Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное призвание социального работника




Профессионализм в социальной работе предполагает наличие профессионального призвания специалиста.

Сегодня, когда социальные службы формируются спонтанно, a штаты их укомплектовываются в основном на субъективной основе, целесообразно говорить о сущности призвания и механизме его формирования.

Профессиональное призвание всегда подразумевает социальную обусловленность. С этой точки зрения профессиональное призвание является объективным фактором, но с точки зрения носителя этого признания — конкретного работника социальной службы — профессиональное призвание является субъективным фактором, компонентом внутреннего мира работника. В процессе формирования личности у будущего социального работника вырабатывается особое отношение к социальной работе, профессиональной деятельности. Это отношение вырабатывается постепенно: во-первых — на основе восприятия и понимания сущности профессии <<социальная работа>>; во-вторых, оно складывается поэтапно как поведение личности не только при выполнении своих должностных обязанностей, но и в социуме, семье, личной жизни. Целесообразность деятельности социального работника определяется не только стратегическими задачами социальной защиты населения. Это рефлексия на боль и страдания различных категорий населения. В to же время профессиональное призвание обусловлено генетической предрасположенностью личности к работе с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Таким образом, профессиональное Призвание представляет собой объективно-субъективное явление.

Профессиональное призвание социального работника — это сложнейшая модификация комплекса развитых качеств личности специалиста, внутренняя социально-психологическая готовность к реализации функций социальной работы, к оказанию определенного вида социальной помощи населению и различных услуг — социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических. Понятно, что такая рефлексия на социальные эксклюзии, социальные девиации и нужды различных категорий клиентов социальных служб не может быть врожденной — она формируется на протяжении всей жизни человека, при условии престижности профессии социального работника, наличия развитой системы подготовки и воспитания поколений (дошкольное, школьное, вузовское, послевузовское воспитание), при достаточной развитости индивидуальных качеств.

В социальной работе особо значимыми являются качества социального работника, которые позволяют ему устанавливать оптимальные контакты с клиентами социальных служб и поддерживать эмпатийные отношения с потребителями социальных услуг до полного решения их проблем, получать большую радость от выполнения своих профессиональных функций. Склонность к работе с людьми занимает особое место в профессиональном призвании. Ho не меньшую роль в системе компонентов профессионального призвания играет возможность для конкретного социального работника реализовать свои способности.

Профессиональное призвание подразумевает осознание стратегических и тактических задач. В соответствии с социально-экономической и социально-психологической ситуацией перед социальными работниками и другими специалистами социальных служб возникают перспективные и оперативные задачи в области социальной защиты. При этом, с одной стороны, определяются первоочередность и приоритетная направленность их работы, a с другой, они стремятся достигнуть определенных целей в области защиты прав и интересов клиентов.

Важен еще один момент. Общественное призвание определяет основные функции социальных служб и их работников, в первую очередь специалистов по социальной работе. Осознание перспективных задач в области социальной защиты населения обусловливает общественную необходимость реализации этих задач. Работники социальных служб являются носителями качеств общественного призвания. Таким образом, может сформироваться оптимальное сочетание социального и профессионального призвания.

Разумеется, кто-то должен помочь молодому человеку, исходя из его реальных возможностей, выбрать профессию социального работника. Сейчас, когда престиж социальных служб невелик, a заработная плата социального работника мизерна, эту профессию может избрать лишь человек, стремящийся получить хоть какой-то диплом (как это происходит нередко с получением диплома в педагогических университетах и педагогических колледжах). В этих условиях очень важно помочь выпускникам средних общеобразовательных школ правильно выбрать профессию, т.е. создать возможность для реализации склонности к социальной работе, определенной деятельности в сфере социальной защиты населения. Такая деятельность может быть успешной только в tom случае, если молодые люди в процессе волонтерской деятельности, еще обучаясь в школе, получают возможность выявить и раскрыть свои способности в работе с социально ослабленными слоями общества, если они осознают, что их социально-психологические и психофизиологические характеристики оптимально соответствуют требованиям профессии социального работника.

Совершенно очевидно, что проблема выбора профессии социального работника может быть решена при наличии хорошо налаженной системы профессиональной ориентации, a ее, как известно, в нашей стране нет. Думается, значительную роль в создании этой системы могут сыграть дипломированные социальные работники и выпускники высшей школы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.