Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к реформированию систем образования в мире

Читайте также:
  1. DVD-видео и система домашнего кинотеатра
  2. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  3. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  4. I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
  5. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  6. I. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований.
  7. II Оценка системы внутреннего контроля
  8. II. ОСНОВНЫЕ ОТЧЕТНЫЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
  9. II. Основные параметры магнитного поля.
  10. II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЛИ.
  11. II. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу
  12. II. Основные цели и задачи

Процессы реформирования или модернизации системы образования характерны и для других стран. Естественно, что не все в них происходило и происходит одинаково. Они находятся в разных социально-экономических и политических условиях, решают разные проблемы. Несмотря на существенные различия, в этих процессах можно выделить определенные общие характеристики и попытаться установить их зависимость от типов систем образования, сложившихся в той или иной стране и от уровня ее экономического развития. В современном мире можно выделить по крайней мере следующие основные типы систем образования и соответствующие им подходы к реформированию. Системы образования развитых стран характеризуются не только устойчиво высоким уровнем финансирования, о чем уже упоминалось в лекции по финансированию, но и регулярным и целенаправленным их реформированием для обеспечения необходимой обществу и отдельным социальным группам динамики социально-экономических процессов. В последние 15—20 лет в развитых странах происходил постоянный рост расходов на образование. К настоящему времени они достигают в среднем 5—7% валового внутреннего продукта (ВВП). В программах и прогнозах развития образования намечается довести этот показатель в перспективе до 10% ВВП. Оценивая эти проекты как оптимистичные (даже излишне оптимистичные) нельзя не отметить их общую направленность на увеличение объема общественных ресурсов, направляемых в систему образования. Такая политика позволила государствам этой группы обеспечить бесплатное (государственное) среднее образование для всех детей в возрасте до 16—18 лет (11—12 лет обязательного обучения) и существенно расширить базу высшего образования. В настоящее время в развитых странах примерно 33% выпускников средних школ продолжают обучение в высших учебных заведениях, в США эта цифра доходит до 44, а в Японии — до 40%. В результате в обществе формируется или начинает формироваться потребность к переходу на всеобщее высшее образование. В общем образовании развитых стран стратегической линией является переход от качественного элитарного образования, доступного лишь для некоторой части общества, и от доступного для всех остальных массового общего образования к всеобщему качественному индивидуализированному образованию, позволяющему все большему числу выпускников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Реализа-ия этой стратегической линии осуществляется через повышение качества массового образования и обеспечивается растущим объемом общественных ресурсов.

Одновременно задачами средней школы стали социализация подрастающего поколения, т.е. повышение степени его готовности к жизни в условиях современного общества, и снятие за счет удлинения сроков обучения избыточного давления на рынок труда. Негосударственное среднее образование охватывает до 5% контингентов обучаемых. Высшее образование развитых стран, как уже отмечалось, характеризуется резким ростом контингентов обучаемых. Расширяется доступность высшего образования для выпускников средних школ в связи с ростом качества их подготовки (развитие системы послесреднего образования для компенсации недоработок общего образования и преодоления разрыва между общим и высшим образованием) и, следовательно, степени их готовности к получению образования более высокого уровня. В образовательный процесс вовлекаются также представители более старших возрастов, получающих первое высшее образование. Одновременно расширяются различные формы дистанционного обучения (например открытые университеты), стираются границы между формальным и неформальным процессами получения высшего образования, расширяется охват им населения. Быстрое расширение сферы высшего образования требует изыскания дополнительных, помимо бюджетных, источников финансирования. В условиях отставания роста объемов бюджетного финансирования расширяется практика привлечения дополнительных источников финансирования деятельности высших учебных заведений. Расширяется объем частичного возмещения студентами (семьями) затрат на образование в государственных университетах, развивается образовательное кредитование, интенсивнее привлекаются негосударственные инвесторы (фирмы, фонды и т.п.), увеличивается доля научноисследовательских и иных работ, выполняемых учебными заведениями по контрактам.



Одновременно складывается система привязки источников финансирования к основным статьям расходов. При возникновении финансовых проблем государственный бюджет сосредотачивается в первую очередь на финансировании заработной платы профессорско-преподавательского состава, а содержание и развитие материальной базы и инфраструктуры системы образования в основном начинает осуществляться за счет привлечения дополнительных (негосударственных) средств. Можно предположить, что наличие высшего образования и его широкая доступность скоро (в первой половине ХХI в.) станут важнейшей и в то же время обыденной характеристикой как современного экономически развитого общества, так и его граждан по аналогии с повсеместным распространением среднего образования во второй половине ХХ в. Вместе с тем отмечается тенденция снижения качества высшего образования при расширении его доступности, что неизбежно происходит в условиях недостаточности имеющихся ресурсов. Для сохранения потенциальных точек (зон) качественного роста высшего образования развитые страны вынуждены сохранять подсистемы элитарного высшего образования, которые все в большей степени становятся элементом, определяющим состояние всей системы высшего образования в той или иной стране. Мощность таких подсистем определяет способность всей системы высшего образования обеспечить высокий уровень подготовки. Выделение и поддержание именно данной составляющей образовательной системы становится важнейшим фактором образовательной политики в развитых странах. Расширение сферы высшего образования в развитых странах не приводит к сокращению сферы начального и среднего образования, поскольку базируется на общем увеличении ресурсов, направляемых в данную систему. Фокус внимания общества смещен в сторону высшего образования, что отражается в увеличении доли расходов на высшее образование в общем объеме расходов на образование. Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по трем основным направлениям:

• создание необходимых условий для расширения ресурсной базы, в первую очередь, высшего образования при обеспечении стабильного финансирования общего образования;

• совершенствование содержания образования и обеспечение большей гибкости системы в целом и доступности высшего образования, в особенности для представителей малообеспеченных слоев населения;

• поощрение интегративных процессов — встраивания национальных систем в общеевропейскую и мировую образовательные системы.

Системы образования развивающихся стран характеризуются низким уровнем финансирования из государственных бюджетов. Экономический потенциал этих стран позволяет выделить ресурсы для решения задач, связанных с обеспечением получения большинством населения начального образования. Оно в той или иной форме доступно практически всем семьям,

что обеспечено, главным образом, реализацией национальных и международных программ по борьбе с неграмотностью. При этом доступ населения к более высоким уровням образования существенно ограничен. Полное среднее образование в настоящее время могут получить примерно 30—40% детей (по разным странам), получивших начальное образование. Высшее образование представляет собой достаточно локальную (элитарную) составляющую системы образования. В целом оно ориентировано на встраивание в зарубежные образовательные системы (через стажировки, доучивание, обмен и т.п.) Доступ к высшему образованию ограничен уровнем 10— 15% от выпускников средних школ.

Таким образом, в развивающихся странах высшее образование могут реально получать от 3 до 6% детей. Управление такими системами образования, как правило, сильно централизовано, что объясняется необходимостью концентрации весьма небольших ресурсов. На практике это приводит к резкому возрастанию влияния (власти) органов управления на распределение средств, особенно в кризисных ситуациях. Привлечение средств населения в образование ограничено в силу бедности его основной массы. Основной проблемой образования в развивающихся странах является переход от начального образования как основного к обязательному среднему образованию. В этих условиях совершенствование системы образования находится в прямой зависимости от размера средств, которые государство может выделить в сферу среднего (общего) образования. Основная цель государственной образовательной политики состоит в обеспечении:

• стабильного функционирования систем начального и высшего образования в достигнутых (сложившихся) масштабах;

• привлечения дополнительных средств в систему среднего образования для ее расширения и, следовательно, роста ее доступности для всего населения.

Системы образования новых индустриальных стран (НИС) характеризуются повышенной динамичностью и выступают как инструмент экономической и социальной модернизации, как элемент технологического развития. Поэтому основной упор сделан в первую очередь на построение систем целевой подготовки начального и среднего уровней профессионального образования. Основная задача, которая решалась этими системами, состояла и состоит в подготовке высококвалифицированных рабочих и техников, способных эффективно обслуживать приходящие в страну извне современные технологии и оборудование. Этот путь был использован на практике при экономических модернизациях Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и других стран азиатско-тихоокеанского региона. Добившись высокого и устойчивого уровня технологического развития, эти страны создали базу для рывка (крупномасштабного расширения) в сфере высшего образования для захвата ведущих позиций в мировой экономике при одновременном совершенствовании структур начального и среднего профессионального образования. Среднее образование здесь является массовым и практически обязательным (следовательно — доступным) для всех детей соответствующего возраста, но пока еще мало индивидуализированным по сравнению с развитыми странами. Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются специфической организацией, высоким уровнем подготовки и широкой доступностью. Они в массовом порядке готовят для сферы производства работников, способных освоить поступающие в страну современные технологии. Высшее образование постепенно становится доступным для значительной части выпускников школ (35—40%), утрачивая свою первоначальную элитарность. Роль государства в системе высшего образования является решающей. Именно государство финансирует подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. Помимо государственного финансирования и поощрения притока негосударственных средств в образовательную сферу (престижные вложения), широко практикуется оплата государством подготовки специалистов в лучших университетах мира.

В странах НИС велики (часто выше, чем в развитых странах) доли ВВП, расходуемые на нужды образования. Меры по реформированию системы образования, взятые на вооружение в странах ЦВЕ, можно разделить на краткосрочные и среднесрочные.

В краткосрочной перспективе осуществляется:

• поддержание высоких стандартов дошкольного и базового образования, т.к. недовложение средств в базовый человеческий капитал может привести в результате к огромным затратам в будущем, поскольку плохо образованные люди потребляют непропорционально больше государственных услуг;

• перестройка среднего образования для того, чтобы создать гибкую и реактивную на обучение рабочую силу, адекватно реагирующую на резкие изменения, происходящие на рынке труда.

Реформы охватывают и послешкольный уровень. Важным компонентом любой преуспевающей рыночной экономики является диверсифицированная система послесреднего и высшего образования для предоставления возможности реализации широкого круга личных наклонностей и обеспечения экономики высококвалифицированными и образованными работниками. Возможно, последнее следует поставить на первое место. В среднесрочной перспективе:

• реформируется система образования и профессионального обучения взрослых для облегчения повышения квалификации или изменения сферы профессиональной деятельности с тем, чтобы они могли конкурировать на быстро изменяющемся рынке труда. Здесь можно выделить следующие меры:

— меры, связанные с повышением качества образования и поиском оптимального соотношения общеобразовательной и профессиональной подготовки;

— меры, нацеленные на повышение эффективности при реализации мероприятий первого типа;

— меры, связанные, в основном, с институциональными преобразованиями;

• расширяется послешкольное и высшее образование для удовлетворения растущего спроса на него;

• реорганизуется подготовка школьных учителей и преподавателей вузов.

Это чрезвычайно существенно, поскольку учителя являются ключевыми фигурами в системе образования и профессионального обучения;

• осуществляются меры по поддержке производителей образовательных услуг в частном секторе, в значительной мере в связи с необходимостью диверсифицировать источники финансирования этой сферы.

В то же время реальные изменения в сфере организации и финансирования образования происходили и происходят как своего рода реакции на рост бюджетных ограничений и не несут какой-либо целевой нагрузки за исключением общих слов о повышении качества и доступности образования. В результате в развитии образования преобладают инерционные тенденции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Необходимость реформирования системы образования | 

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3651; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.