Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Общение в служебном коллективе


Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно сущест­вование коллектива. Нормальные служебные отношения формиру­ются на основе двух основных требований: ответственность за дело и уважение к коллегам.

Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к своему слову и делу. Необязательный человек приносит вред не только своим личным поведением, но и создает вокруг себя атмо­сферу безответственности, недисциплинированности. Праздные разговоры, перекуры, выполнение личных дел в служебное время, пустопорожние разговоры, в том числе на служебные темы, не только снижают эффективность работы, но и разлагающе действуют на добросовестно относящихся к делу. Нарушение деловой обста­новки не компенсирует самая изысканная вежливость и предупре­дительность.

Не случайно американцы, а вслед за ними и японцы предпочи­тают работать в одной комнате, а начальник, если и отделяется, то только стеклянными стенами. Они не без основания считают, что так можно достичь больших успехов. Нельзя лениться — ты на виду у товарищей, нельзя бесконечно разговаривать по телефону или принимать визитеров. Да и коллектив работает сплоченней, так как члены его постоянно советуются друг с другом, и все чувствуют себя частями одного механизма.

Деловая обстановка во многом зависит и от уважения к колле­гам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, оказывать небольшие, но приятные услуги.

Служебные отношения несколько отличаются от бытовых, что накладывает свой отпечаток и на требования к поведению сослужив­цев. Если, например, в кафе или ресторане главным в отношении женщин и мужчин является приоритет дамы, то в служебных отно­шениях этот приоритет нередко отступает на второй план и заме­щается приоритетом начальника. Уважение к сотруднице как жен­щине сказывается в оказании ей помощи и внимания, но не в том, чтобы ей было позволено нарушать дисциплину, перекладывать на плечи коллег работу, которую она должна выполнять сама. В то же время сделать женщине-коллеге приятный комплимент, уступить место, помочь перенести тяжелые вещи, пропустить вперед, прохо­дя через дверь, откликнуться на просьбу о помощи в каком-либо деле, взять на себя наиболее сложную и тяжелую часть общей работы — обязанность мужчины в любых условиях, вне зависимости от того, является ли он ее начальником или нет.

Правоохранительная деятельность связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает повышенную вероятность возникновения различных конфликтов — межличностных и межгрупповых. Для успешной работы важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то нужно уметь безболезненно и с минимальными потеря­ми разрешить возникающие проблемы. Как этого достичь? Здесь уже недостаточно знания лишь этикетных правил поведения. Ис­полнение этих правил должно сочетаться с тонким психологиче­ским анализом ситуации, учетом возможного поведения коллег в конфликтной ситуации.



Жизнь служебного коллектива не может обходиться без критиче­ских замечаний в адрес коллег. И здесь особенно важно, чтобы эта критика носила конструктивный характер, а не была результатом каких-то обид или интересов. Она должна восприниматься челове­ком как заслуженная. А для этого она должна отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней.

 

1. Критика должна быть деловой и предметной. К сожалению,
существует и так называемая псевдокритика. Специалисты выделяют
несколько видов такой преследующей своекорыстные цели критики:

• тенденциозная критика как сведение личных счетов, критика
как средство сохранения или повышения своего положения и
престижа; она может включать элементы и лицемерной самокритики, но прежде всего она направлена на порицание тех лиц, которых в данной ситуации критиковать особенно выгодно;

• критика как своеобразная «профилактика», без которой, по мнению некоторых руководителей, якобы нельзя создать «рабочий настрой»;

• стандартная, или формальная, критика, когда, например, в
доклад вносится так называемая «критическая часть», которая
ни к чему не обязывает и носит формальный характер;

• упреждающе порочащая критика, когда на принципиального
и честного работника, попросившего слова для критического
выступления, перед его выходом на трибуну обрушиваются
обвинения, раздувающие его малозначительные ошибки и
просчеты.

2. Критика должна быть тактичной и доброжелательной, учитывать положительные качества и заслуги критикуемого.Ее задача — не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается как не­справедливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудников оказывает благотворное воздействие.

3. Критика должна иметь свой конкретный предмет. Большой вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий челове­ка критикуются его личность, характер. Это может вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдаться во что бы то ни ста­ло, поскольку человек считает себя, и вполне обоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретные указания на определенные дейст­вия или поведение сотрудника снимают напряженность. Поэтому они всегда предпочтительнее.

4. Критика требует конкретного подхода, учета особенностей
темперамента и характера человека.Один
отнесется к замечаниям
болезненно, но быстро успокоится и придет в норму, до другого
они могут, как говорят, и «не дойти», третьего могут толкнуть на
путь переживаний, а четвертый — настолько внутренне пережил
свой проступок, что по отношению к нему взыскание будет излишним. Даже одна и та же мера наказания действует по-разному в за­висимости от психического состояния человека, его характера, новизны воздействия на него и т.д. Так, первая критика или иной тип взыскания воспринимается намного острее, чем последующие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Прием населения | V. Проведение деловых совещаний

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.