КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13 общие требования при проектировании оформления карт
Разработка оформления—■ одна из ответственных задач в общем процессе создания картографического произведения. Эта задача не менее важная, чем определение содержания и процессов составления и издания карты. От того, какими будут шрифты, штриховые условные обозначения и фоновые элементы на карте, зависят ее наглядность, читаемость, информативная емкость, общая привлекательность. Умение правильно подобрать изобразительные средства в соответствии с поставленной задачей основывается па системном методе передачи комплекса показателей, па знании специфики оформления карт разных типов, достоинств и недостатков разных способов картографического изображения и правил построения картографических знаков и знаковых систем, сформулированных семиотикой. Общие вопросы оформления решаются также с учетом таких определяющих факторов, как особенности содержания, способ использования, назначение и масштаб карты; физиологические и психологические особенности восприятия картографического изображения; эстетические требования; возможности и требования полиграфического воспроизведения. Системный метод в проектировании оформления карт заключается в графическом обеспечении системы показателей содержания карты, в придании отдельным логическим смысловым группам определенных графических особенностей. Такой прием в картографии, наряду с систематизацией и классификацией условных знаков, применяется очень широко, поскольку делает изображение содержания карты системным, а восприятие—более легким. При общем взгляде выявляются важные родовые признаки объектов, а при детальном чтении — дополнительные характеристики. Использование при построении картографических знаков и знаковых систем семиотики заключается в учете основных правил, сформулированных в ее разделах: синтактнке — характеризующей отношение знаков друг к другу, семантике-—рассматривающей отношение знаков к обозначаемым объектам, прагматике — изучающей отношение потребителя к знаку или знаковой системе. Содержание, назначение карты и характер ее использования являются одними из главных факторов, на которых основывается выбор способов оформления карты. Проектируя оформление карты с учетом наиболее выразительного отображения се содержания, в первую очередь выполняют условие хорошей читаемости, отличимости одного обозначения от другого, степень их броскости в соответствии со значимостью, наглядность. Это относится и к штриховым, и к фоновым обозначениям. Оформление карт в соответствии с назначением (справочные, учебные, военные, полетные и др.) должно в первую очередь отвечать поставленной для данной карты задаче: передаче максимума хорошо читающейся информации — для справочных карт, облегчению запоминания и пространственного представления — для учебных карт и др. Оформление карт специального назначения (предназначенных для определенного круга потребителей) в зависимости от поставленных задач должно давать возможность определения качественных и количественных характеристик изображаемых объектов, их сопоставимость, точность местоположения, измеримость. От вида использования карты (настольная или настенная) и от ее назначения зависит читаемость, которую следует придать условным обозначениям. Учет особенностей зрительного восприятия при проектировании оформления карт опирается на физиологические возможности глаза, на общие психологические законы восприятия (закон контраста, апперцепции, части и целого), на ряд законов цветоведепия (закон Вебера—Фехнера, хроматический контраст, принцип воздушной перспективы и др.). Учет требований эстетики в современном картографическом производстве имеет большое значение, поскольку в оформлении используются некоторые принципы и приемы изобразительного искусства. Эстетическое воздействие пропорций общего композиционного решения и форм отдельных обозначений, общий стиль оформления, колорит красок, оформление внешних элементов существенно влияют на общую оценку качества карты. Надо также иметь в виду, что оформление карт массового пользования оказывает определенное влияние на формирование эстетического вкуса потребителя. Требования и возможности полиграфического воспроизведения учитываются в процессе проектирования оформления каждого элемента карты. Рисунок и размер штриховых условных обозначений и шрифтов должны быть подобраны так, чтобы на карте не было слившихся и нечетких линий, а фоновое оформление разработано с учетом использования в печати минимального числа печатных красок без снижения качества красочного оформления, для чего рекомендуется применять комбинированное использование красок для штриховых и фоновых элементов.
Акварель — прозрачные, разводимые водой краски. Красящим веществом в акварели являются пигменты. В качестве связующего вещества применяется растительный клей, хорошо растворимый в воде: вишневый клей, гуммиарабик, декстрин, мед и т. п. В состав акварели входят также обычные добавки. Акварель отличается чистотой цвета, поэтому работают ею обычно на белой бумаге, окрашивая тонким слоем, К акварельным краскам предъявляется ряд требований. Они должны быть светостойкими, т. е. не менять свой цвет при длительном воздействии освещения. Светостойкость обозначается на этикетке набора красок звездочками. Чем больше звездочек, тем более стойка краска к свету. Акварельные краски должны быстро разводиться в воде и не давать большого осадка через час-два после разведения, должны смываться с поверхности бумаги ватным тампоном, смоченным в воде, но не должны стираться сухой ватой. При окраске должны равномерно распределяться по поверхности бумаги. Акварельные краски выпускаются полусухими (в формочках) и пастообразными (в тюбиках). Для картографических работ наиболее пригодны акварельные краски в наборе — «Ленинград», «Нева», «Акварель». В наборах бывает от 6 до 30 красок. Разведение красок и окрашивание площадей производится при помощи кисточек {рис. 36), качество которых зависит в первую очередь от вида волосков, из которых они изготовлены. Лучшими считаются колонковые кисти, неплохие — беличьи и хорьковые. Для окрашивания несложных по конфигурации площадей вполне можно пользоваться кистями из синтетического волоса. Хорошие кисточ ки упруги, вбирают в себя много влаги. Кисти выпускаются разных размеров, от 1-го до 24-го номера. Размер кисти соответствует ее величине. Поэтому для окрашивания больших площадей берутся кисти больших размеров— № 5, 7, 12, для небольших площадей — № 1, 2. Для некоторых картографических работ удобны двухконечные кисти. Качество кисточки определяется также формой, которую принимают волоски при смачивании, они должны давать острый конец. Отклонившиеся от пучка волоски подрезать не следует, их осторожно обжигают, предварительно опустив кисть в воду. Обязательна промывка кистей после работы в чистой воде или слабом растворе питьевой соды. Хранить кисточки следует сухими в коробке, чтобы не заминались волоски.
Начиная работать с новым набором акварельных красок, очень полезно сделать накраски на бумаге в порядке расположения красок в коробке. Для каждой краски можно сделать накраски слабого и сильного тонов. Снимая с новых красок обертку с названием краски, рекомендуется не выбрасывать ее, и приклеить под формочкой на дне коробки. Это облегчит пользование набором. В наборах названия красок даются по их цвету. Например, в «Акварели художественной» (в формочках) 16 следующих красок: лимонная, желтая, золотистая, оранжевая, розовая, алая, красная, зеленая, изумрудно-зеленая, синяя, бирюзовая, коричневая, красно-коричневая, фиолетово-розовая, фиолетовая, черная. Одни и те же краски в разных наборах порой имеют разные названия. Например, красная краска может называться киноварью, карминным лаком, кармином. Гуашь — непрозрачные, разводимые водой краски на клею и с примесыо белил. Непрозрачность красок позволяет накладывать светлые краски на темные. Примесь белил придает гуа- шевым краскам матовую бархатистость. Применяются при изготовлении оригиналов обложек карт, атласов и т. п. Темпера — краски, разводимые водой, в которых связующим веществом служат эмульсии. Применяются при оформлении авторских оригиналов. ТЕХНИКА РАБОТЫ ПРИ РОВНОЙ ФОНОВОЙ ОКРАСКЕ Фоновая окраска подразумевает ровное окрашивание площади. Для обеспечения фоновой окраски необходимы знание техники раскрашивания, а также правильная подготовка красок и бумаги. Вначале разводят краску, так как она должна отстояться. Краски рекомендуется разводить в неширокой посуде, воды в которой должно быть не менее 2—2,5 см по высоте. Свеже- разведенная и густая акварельная краски дают при окрашивании полосы и пятна. Верхний слой отстоявшейся краски переливают в чистую посуду и ею пользуются при фоновой окраске. Обычно краска отстаивается около часа. При недостатке времени от крупных частиц пигмента в разведенной краске избавляются фильтрованием. Брать краску нужно только с верхнего слоя приготовленного раствора, не дотрагиваясь кистью до осевших на дно частиц. Разводить краски нужно столько, чтобы ее хватило для окраски. Перед работой всегда делают пробное окрашивание. Для фоновой раскраски подбирается плотная белая бумага, желательно без оттенков и без посторонних включений. Стирать на бумаге, подлежащей окрашиванию, категорически запрещено, так как при окрашивании будут образовываться пятна, которые нельзя исправить. Закрепленную на фанере или картоне бумагу смачивают с помощью кисти или ватного тампона чистой водой. К фоновой окраске приступают только после того, как бумага высохнет. Красят обязательно при наклонном положении бумаги движением кисти слева направо и снова, уже ниже, справа налево. Окраску начинают с верхней части контура. Бумагу поворачивают так, чтобы узкая сторона окрашиваемой поверхности была вверху. При этом на кисти всегда должен быть избыток краски в виде красочного валика, так как окраска полусухой кистью приводит к полосам. Поэтому на кисть берут столько краски, чтобы ее было в избытке, но чтобы она в то же время не капала с кисти. Если красочный валик иссяк, то кисточкой снова добирают краску. При этом краску всегда берут сверху раствора. Излишек краски внизу окрашенной площади снимают кистью, предварительно осушенной о промокательную бумагу. Движения кисти должны быть плавными, не очень быстрыми, чтобы не исказить границу окрашиваемой площади. В то же время работать медленно нельзя, так как подсыхающая краска может дать полосы. Ни в коем случае не следует пытаться подправлять уже окрашенные участки. Это приведет к пятнам. Если нужно повторить окраску для усиления тона, то лучше повторить окрашивание в обратном направлении и лишь после того, как высохнет первая окраска. Площади со сложной конфигурацией во избежание образования пятен или полос окрашивают по частям. Для этого в качестве границ принимают различные линии на бумаге (дороги, реки, меридианы и т. п.). Не следует просушивать окрашенную площадь промокательной бумагой. Если на окрашенной площади обнаружатся пятна, не нужно спешить переделать работу заново. В большинстве случаев ее можно поправить. Например, более темные пятна легко ослабляются мягкой резинкой. Если пятно большого размера, то его промывают ватным тампоном или кистью чистой водой, а смытую краску промокают бумагой. Иногда помогает промывка мыльным раствором. Светлые пятна закрашивают полусухой кистью, стараясь не заходить за пределы пятна. В тех случаях, когда вышеперечисленные приемы не помогают, делают «заплатку». Для этого чистый лист бумаги окрашивают в нужный тон, вырезают из него «заплатку», с обратной стороны утоиь- шают ее края и заклеивают испорченное местоНужный цвет для окрасок можно получить двумя способами: механическим и лессировкой. При механическом способе нужный цветовой тон получают смешением различных красок. Например, чтобы получить зеленый цвет, смешивают желтую и голубую краски. При лессировке нужный цвет получается путем последовательного наложения одной краски при окрашивании на другую. Например, зеленый цвет можно получить, окрасив голубую площадь желтой краской. Способ лессировки обычно применяется при исправлении работ, а также при подборе более гармоничного сочетания цветов. Кстати, используя голубую, розовую и желтые краски, можно получить зеленый, оранжевый и синий цвета. Работа красителями отличается от технологии окраски акварельными красками Во-первых, красители не нуждаются в отстаивании. Во-вторых, они проникают в толщу бумаги, а потому не смываются водой с окрашенной поверхности. Наконец, красители при окраске бумаги не дают ровного фона. Как правило, первые движения кисти создают более интенсивную окраску, чем последующие (краситель быстро впитывается в бумагу). Поэтому при работе на чертежной бумаге пользуются не красителями, а акварельными красками. Красители широко применяют при окраске картографических фотоизображений или при изготовлении красочных оригиналов карт по особой технологии на специальной бумаге (см. § 103). В качестве фотоматериала используют матовую фотобумагу, дающую более высокое качество окраски по сравнению с глянцевой. В качестве красителей обычно используют специальные фотокрасители. Для равномерного распределения красителя по поверхности фотобумаги в краситель добавляют глицерин и поливиниловый клей.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |