Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13 общие требования при проектировании оформления карт

Разработка оформления—■ одна из ответственных задач в об­щем процессе создания картографического произведения. Эта задача не менее важная, чем определение содержания и про­цессов составления и издания карты. От того, какими будут шрифты, штриховые условные обозначения и фоновые эле­менты на карте, зависят ее наглядность, читаемость, информа­тивная емкость, общая привлекательность.

Умение правильно подобрать изобразительные средства в соответствии с поставленной задачей основывается па си­стемном методе передачи комплекса показателей, па знании специфики оформления карт разных типов, достоинств и недо­статков разных способов картографического изображения и правил построения картографических знаков и знаковых си­стем, сформулированных семиотикой. Общие вопросы оформ­ления решаются также с учетом таких определяющих факто­ров, как особенности содержания, способ использования, назначение и масштаб карты; физиологические и психологиче­ские особенности восприятия картографического изображения; эстетические требования; возможности и требования полигра­фического воспроизведения.

Системный метод в проектировании оформления карт за­ключается в графическом обеспечении системы показателей содержания карты, в придании отдельным логическим смысло­вым группам определенных графических особенностей. Такой прием в картографии, наряду с систематизацией и классифи­кацией условных знаков, применяется очень широко, поскольку делает изображение содержания карты системным, а восприя­тие—более легким. При общем взгляде выявляются важные родовые признаки объектов, а при детальном чтении — допол­нительные характеристики.

Использование при построении картографических знаков и знаковых систем семиотики заключается в учете основных пра­вил, сформулированных в ее разделах: синтактнке — характе­ризующей отношение знаков друг к другу, семантике-—рас­сматривающей отношение знаков к обозначаемым объектам, прагматике — изучающей отношение потребителя к знаку или знаковой системе.

Содержание, назначение карты и характер ее использова­ния являются одними из главных факторов, на которых осно­вывается выбор способов оформления карты. Проектируя оформление карты с учетом наиболее выразительного отобра­жения се содержания, в первую очередь выполняют условие хорошей читаемости, отличимости одного обозначения от дру­гого, степень их броскости в соответствии со значимостью, на­глядность. Это относится и к штриховым, и к фоновым обозна­чениям. Оформление карт в соответствии с назначением (спра­вочные, учебные, военные, полетные и др.) должно в первую очередь отвечать поставленной для данной карты задаче: пе­редаче максимума хорошо читающейся информации — для справочных карт, облегчению запоминания и пространственного представления — для учебных карт и др. Оформление карт специального назначения (предназначенных для определен­ного круга потребителей) в зависимости от поставленных за­дач должно давать возможность определения качественных и количественных характеристик изображаемых объектов, их со­поставимость, точность местоположения, измеримость. От вида использования карты (настольная или настенная) и от ее на­значения зависит читаемость, которую следует придать услов­ным обозначениям.

Учет особенностей зрительного восприятия при проектиро­вании оформления карт опирается на физиологические воз­можности глаза, на общие психологические законы восприятия (закон контраста, апперцепции, части и целого), на ряд зако­нов цветоведепия (закон Вебера—Фехнера, хроматический контраст, принцип воздушной перспективы и др.).

Учет требований эстетики в современном картографическом производстве имеет большое значение, поскольку в оформле­нии используются некоторые принципы и приемы изобрази­тельного искусства. Эстетическое воздействие пропорций об­щего композиционного решения и форм отдельных обозначе­ний, общий стиль оформления, колорит красок, оформление внешних элементов существенно влияют на общую оценку ка­чества карты. Надо также иметь в виду, что оформление карт массового пользования оказывает определенное влияние на формирование эстетического вкуса потребителя.

Требования и возможности полиграфического воспроизве­дения учитываются в процессе проектирования оформления каждого элемента карты. Рисунок и размер штриховых услов­ных обозначений и шрифтов должны быть подобраны так, чтобы на карте не было слившихся и нечетких линий, а фоновое оформление разработано с учетом использования в печати ми­нимального числа печатных красок без снижения качества красочного оформления, для чего рекомендуется применять комбинированное использование красок для штриховых и фо­новых элементов.

 

 

Акварель — прозрачные, разводимые водой краски. Красящим веществом в акварели являются пигменты. В качестве связую­щего вещества применяется растительный клей, хорошо раство­римый в воде: вишневый клей, гуммиарабик, декстрин, мед и т. п. В состав акварели входят также обычные добавки.

Акварель отличается чистотой цвета, поэтому работают ею обычно на белой бумаге, окрашивая тонким слоем, К акварельным краскам предъявляется ряд требований. Они должны быть светостойкими, т. е. не менять свой цвет при дли­тельном воздействии освещения. Светостойкость обозначается на этикетке набора красок звездочками. Чем больше звездочек, тем более стойка краска к свету.

Акварельные краски должны быстро разводиться в воде и не давать большого осадка через час-два после разведения, должны смываться с поверхности бумаги ватным тампоном, смоченным в воде, но не должны сти­раться сухой ватой. При окраске дол­жны равномерно распределяться по по­верхности бумаги.

Акварельные краски выпускаются по­лусухими (в формочках) и пастообраз­ными (в тюбиках). Для картографиче­ских работ наиболее пригодны акварель­ные краски в наборе — «Ленинград», «Нева», «Акварель». В наборах бывает от 6 до 30 красок.

Разведение красок и окрашивание площадей производится при помощи ки­сточек {рис. 36), качество которых зави­сит в первую очередь от вида волосков, из которых они изготовлены. Лучшими считаются колонковые кисти, неплохие — беличьи и хорьковые. Для окрашивания несложных по конфигурации площадей вполне можно пользоваться кистями из синтетического волоса. Хорошие кисточ ки упруги, вбирают в себя много влаги.

Кисти выпускаются разных размеров, от 1-го до 24-го но­мера. Размер кисти соответствует ее величине. Поэтому для окрашивания больших площадей берутся кисти больших раз­меров— № 5, 7, 12, для небольших площадей — № 1, 2. Для некоторых картографических работ удобны двухконечные кисти.

Качество кисточки определяется также формой, которую принимают волоски при смачивании, они должны давать острый конец. Отклонившиеся от пучка волоски подрезать не следует, их осторожно обжигают, предварительно опустив кисть в воду. Обязательна промывка кистей после работы в чи­стой воде или слабом растворе питьевой соды. Хранить ки­сточки следует сухими в коробке, чтобы не заминались волоски.

м

Начиная работать с новым набором акварельных красок, очень полезно сделать накраски на бумаге в порядке располо­жения красок в коробке. Для каждой краски можно сделать накраски слабого и сильного тонов. Снимая с новых красок обертку с названием краски, рекомендуется не выбрасывать ее, и приклеить под формочкой на дне коробки. Это облегчит пользование набором.

В наборах названия красок даются по их цвету. Например, в «Акварели художественной» (в формочках) 16 следующих красок: лимонная, желтая, золотистая, оранжевая, розовая, алая, красная, зеленая, изумрудно-зеленая, синяя, бирюзовая, коричневая, красно-коричневая, фиолетово-розовая, фиолето­вая, черная.

Одни и те же краски в разных наборах порой имеют раз­ные названия. Например, красная краска может называться киноварью, карминным лаком, кармином.

Гуашь — непрозрачные, разводимые водой краски на клею и с примесыо белил. Непрозрачность красок позволяет накла­дывать светлые краски на темные. Примесь белил придает гуа- шевым краскам матовую бархатистость. Применяются при изго­товлении оригиналов обложек карт, атласов и т. п.

Темпера — краски, разводимые водой, в которых связую­щим веществом служат эмульсии. Применяются при оформле­нии авторских оригиналов.

ТЕХНИКА РАБОТЫ ПРИ РОВНОЙ ФОНОВОЙ ОКРАСКЕ

Фоновая окраска подразумевает ровное окрашивание площади. Для обеспечения фоновой окраски необходимы знание техники раскрашивания, а также правильная подготовка красок и бу­маги.

Вначале разводят краску, так как она должна отстояться. Краски рекомендуется разводить в неширокой посуде, воды в которой должно быть не менее 2—2,5 см по высоте. Свеже- разведенная и густая акварельная краски дают при окрашива­нии полосы и пятна. Верхний слой отстоявшейся краски пере­ливают в чистую посуду и ею пользуются при фоновой окраске. Обычно краска отстаивается около часа. При недостатке вре­мени от крупных частиц пигмента в разведенной краске избав­ляются фильтрованием. Брать краску нужно только с верхнего слоя приготовленного раствора, не дотрагиваясь кистью до осевших на дно частиц. Разводить краски нужно столько, чтобы ее хватило для окраски. Перед работой всегда делают пробное окрашивание.

Для фоновой раскраски подбирается плотная белая бумага, желательно без оттенков и без посторонних включений. Сти­рать на бумаге, подлежащей окрашиванию, категорически за­прещено, так как при окрашивании будут образовываться пятна, которые нельзя исправить. Закрепленную на фанере или картоне бумагу смачивают с помощью кисти или ватного там­пона чистой водой.

К фоновой окраске приступают только после того, как бу­мага высохнет. Красят обязательно при наклонном положении бумаги движением кисти слева направо и снова, уже ниже, справа налево. Окраску начинают с верхней части контура.

Бумагу поворачивают так, чтобы узкая сторона окрашиваемой поверхности была вверху. При этом на кисти всегда должен быть избыток краски в виде красочного валика, так как окраска полусухой кистью приводит к полосам. Поэтому на кисть берут столько краски, чтобы ее было в избытке, но чтобы она в то же время не капала с кисти. Если красочный валик иссяк, то

кисточкой снова добирают краску. При этом краску всегда берут сверху раствора. Излишек краски внизу окрашен­ной площади снимают кистью, предварительно осушенной о промокательную бумагу.

Движения кисти должны быть плавными, не очень быст­рыми, чтобы не исказить границу окрашиваемой площади. В то же время работать медленно нельзя, так как подсыхающая краска может дать полосы. Ни в коем случае не следует пы­таться подправлять уже окрашенные участки. Это приведет к пятнам. Если нужно повторить окраску для усиления тона, то лучше повторить окрашивание в обратном направлении и лишь после того, как высохнет первая окраска.

Площади со сложной конфигурацией во избежание образо­вания пятен или полос окрашивают по частям. Для этого в ка­честве границ принимают различные линии на бумаге (дороги, реки, меридианы и т. п.). Не следует просушивать окрашенную площадь промокательной бумагой.

Если на окрашенной площади обнаружатся пятна, не нужно спешить переделать работу заново. В большинстве случаев ее можно поправить. Например, более темные пятна легко ослаб­ляются мягкой резинкой. Если пятно большого размера, то его промывают ватным тампоном или кистью чистой водой, а смы­тую краску промокают бумагой. Иногда помогает промывка мыльным раствором. Светлые пятна закрашивают полусухой кистью, стараясь не заходить за пределы пятна. В тех случаях, когда вышеперечисленные приемы не помогают, делают «за­платку». Для этого чистый лист бумаги окрашивают в нужный тон, вырезают из него «заплатку», с обратной стороны утоиь- шают ее края и заклеивают испорченное местоНужный цвет для окрасок можно получить двумя спосо­бами: механическим и лессировкой. При механическом способе нужный цветовой тон получают смешением различных красок. Например, чтобы получить зеленый цвет, смешивают желтую и голубую краски. При лессировке нужный цвет получается пу­тем последовательного наложения одной краски при окраши­вании на другую. Например, зеленый цвет можно получить, окрасив голубую площадь желтой краской. Способ лессировки обычно применяется при исправлении работ, а также при под­боре более гармоничного сочетания цветов. Кстати, используя голубую, розовую и желтые краски, можно получить зеленый, оранжевый и синий цвета.

Работа красителями отличается от технологии окраски акварельными красками Во-первых, красители не нуждаются в отстаивании. Во-вторых, они проникают в толщу бумаги, а по­тому не смываются водой с окрашенной поверхности. Наконец, красители при окраске бумаги не дают ровного фона. Как пра­вило, первые движения кисти создают более интенсивную окраску, чем последующие (краситель быстро впитывается в бу­магу). Поэтому при работе на чертежной бумаге пользуются не красителями, а акварельными красками.

Красители широко применяют при окраске картографиче­ских фотоизображений или при изготовлении красочных ориги­налов карт по особой технологии на специальной бумаге (см. § 103). В качестве фотоматериала используют матовую фото­бумагу, дающую более высокое качество окраски по сравнению с глянцевой. В качестве красителей обычно используют спе­циальные фотокрасители.

Для равномерного распределения красителя по поверхности фотобумаги в краситель добавляют глицерин и поливиниловый клей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10 | Методологические основы маркетинговых исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.