Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о сознании в традиционной науке

Сознание как высшая управляющая подсистема человека

Основные понятия

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, складывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.

Мотив – побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и социальным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.

Деятельность – целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее.

Личность – человек как участник и творец социальных отношений и сознательной деятельности.

Отношения (личности, субъективные) – присущие человеку определенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

 

В западной философии и психологии сознание понимали как:

сцену, на которой разворачиваются события (интроспекционисты);

взаимодействие представлений (И. Гербарт);

постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс);

комбинацию элементов – ощущений и чувств (В. Вундт);

вершину айсберга, незначительную часть психики человека (З. Фрейд);

несуществующий для научной психологии объект (Дж. Уотсон).

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, отличная от психики животных, порождаемая новыми формами общественного бытия; «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».

Характеристики сознания:

направленность на предмет (сознание – всегда сознание чего-либо);

мотивационно–ценностный характер сознания – закрепленное в нем различение субъекта и объекта («я» и «не-я»), предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, появление отношения к объектам окружения;

рефлексивная способность – сознание позволяет «сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования»;

социальный характер – сознание есть «результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка с другими людьми». Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека обогащается результатами общественного опыта. Использование языка позволяет человеку строить во «внутреннем пространстве» идеальные объекты, служащие средством реконструкции реальной действительности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Представление о психике в традиционной науке | Состояния сознания. Сознание играет значительную роль во внутреннем и во внешнем равновесии индивида с окружающей средой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.