнь и живое понимаются как существенный элемент мира, реально формирующий этот мир, создавший его в нынешнем виде. Воплощением этих идей стал антропный принцип современной науки и философии, в соответствии с которым наша Вселенная такова, какова она есть, только потому, что в ней есть человек.

 

Но главным итогом второй глобальной научной революции, бесспорно, стало создание современной науки, связанной с квантово-релятивистской картиной мира. Почти по всем своим характеристикам она отличается от классической науки, поэтому ее иногда еще называют неклассической наукой.

 

Основные черты современной (неклассической) науки

 

Понятие «современная наука» охватывает период с 10–20-х по 70–80-е годы XX века. В ее фундаменте лежат новые гносеологические предпосылки и методологические основания, часто противоположные основаниям классической науки.

 

1. Исходной основой современной науки тем не менее по-прежнему является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными закономерностями, существующей вне и независимо от человека и его сознания. Но если раньше объективность мира понималась как вещественность и наглядность, сейчас эти представления расширяются и понимаются как все, что существует или может существовать независимо от человеческого сознания.

 

2. Механистичность и метафизичность классической науки сменились новыми диалектическими установками всеобщей связи и развития. Механика больше не является ведущей наукой и универсальным методом изучения окружающих явлений. Классическая модель мира-часового механизма сменилась моделью мира-мысли, для изучения которого лучше всего подходят системный подход и метод глобального эволюционизма.

 

Если классическая наука не видела качественной специфика Жизни и Разума во Вселенной, то современная наука доказывает их неслучайность появления в мире. Это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении разума, который полностью проявит себя в будущем.

 

Названные черты современной науки нашли свое воплощение в новых теориях и концепциях, появившихся во всех областях естествознания. Среди важнейших открытий XX века – теория относительности, квантовая механика, ядерная физика, теория физического взаимодействия; новая космология, основанная на теории Большого взрыва; эволюционная химия, стремящаяся к овладению опытом живой природы; открытие многих тайн жизни в биологии и др. Но подлинным триумфом неклассической науки, бесспорно, стала кибернетика, воплотившая идеи системного подхода, а также синергетика и неравновесная термодинамика, основанные на методе глобального эволюционизма.

 

Ускорение научно-технического прогресса, связанное с возрастанием темпов общественного развития, привело к тому, что потенциал современной науки, заложенный в ходе второй глобальной научной революции, во многом оказался исчерпанным. Поэтому современная наука снова переживает состояние кризиса, являющегося симптомом новой глобальной научной революции.

 

Кризис современной науки. Постнеклассическая наука

 

К состоянию кризиса и пересмотру позиции безоговорочной веры в науку привело использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы. Кроме того, с середины XX в. современная наука стала получать в свой адрес многочисленные критические замечания со стороны философов, культурологов, деятелей литературы и искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями. Техника отнимает человека у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель оправдывает средства, где промышленное производство превращает человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая все новых сил и все новых экономических и природных ресурсов, выбивает человека из колеи, разрывая его природную связь с Землей. Рушатся традиционные устои и ценности. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с неслыханной быстротой.

 

К этой гуманистической критике науки вскоре присоединились более тревожные конкретные факты неблагоприятных последствий бесконтрольного использования достижений науки и техники. Опасное загрязнение воды, воздуха, почвы планеты, вредоносное воздействие на животные и растительные организмы, вымирание видов и целых популяций, коренные нарушения в экосистеме планеты – все эти серьезные проблемы, вставшие перед человеком, заявляли о себе все громче и настойчивей.

 

Такая же кризисная ситуация сложилась и в других сферах культуры, нынешнее состояние которой определяется понятием «постмодернизм». Он же одновременно является и новой парадигмой познания мира. С постмодернистской культурой мы вошли в XXI век. Очевидно, наука, являясь частью этой культуры, также должна претерпеть существенные изменения. Это должно произойти в результате третьей глобальной научной революции, которая, как считают многие ученые, началась еще в последние десятилетия XX в. Конечно, сейчас нам сложно представить облик будущей науки, но некоторые ее черты просматриваются уже сейчас. Очевидно, что она будет отличаться как от классической, так и от современной (неклассической) науки. При сравнении с наукой XXI века, уже получившей название «постнеклассической» науки, прежнюю науку можно объединить в понятие «модернистская» наука.

 

Характеристика постнеклассической науки

 

По мнению большинства ученых-науковедов, будущая постнеклассическая наука будет обладать следующими чертами:

 

1. Прежде всего наука будет должна осознать свое место в общей системе человеческой культуры и мировоззрения. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности или одной черты в мировоззрении в качестве ведущей. Все, что создано человеком, что является частью его культуры, важно и нужно для человека, выполняет собственные задачи, но имеет свои границы применимости, которые необходимо осознавать и которые не могут быть нарушены. Именно это должна сделать постнеклассическая наука – осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать равноправие таких сфер человеческой деятельности и культуры, как религия, философия, искусство, признать возможность и результативность нерациональных способов освоения действительности.

 

2. Модернистская наука ставила своей целью создание научной картины мира, что вытекало из представлений об интерсубъективности, общеобязательности и незыблемости научного знания. Постнеклассическая наука должна будет осознать невозможность построения полной непротиворечивой научной картины мира, поэтому она должна будет включить в эту картину мира человека, допустить элементы субъективности в объективно истинном знании. Очевидно, это станет завершением современной тенденции гуманизации науки.

 

3. Важной чертой постнеклассической науки должна будет стать комплексность – стирание граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификация междисциплинарных исследований, все более полная интеграция наук, которая также приведет к распространению методов естествознания на общественные и гуманитарные науки, и наоборот.

 

4. Познание в модернистской науке было монологическим – исследователь изучал объект и высказывался о нем. Сейчас и в будущем исследователь все больше будет осознавать себя частью исследуемого мира, активно взаимодействующим с наблюдателем через систему обратных связей, что превращает познание в диалог.

 

5. Модернистская наука, декларируя необходимость своего развития во имя удовлетворения растущих человеческих потребностей, в основном все же была ориентирована на развитие производства. Но настало время осознать невозможность всеобщего материального изобилия, опасность безудержного развития промышленности. Поэтому наука будущего во главу угла должна поставить производство, воспроизводство и, может быть, изменение самого человека как субъекта исторического процесса, как личности, как индивидуальности. Это непременно приведет к изменению представлений модернистской науки о ценностно нейтральном характере человеческого знания. Этика науки, моральная ответственность ученых за сделанные открытия перестанут быть пустой фразой.

 

6. Сами научные исследования, очевидно, будут основываться на системном подходе и глобальном эволюционизме, на представлении Вселенной как иерархической соподчиненности нелинейных, саморазвивающихся и самоорганизующихся систем. Этот мир, развитие которого идет через точки бифуркации, вариативен и случаен. Он состоит не из кирпичиков – элементарных частиц, а из совокупности процессов – вихрей, волн, систем с обратной связью. Этот мир – уже не объект, а субъект, и мы – люди – его часть.

 

??:

1. По каким критериям Вы согласны с прогнозами ученых-науковедов по поводу будущего развития науки, а с какими нет. Ответ аргументируйте.

2. Докажите, что этапы эволюции науки современному человеку знать ни к чему.

Рекомендации к выполнению работы:

Выполнить на отдельных листах каждую работу.

Сдать на проверку к 20 сентября! Можно раньше!

Объем работы: не более листа(2 страниц).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исаак Ньютон и завершение научной революции | Еволюція концепцій маркетингу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.