Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в спросе на ресурс и его факторы




Любая фирма предъявляет спрос на ресурс R до тех пор, пока не будет выполняться тождество РR = MRP = MR x MP. От­сюда можно предположить, что спрос на факторы производства зависит от величин предельного продукта и предельного дохода. Предельный продукт отражает производительность каждой но­вой (дополнительной) единицы данного ресурса. Предельный доход будет меняться вследствие изменения объема спроса на готовую продукцию, создаваемую с помощью ресурса R, по­скольку изменение величины спроса на товар X безусловно по­влечет за собой изменение его цены, а значит, и величины пре­дельного дохода.

Эти обстоятельства позволяют допустить, что изменения в производительности ресурса, а также колебания спроса на про­дукцию, создаваемую из него, будут влиять на спрос на сам ре­сурс. Причем эти воздействия можно рассматривать как нецено­вые факторы спроса на ресурс Таким образом, помимо ценовых факторов (изменение цены ресурса) спрос на ресурс зависит и от неценовых. При этом изменение цены ресурса повлечет за собой изменение объема спроса на ресурс и смещение вдоль кри­вой DR, тогда как действие неценовых факторов сместит график спроса на ресурс вправо (в случае увеличения спроса на него) или влево (в случае сокращения). И здесь мы столкнемся с из­менениями в спросе на ресурс. Изменения в спросе на ресурс - это сдвиг всей кривой спроса на ресурс как результат изменения одного из факторов спроса помимо цены ресурса.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что изменения в спросе на ресурс будут происходить под воздействием двух факторов: изменения производительности ресурса и изменения спроса на готовый продукт. Кроме того, в качестве одной из неценовых дискриминант спроса на товары выделялись цены на другие товары, в частности на товары-заменители и взаимозаменяемые товары. Так как любой ресурс тоже является товаром, только продаваемым и покупаемым не на рынке това­ров и услуг, а на ресурсном рынке, то возможно, что цены на другие ресурсы также могут вызвать изменения в спросе на дан­ный вид ресурса. Это позволяет выделить еще один неценовой фактор спроса на ресурс — цены на другие ресурсы.

Рассмотрим теперь, как каждый из этих факторов вызывает изменения спроса на некоторый ресурс.

1. Производительность ресурса. Итак, при прочих равных ус­ловиях изменение в производительности ресурса R ведет к сме­щению кривой спроса на ресурс вправо (если производитель­ность ресурса увеличилась) или влево (если производительность R сократилась). Предположим, что производительность ресурса R возросла, т. е. увеличились значения продукта (MP). Естест­венно, что изменятся (увеличатся) и значения показателя MRP и новый график спроса на ресурс будет располагаться выше и пра­вее первоначального — D1(MRP1). Иными словами, спрос на данный фактор производства вырастет вследствие роста его производительности. С обратной ситуацией мы столкнемся, если производительность ресурса будет падать. Тогда новый графин спроса на ресурс будет располагаться ниже и левее первоначального — D2(MRP2).

Производительность ресурса R можно увеличить, а значит, простимулировать рост спроса на него. Установлено, что пре­дельная производительность любого ресурса находится в зависи­мости от количества других ресурсов, вовлеченных в производственный процесс вместе с данным. Так, чем больше таких ре­сурсов, как капитал и земля, применяется в производстве вместе с трудом, тем выше производительность труда, тем выше спрос на него. С другой стороны, улучшение, усовершенствование технологических процессов, внедрение на практике достижений НТП также будет иметь следствием рост производительности ис­пользуемого фактора производства. И еще один способ измене­ния производительности переменного ресурса — повышение его качества. Например, повышение уровня квалификации нани­маемых работников приведет к росту производительности.

2. Спрос на готовую продукцию. Поскольку спрос на ресурс является производным от спроса на готовую продукцию, то при
неизменности прочих факторов, изменение в спросе на продукт, который производится с помощью определенного ресурса R, приведет к сдвигу в спросе на данный ресурс в том же направле­нии. Предположим, что рыночный спрос на товар X возрос, что повлекло за собой увеличение его рыночной цены (рх). Разуме­ется, тогда мы получаем новые значения и показателя совокуп­ного дохода (TR) и новые значения mrp, которые превышают первоначальные. Поскольку значения mrp возросли, то спрос на ресурс r также увеличился, а график d0(mrp0) сместился вверх и вправо.

3. Цены и объемы предложения сопряженных ресурсов. Эффект воздействия на изменение спроса на данный ресурс изменения цен других ресурсов во многом определяется их взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью.

3.1. Пусть ресурсы А и Б — ресурсозаменители. Предполо­жим такую ситуацию, когда рыночная цена ресурса А понизи­лась при неизменной цене ресурса Б. Вполне резонно, что стре­мящаяся максимизировать прибыль фирма предпочтет в этой ситуации заменить относительно более дешевым ресурсом А ре­сурс Б. Здесь «работает» эффект замещения. Как следствие — сокращение спроса на ресурс Б (график спроса на него смешает­ся влево вниз). Снижение цены ресурса А приведет к снижению издержек на единицу продукции и росту прибыли, тоже в расче­те на единицу продукции. Подобное положение вещей позволит фирме получить дополнительный доход. На эти дополнительные деньги фирма сможет увеличить объемы применяемых ресурсов. Возможно, она будет по-прежнему расширять объемы использо­вания ресурса А, а возможно, сочтет целесообразным применять не только большее количество А, но и увеличить объемы привлечения ресурса Б. Возможно, производитель примет решение о расширении объемов применения именно ресурса Б и сокра­щении количества А и т. п. Например, из-за снижения стоимо­сти средств производства (допустим, производственного обору­дования) фирма получила вследствие экономии дополнительный доход, который решила использовать для найма большего коли­чества квалифицированных рабочих, и сократила объемы приме­няемых мощностей. Описываемое здесь явление получило на­звание эффекта выпуска. Как в конечном итоге изменится спрос на ресурс Б, будет определяться взаимодействием эффекта замещения и эффекта выпуска;

3.2. Пусть А и Б теперь — взаимодополняемые ресурсы. Если цена ресурса А понизится, то объем спроса на него со стороны фирм, использующих А в производстве, возрастет. Так как ресурс А применим в производстве только в сочетании с Б (напри­мер, химические препараты и катализатор) и не может заменить его, то спрос на ресурс Б возрастет при неизменной его цене. Это приведет к смещению графика спроса на Б вправо вверх. Здесь было представлено, как работает обратный эффект выпус­ка. А эффект замещения в этом случае отсутствует.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.