КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потоков, связанных с продукцией и информацией
Поставщики, потребители, субподрядчики могут быть как внешними (другое предприятие или организация), так и внутренними (другое подразделение того же предприятия). При управлении организацией с позиций процессного подхода в качестве поставщика процесса рассматривается предшествующий процесс – процесс-поставщик, а в качестве потребителя – последующий процесс – процесс-потребитель. С точки зрения современного менеджмента качества в цепочке поставки (как внешней, так и внутренней) должен строго выдерживаться принцип, что именно оценка продукции потребителем – истинная оценка её качества. То есть суть процессного подхода к управлению организацией заключается в том, что акцент при постановке задач и оценке эффективности переносится с функциональных подразделений и элементов качества на бизнес-процессы, то есть на процессы, создающие ценности для потребителя и организации. Реализация процессного подхода может производиться в данной последовательности. 1. Определить основные и вспомогательные процессы, то есть процессы, непосредственно влияющие на качество и эффективность функционирования организации, и процессы, поддерживающие названные выше. 2. Определить ответственных за планирование, анализ и разработку рекомендаций по улучшению процессов (владельцев процессов), наделить их необходимыми полномочиями. 3. Определить цели процессов, исходя из целей организации. 4. Установить границы процессов, их входы и выходы. Входами процессов являются объекты, изменяющиеся в ходе процесса (заготовки, заявки, информация и др.), ресурсы, необходимые для эффективного функционирования процесса (технические, людские, финансовые). Выходами процесса являются результаты процесса (продукция, услуги и др.), показатели результативности и эффективности процесса. 5. Разработать документацию (процедуры, регламенты, карты, схемы и др.) на процессы. 6. Разработать систему управления мониторинга и измерения процессов. 7. Обеспечить процессы необходимыми ресурсами, запустить процессы. 8. Осуществлять контроль процессов путем их мониторинга и измерений. 9. Планировать и осуществлять улучшения процессов на основе цикла Деминга (цикл PDCA). Процессный подход дает возможность повысить эффективность организации, так как он позволяет: · преодолеть межфункциональные барьеры между подразделениями организации; · приблизить цели СМК к результатам бизнес-процессов за счет концентрации усилий на запросах потребителей; · повысить конкурентоспособность организации за счет сокращения времени производственного цикла, повышения качества продукции, постоянной оценки соотношения «вход - выход», то есть «ресурсы - результаты», всех процессов организации; · повысить производительность труда, снизить затраты с помощью групповой работы, исключения ненужных элементов процессов, не добавляющих ценности; · увеличить гибкость СМК, не связанной с функциональной структурой организации, ее способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям; · обеспечить постоянное совершенствование на основе измеримости процессов. Классификация процессов организации возможна по следующим признакам.
1. По области распространения в организации: функциональные (в рамках одного подразделения) и межфункциональные (сквозные - связывают ряд подразделений). 2. По масштабу: стратегические (обеспечивают взаимодействие организации со всеми заинтересованными сторонами - потребителями, сотрудниками, государством, поставщиками, конкурентами); тактические, действующие между структурами организации и связанные с высшим руководством, управлением ресурсами, этапами жизненного цикла продукции, измерениями, анализом и улучшениями, совершенствованием СМК; оперативные - как специальные проекты, так и действия отдельных работников. 3. По роли в обеспечении основной функции организации: основные (создающие ценности для потребителя), или бизнес-процессы, и поддерживающие (вспомогательные - обеспечивающие функционирование основных процессов). 4. По объекту воздействия: технологические (производство продукции, оказание услуг, ремонт оборудования, измерение и др.) и управленческие (организация производства, управление ресурсами и т. п.). 5. По степени изученности: процессы, в которых взаимосвязи между входами и выходами известны (хорошо управляемые процессы) и процессы, в которых взаимосвязи между входами и выходами не установлены либо непредсказуемо изменяются (плохо управляемые процессы).
Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.
Управление процессом включает: · Определение целей и ожидаемых результатов процесса; · Определение характеристик качества процесса, включая критерии результативности выполнения процесса, управления им и обобщенный прямой показатель качества – эффективность процесса; · Определение необходимых ресурсов, в том числе трудовых, для выполнения процесса; · Определение методов и средств выполнения процесса; · Управление ресурсами, которые выделены для осуществления этого процесса, включая мотивацию персонала; · Анализ входных и выходных данных, управление параметрами процесса.
Административное управление в большинстве российских предприятий организовано по функциям, то есть является функционально-ориентированным. Практически вся организационно-управленческая документация (положения о подразделениях, должностные инструкции и др.) также является функционально-ориентированной. А как соотносится функционально-ориентированная система управления и процессы? Если изобразить организационную структуру предприятия в виде системы функций, то можно увидеть, что процессы выполняются «поперек» функций, что порождает проблему стыков (никто не хочет выполнять деятельность на стыке) (рис.3). Подразделения, отдельные работники отвечают за отдельные операции и переходы процесса, ответственность по мере исполнения процесса переходит от исполнителя к исполнителю, но никто не отвечает за процесс в целом.
Рис.3.Функции и процессы предприятия. Можно ли построить управление предприятием «вдоль» процесса, то есть построить процессно-ориентированную систему управления организацией? Стандарты серии ИСО 9000 рекомендуют строить управление процессами по двум направлениям: · Через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции и информации; · Через качество продукции и информации, протекающих внутри структуры. Структура процессов организации достаточно сложна, поскольку большинство процессов взаимодействует между собой, образуя сеть процессов. Причем процессы не просто идут «поперек» функциональной оргструктуры, но и еще замысловато сцеплены между собой, что обостряет проблему «стыков». Именно процессно-ориентированное управление является основой концепции современного менеджмента качества и стандартов серии ИСО 9000. Организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Для обеспечения правильного управления процессами, организации взаимодействия между ними в сети ИСО 9000 предполагает, что у каждого процесса должен быть «владелец» - лицо, несущее ответственность за данный процесс. Этот термин, широко используемый в литературе, но не определенный в стандартах ISO серии 9000:2000, у разных авторов имеет различный смысл. Так есть определение: «владелец» процесса - должностное лицо или коллегиальный орган, который имеет в своем распоряжении ресурсы процесса, информацию o процессе, управляет ходом процесса и несет ответственность за его результат перед вышестоящим руководством. По другим источникам «собственник процесса не касается задач, решаемых отдельными департаментами. Его интересует успешная реализация процесса в целом - от первого шага до последнего. Собственник процесса несет ответственность за его разработку, документирование, измерение функционирования, a также за обучение сотрудников и взаимосвязи участвующих в реализации процессов. Это не должность и не деятельность, которой необходимо заниматься полный рабочий день. Это роль, которая в первую очередь связана с возможностями процесса в целом, а не с повседневным выполнением производственного задания - за последнее продолжают отвечать функциональные менеджеры». Противоречие между этими определениями устраняется, если первое определение отнести к функциональному процессу, выполняемому в рамках одного подразделения оpганизации (подпроцессу в структуре сквозного процесса), a второе определение - к межфункциональному процессу, в котором участвует несколько подразделений организации. B подавляющем большинстве организаций СНГ используется функциональный принцип управления (рис. 4), при котором управление сквозными процессами возможно лишь с помощью высшего руководства. Как показывает опыт работы, сквозными процессами при этом управляют как совокупностью функциональных процессов. Функции владельца сквозного процесса в этом случае имеют ограниченное, методическое значение. Он в тесной связи с высшим руководством участвует в разработке процесса в целом, его контроле и улучшении.
Рис.4. Схема функционального управления организацией. Процессная модель предприятия является основой для проведения анализа процессов, который часто приводит к выводам о необходимости их реорганизации как с технологической, так и с организационной точки зрения. Задача данной реорганизации состоит в том, чтобы повысить эффективность функционирования организации в целом – увеличить прибыль, снизить издержки, повысить производственный потенциал и т.д. В отличие от функции процесс представляет развернутую во времени и подчиненную управляющему воздействию последовательность действий, обеспеченную требуемыми ресурсами и имеющую установленные требования к параметрам входа, параметрам выхода и параметрам самого процесса (рис.5). На входе и выходе процесса, а также в различных фазах процесса могут проводиться измерения с целью подтверждения выполнения требований.
Рис.4. Моделирование процесса. У. Шухарт впервые описал концепцию PDCA в 1939 году в своей книге «Статистические методы с точки зрения управления качеством». Идея цикличности, отметил он, отражает ту мысль, что основой успешного развития предприятия является постоянная оценка практики управления, совмещенная с готовностью менеджеров поддерживать оригинальные идеи и отказываться от неудачного опыта. Развернутая схема управления процессом на основе цикла PDCA показана на рис. 6. На ней отражены основные участники и элементы процесса, этапы разработки и управления процессом. Управление процессом, как правило, включает в себя функции планирования, организации работ, контроля их выполнения и регулирования. При планировании процесса устанавливаются обоснованные задания и определяются ресурсы, необходимые для их выполнения. Организация работ - это упорядочение (рациональное распределение) деятельности подразделений и должностных лиц организации с целью достижения запланированных результатов. Контроль выполнения процесса - это непрерывный анализ и оценивание соответствия фактических значений измеряемых параметров установленным, а также периодическое оценивание результативности и эффективности процесса. Регулирование процесса предусматривает устранение возникающих в ходе процесса несоответствий (посредством коррекции или корректирующих действий) и улучшение процесса. Основными направлениями улучшения процесса следует считать минимизацию его изменчивости и превышение достигнутых показателей эффективности. Очевидно, что чем сложнее процесс, тем больше потенциал, необходимый для его улучшения.
Рис.6. Принципиальная схема одноуровневого управления процессом.
Для успешного управления технологическим процессом необходимо сформулировать и соблюдать конкретные требования ко всем этапам и системам управления. При этом можно использовать рекомендации, отражающие опыт одной из успешных корпораций США.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |