Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ловкость как совокупность координационных способностей и пути их воспитания





Всякое произвольное движение направленно на решение какой-либо конкретной задачи: пригнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т. д. Способность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, силовым и временным характеристикам, т. е. если оно достаточно точно. Точность движения является вторым мерилом ловкости.

Ловкость определяют, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Ловкость — это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки.

Ловкость является специфическим качеством. Она существенно зависит от деятельности анализаторов, в особенности от двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности в быстром овладении движениями и их перестройке.

Воспитание ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Существенное значение при этом имеет избирательное совершенствование способности точно воспринимать свои движения в пространстве и времени, поддерживать равновесие, рационально чередовать напряжение и расслабление, а также других частных способностей.

Основным путем в воспитании ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению запаса двигательных навыков и положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

При воспитании ловкости как способности овладевать новыми движениями могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элементы новизны. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства воспитания ловкости уменьшается. Для воспитания ловкости как способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность применяются упражнения, связанные с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.



Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с которыми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в основном из требований:
1) к точности движения; 2) к их взаимной согласованности; 3) к внезапности изменения обстановки.

В процессе воспитания ловкости используют разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Утомление и выносливость. Если человек выполняет какую-либо достаточно напряженную работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнять ее становится все труднее. Со стороны это можно объективно отметить по ряду видимых признаков, таких, например, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим волевым усилиям. Такое состояние получило название фазы компенсированного утомления. Если, не смотря на возросшие волевые усилия, интенсивность работы снижается, наступает фаза декомпенсированного утомления. Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспособности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью. Ели предложить одно и то же задание нескольким людям, то утомление у них наступит через различное время — причиной этому будет, очевидно, различная степень развития выносливости. В этом общем смысле выносливостью называется способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Хотя в любой деятельности представлены так или иначе компоненты всех перечисленных типов утомления, для сферы физического воспитания имеет значение преимущественно физическое утомление, вызванное мышечной деятельностью. В дальнейшем речь пойдет о выносливости именно к этому типу утомления.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямыми и косвенными способами. При прямом способе испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью. Этот способ практически не всегда удобен. Поэтому чаще пользуются косвенными способами измерения выносливости. Так обычно в спортивной практике определяют выносливость по времени преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции.

Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателей выносливости: абсолютные (отвлеченные от конкретных показателей силы и быстроты у данного человека) и относительные, парциальные (с учетом скоростных и силовых возможностей занимающегося). Парциальных показателей может быть предложено много.

В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организме, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.



Решение этих задач немыслимо без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать упражнения, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления.

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1. Абсолютная интенсивность упражнения.

2. Продолжительность упражнения.

3. Продолжительность интенсивного отдыха.

4. Характер отдыха.

5. Число повторений упражнения.

Абсолютная интенсивность упражнения непосредственно связана с особенностями энергетического обеспечения деятельности.

Продолжительность упражнения взаимосвязана со скоростью передвижения. Изменение продолжительности имеет двоякое значение. Во-первых, от длительности работы зависит, за счет каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. По мере сокращения длительности работы все больше уменьшается роль дыхательных процессов и возрастает значение сначала гликолитических, а затем и креатинфосфокиназных реакций. Поэтому для совершенствования гликолитических механизмов используют в основном нагрузку от 20 сек до 20 мин, а затем усиления фосфокреатинового механизма от 3 до 8 сек.

Во-вторых, длительность работы обусловливает при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических — продолжительность напряженной деятельности систем, обеспечивающих доставку и утилизацию кислорода. Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительна для организма.

Продолжительность интервалов отдыха при повторной работе, как уже отмечалось, играет большую роль в определении как величины, так и характера ответных реакций организма на нагрузку.

Характер отдыха, в частности заполнение пауз дополнительными видами деятельности, оказывает разное влияние на организм в зависимости от вида основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями дополнительная работа низкой интенсивности дает возможность поддерживать дыхательные процессы на довольно высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одна из характерных сторон метода переменного упражнения.

Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Воспитание гибкости. Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движения. Ее обычно выражают либо в условных мерах, либо в линейных. Различают активную гибкость и пассивную.

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее, охранительную природу.

Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры гибкость увеличивается.

Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако, бесспорно, развить гибкость у детей легче, чем в старшем возрасте.

В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений.

Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной
амплитудой движения — упражнения на растягивание. Они делятся на
2 группы: активные и пассивные движения.

Активные упражнения различаются по характеру выполнения: однофазные и пружинистые; маховые и фиксированные; с отягощениями и без отягощений. Кроме названных, в эту группу входят статические упражнения. Пассивные статические упражнения: здесь поза сохраняется за счет внешних сил — несколько менее эффективны для развития активной гибкости, чем динамические, но зато позволяют достигать наибольших показателей пассивной гибкости.

В отдельных занятиях упражнения на растягивание выполняют до появления легкой болезненности, что является сигналом к прекращению работы.

После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных.

Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период (11–14 лет).

Характеристика осанки.

Осанка выражается внешне в привычной для нас каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела.

Правильная осанка имеет значение не только для нормального функционирования организма. Гармоническое физическое развитие и полноценное здоровье связаны с правильной осанкой.

Основными антропометрическими признаками осанки являются: 1) взаимное расположение частей тела в сагиттальной плоскости и 2) профиль позвоночника.

Осанка определяется во многом строение скелета, которое обусловливает вертикальное положение тела.

Вертикальное положение тела обеспечивается связочным аппаратом, силами эластического сопротивления тканей, соединяющих кости скелета, и активными мышечными силами.

Типы осанки и причины ее нарушения. Различают пять видов осанки.

1. Осанка прямого вида характеризуется следующими признаками:

– отклонение точек головы, плечевого, тазобедренного и коленного суставов в сагиттальной плоскости от вертикали сравнительно невелико, т. е. продольные оси звеньев тела приближаются к вертикальной линии и поэтому располагаются в наиболее выгодном положении для удержания равновесия. Голова поставлена прямо, туловище выпрямлено с развернутым поясом верхних конечностей, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и стоят вертикально к полу;

– позвоночник имеет волнистую линию с углублениями и возвышениями примерно одинаковой величины.

2. Осанка прогнутого вида характеризуется большим отклонением точек тазобедренного и коленного суставов и малым отклонение точек головы и плечевого сустава от вертикали. Кроме того, при этом типе осанки поясничный изгиб больше грудного, тело прогнуто в пояснице.

3. Осанка сутулого вида имеет следующие признаки:

– большое отклонение от вертикали точек плечевого сустава при среднем отклонении точки тазобедренного сустава;

– форма позвоночника отличается увеличенным грудным кифозом и уменьшенным поясничным лордозом, спина согнута, голова опущена, лопатки расходятся и выпячиваются, плечи опущены и сдвинуты вперед.

4. Осанка наклонного вида отличается:

– большое отклонение вперед от вертикали точки плечевого сустава при малых отклонениях точек тазобедренного и коленного суставов;

– позвоночник имеет увеличенный поясничный изгиб при увеличенном угле наклона таза, т. е. туловище согнуто в тазобедренных суставах и наклонено вперед.

5. Осанка изогнутого вида характеризуется своеобразным сочетанием признаков сутулости и лордотической осанки — позвоночник имеет увеличенные изгибы в грудном и поясничном отделах. Мускулатура тела при такой осанке обычно слабо развита, не может удержать тело в прямом положении, и оно принимает изогнутую форму.

Литература:

1. Володина В. С., Воспитание физических качеств и основы теории и методики физического воспитания: Учебное пособие. Красноярск, 1991.

2. Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. М., 2004.

3. Козленко Н. А. Теория и методы физического воспитания в начальных классах. К., 1984.

4. Коркин В. П., Аркачев В. И. Акробатика: Каноны терминологии. М., 1989.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1243; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Атомы разных элементов различаются по массе. Совокупность одинаковых атомов образуют простое вещество, соответствующее определенному химическому элементу.
  2. В самоактуализации (реализация способностей и т.д.)
  3. Возникновение и развитие педагогики. Исторический характер воспитания.
  4. Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений.
  5. Воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений.
  6. Вся совокупность нормативных и ненормативных регуляторов в социальном регулировании представлена на нижеприведенной схеме.
  7. Задачи развития силовых способностей.
  8. Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель.
  9. Конституционное право — это совокупность правовых норм охраняющих права и свободы человека и учреждающих определенную систему государственной власти.
  10. Концепция эстетического отношения как основы художественных способностей и одаренности А.А. Мелик- Пашаева и З.Н. Новлянской
  11. Метод труда – это определенная совокупность трудовых приемов и последовательность их выполнения в процессе работы.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.