Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности процессов памяти




Память

Память – способность к хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Выделяют 4 процесса, составляющих единую мнемическую систему: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.

Классификация видов памяти.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

эмоциональная – память на чувства;

образная – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, осязательной, обонятельной, слуховой;

словесно-логическая – специфически человеческая память на мысли.

По характеру целей деятельности:

непроизвольная – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий;

произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия.

По продолжительности сохранения материала:

мгновенная (иконическая, сенсорная) – удержание полной картины воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (0,1–0,5 с);

кратковременная – сохранение неполного, а обобщенного образа воспринятого в течение короткого промежутка времени (20–30 с), работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение. Объем кратковременной памяти 7±2 единиц информации. Она связана с актуальным сознанием человека;

оперативная – память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений определяется конкретной задачей, стоящей перед человеком;

долговременная – память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

«Эффект длины» – лучше запоминается ряд, число членов которого не превышает объема кратковременной памяти.

«Эффект края» – при запоминании длинного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Эффект связан с феноменом интерференции.

Феномен интерференции – негативное влияние одной информации на хранение другой: предыдущей (ретроградная интерференция) или последующей (антероградная интерференция).

Феномен реминисценции – самопроизвольное припоминание информации, которая когда-то была воспринята, но в течении определенного времени не восстанавливалась. Для проявления реминисценции необходим оптимум научения.

На результативность запоминания, хранения и воспроизведения информации влияет множество факторов, например:

знакомость стимула (объекта запоминания);

число повторений;

степень смысловой организованности материала;

глубина переработки;

мотивация, наличие желания и установки на запоминание;

владение мнемотехническими приемами;

эмоциональное состояние во время запоминания и воспроизведения информации.

развитие других познавательных процессов (внимания, мышления, воображения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.