Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ




Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государствен­ной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви госу-дарст-венной власти, она обладает рядом специфических черт, одной из которых является то, что именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции меж­ду органами других ветвей государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (осо­бый вид юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею) в Российской Федерации осуществ­ляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не мо­жет быть иных (как государственных, так и негосударственных) органов, осуществляющих правосудие, и различные квазисудеб­ные органы (Судебная палата по информационным спорам, су­ды чести офицеров в Вооруженных Силах, товарищеские суды, спортивные арбитражи, шариатские суды и т. п.) правосудия не отправляют. Запрещает Конституция РФ (в отличие от основных законов ряда зарубежных государств) и создание чрезвычайных судов. При этом Конституция РФ и другие законы часто упо­требляют общий термин «суд», под которым понимается судеб­ный орган (или судья) любой подсистемы судебной системы РФ и любого уровня (звена, инстанции), осуществляющий правосу­дие в соответствии с установленным законом порядком.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ;

2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);

3) арбитражный суд (субъекта РФ, апелляционный, окруж­
ной, Высший Арбитражный Суд РФ);

4) третейский суд.

Судебная система России закреплена в федеральном консти­туционном законе «О судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает юрисдикцию какого-либо международного судебного органа (в частности, Европейского су­да по правам человека), то его решения являются обязательными для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом административное судопроизводство организационно оформле­но не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет самостоятельной подсистемы административных судов (их со­здание — вопрос осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из административных правоот­ношений) рассматривают суды общей юрисдикции и арбитраж­ные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные административные коллегии).

В отличие от законодательной и исполнительной властей но­сителем судебной власти является не какой-либо судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Законодательство предусматривает достаточно высокие тре­бования к носителям судейской мантии (по сравнению с тре­бованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или долж­ность в системе исполнительной власти). Общие конституцион­ные предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Правосу­дие в РФ вне зависимости от вида судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих конституционных прин­ципов, развитых в специальном и процессуальном законода­тельствах:

1) равенства всех перед законом и судом (суды не отдают пред­почтения каким-либо органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной, социальной, по­ловой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям и т. п.);

2) открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не означает абсолютного запрета на прове­дение закрытых судебных заседаний. В предусмотренных за­коном случаях, связанных, в частности, с рассмотрением вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усы­новления, интимных отношений сторон и иного, могут про­водиться и закрытые заседания; при этом решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично);

3) очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса должны иметь возмож­ность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т. д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом ограниченных случаях и при обя­зательном условии, что такое разбирательство не будет пре­пятствовать установлению истины);

4) доступности языка судопроизводства (общим правилом яв­ляется ведение судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке РФ или республики в составе РФ, однако в любом случае участвующим в деле лицам, не владе­ющим языком судопроизводства, обеспечивается право выс­тупать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика);

5) состязательности и равноправия сторон (стороны в судеб­ном процессе — истец и ответчик, обвинитель и обвиняе­мый — обладают абсолютно равными процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и оп­ровергать позицию другой стороны; преодоление обвини­тельного уклона в уголовном процессе — одна из задач осу­ществляемой в России судебной реформы);

6) сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправле­нии правосудия. От имени государства осуществлять право­судие может как судья единолично (наиболее широко это применяется в гражданском судопроизводстве, а в конститу­ционном, например, судопроизводстве единоличное рассмот­рение дел недопустимо вообще), так и судебная коллегия (судебный состав), которая может быть различной по составу; 7) участия граждан в отправлении правосудия (такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей).

Помимо общих принципов правосудия, имеют место прин­ципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства, на­пример презумпции невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (только в уголовном судопроиз­водстве), возможности обжалования и пересмотра судебных ре­шений (не применяется в конституционном судопроизводстве), возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия (реализуется по-разному вследствие судебной ошибки, допу­щенной в уголовном и гражданском судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституци­онными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового ста­туса личности.

2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, одна­ко условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Кон­ституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Пре­зидента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра­вительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ
и органами государственной власти субъектов РФ, договоров
между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы

права. Акты или отдельные положения, признанные неконститу­ционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международ­ные договоры РФ, признанные не соответствующими Конститу­ции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в преду­смотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по воп­росам судебной практики.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Выс­ший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рас­сматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в преду­смотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по воп­росам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на про­фессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требо­вания к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, — работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрис­консульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат про­ходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополни­тельные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитраж­ных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Су­да РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представле­нию Президента РФ, судьи других федеральных судов — Прези­дентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов — зако­нодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному зако­нодательству с учетом требований Федерального закона «О миро­вых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении пол­номочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Все­российского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний су­дей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и ква­лификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие прин­ципы: независимость; несовместимость; несменяемость; неприкосновенность.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осу­ществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспе­чение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установ­ление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления лич­ной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из фе­дерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспе­чение, соответствующее высокому статусу судьи, особая госу­дарственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом предста­вительного органа власти, состоять в политической партии, за­ниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятель­ностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе вы­ше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в долж­ности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет). Несменяе­мость не означает также невозможности прекращения полномо­чий судьи досрочно.

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление неко­торых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное де­ло в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения колле­гии из трех профессиональных судей соответствующего суда об­щей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии су­дей (для судей Конституционного Суда РФ — с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распрос­траняется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.