Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие виды опросов

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе. Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Обязательные требования к методу:

· предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;

· предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;

· использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);

· повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;

· оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.

Поскольку каждая газета имеет своих постоянных читателей, отличающихся от прочих людей рядом социальных характеристик (уровнем материального достатка, местом жительства, идеологическими, политическими и другими пристрастиями), постольку по результатам прессового опроса, проведенного одной газетой, нельзя судить о состоянии общественного мнения, присущего всему населению. Отсюда проистекает желательность и потребность одновременности проведения прессовых опросов по одной и той же анкете в газетах различных направлений. Нарушение этого принципа (к сожалению, оно в современных российских условиях встречается не в порядке досадного исключения, а как правило) ведет не к познанию истинного общественного мнения, а к разного рода идейно-политическим спекуляциям.

Почтовый опрос - форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности репрезентируют изучаемый объект.

Достоинства метода - возможность:

· получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера,

· охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться,

· иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом,

· экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

Недостатки:

· перекосы репрезентативности,

· неизбежность выбраковки,

· нарушение правила анонимности опроса

· усиливающее искажение ответов.

Обязательные требования данного метода:

· тщательный, многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты;

· обстоятельная инструкция к ее заполнению;

· шифровка конвертов;

· вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты;

· напоминание респондентам о необходимости возврата заполнения анкеты.

Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность.

Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловленно отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Обязательные требования к методу:

· предварительное изучение карты города, мест контактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС;

· разработка специального инструмента, включающего картограмму опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;

· наличие телефонных справочников;

· соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС;

· особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;

· повышенная требовательность к их честности;

· обязательность контроля за их деятельностью;

· перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов опрошенных абонентов.

Телевизионный экспресс опрос - метод сбора не столько социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:

· формулирование телеведущим одного наиболее актуального вопроса;

· мотивирование телезрителей на высказывание своего ответа на поставленный вопрос в форме либо "да", либо "нет";

· просьбу к телезрителям немедленно позвонить по указанному телефону и продекларировать свою позицию до окончания данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);

· оперативный подсчет кода опроса с демонстрацией этого подсчета на электронном табло;

· комментирование полученных результатов.

Этот привлекательный для многих прием тележурналистики способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще, по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и объективного.

Ещё один вид опроса носит название группового интервьюирования, речь о котором пойдёт в следующей лекции.

 

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой метод опроса в социологии?

2. Каковы типичные правила проведения опросов?

3. Опишите и интервьюирование и анкетирование как виды опроса.

4. Каким образом должна выстаиваться анкета и какова её рекомендуемая структура?

5. Охарактеризуйте преимущества и недостатки других типов опросов.

6. Разработайте анкету, включающую в себя открытый, закрытый, контрольный, прямой, безличный, личный вопросы, в рамках сформулированного вами гипотетического социологического исследования.

7. Подберите по три примера закрытых и открытых вопросов, которые обычно используются в анкетах.

8. Подготовьте вопросы интервью с целью получения массовой информации, по теме сформулированного вами гипотетического социологического исследования.

9. Разработайте процедуру он-лайн опроса по теме сформулированного вами гипотетического исследования с целью получения массовой информации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анкетирование как вид опроса | Класифікація і умовні позначення тиристорів
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.