КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие моторики
Онтогенезом моторики называется изменение движений и двигательных возможностей человека на протяжении его жизни. Движения являются необходимым условие физического и функционального развития. Два основных фактора определяют развитие моторики – созревание и научение. Созреванием называются наследственно обусловленные изменения анатомического строения и физиологических функций организма, происходящие в течение жизни человека: увеличение размеров и изменение формы тела ребенка в процессе его роста, изменения, связанные с половым созреванием, старением и др. (рост и развитие опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций, нервной системы). Под научением понимают освоение новых движений или совершенствование в них под влиянием специальной практики, обучения или тренировки. В младенческом и преддошкольном возрасте не всегда ясно, что является первостепенным – созревание или научение. Например, почему младенец начинает сам сидеть, стоять, ходить? Потому, что он научился этому или вследствие того, что его нервная система и мышечный аппарат настолько созрели, что он оказывается в состоянии это сделать без обучения и поэтому обучать его подобным движениям вовсе не надо? Подобные вопросы часто исследуют на идентичных близнецах: одного из них обучают, а другого нет. Специальное обучение практически не ускоряет овладения движениями. Приходит время, и дети, не подвергавшиеся специальной тренировке, догоняют своих братьев и сестер. Такого рода факты привели некоторых западных ученых к мысли о том, что главное в онтогенезе моторики в раннем детском возрасте – созревание. Противоположная точка зрения, согласно которой ребенка в любом возрасте можно научить чему угодно, лишь бы была соответствующая методика обучения. Исследователи, стоящие на этой точке зрения, вовсе отрицают роль созревания. В действительности же научение эффективно лишь тогда, когда достигнута необходимая степень анатомо-физиологической зрелости организма. Онтогенез моторики определяется взаимодействием созревания и научения. Взаимодействие факторов научения и созревания может носить нейтральный, синергетический или антагонистический характер. Формирование движений в течение 1-2 года происходит с преобладанием процессов созревания. Здесь процессы обучения и созревания независимы друг от друга, носят нейтральных характер. Педагогические воздействия в благоприятные (сенситивные) периоды, когда степень зрелости организма достигает определенного уровня, носят синергетический характер. Чрезмерно раннее обучение, ранняя спортивная специализация, негативные воздействия на здоровье ребенка, при этом процессы носят антагонистический характер. Установлены стадии развития моторики: 1. Развитие движений до момента рождения (пренатальный период). Первые движения у плода зарегистрированы на 8 неделе развития, затем их количество и интенсивность растет. С 5 месяца у плода формируются основные безусловные рефлексы, характерные для новорожденного. Развитие движения идет по направлению от головы к нижним конечностям. Двигательная активность у плода снижается за месяц до рождения. 2. Развитие движений в младенческом возрасте (до 1-2 года). У новорожденного наблюдается два вида движений: беспорядочные (хоатичные, или синкинезии по Н.А.Бернштейну) и безусловные рефлексы (сосательный, хватательный, ступательный и плавательный). Плавательный рефлекс достигает своего максимума к 40-му дню жизни. Со временем этот рефлекс угасает. У детей в течение первого года наблюдается определенная последовательность в овладении движениям: в 1 месяц переворачивается на живот; 2 месяц – поднимает голову в положении лежа на животе; 3 месяц – начинает брать предметы; 4 месяца – сидит с поддержкой; 7 месяцев – самостоятельно сидит; 8 месяцев – стоит с помощью; 9 месяцев – стоит, сам держится; 10 месяцев – ползает; 11 месяцев – ходит с помощью; 12 месяцев – сам встает; 14 месяцев – стоит самостоятельно; 15 месяцев – ходит самостоятельно. Неуклюжее выполнение ходьбы усугубляется биомеханическими причинами: высокое расположение ОЦТ, слабость мышц нижних конечностей. К 2 годам у ребенка проявляется умение бегать. Основным способом научения в этот период является подражание. 3. Дошкольный возраст (3-7 лет). Дети этого возраста овладевают большим количеством движений, но они еще недостаточно координированы. Появляется предметная деятельность – овладение и использование предметов (ножниц, столовых приборов, пишущие принадлежности). Дети овладевают характерными признаками бега и прыжков с фазой полета, метаниями. В 4 года проявляются двигательные предпочтения правой и левой ноги или руки. В 5 лет формируется координационная структура основных движений. Уровень физической подготовленности растет быстрыми темпами и возможно проводить тестирование проявления двигательных способностей. Появляется возможность систематически обучать детей различным движениям, происходит набор в группы для занятий гимнастикой, фигурным катанием. 4. Школьный период (7-17 лет). К 12-13 годам происходит созревание двигательного анализатора. Формирование двигательных способностей имеет четко выраженные сенситивные периоды – периоды, благоприятные для овладения определенными движениями и развития двигательных способностей. В это отношении данные периоды сходны с явлением импринтинга – заключается в том, что соответствующая двигательная реакция проявляется в готовом виде, если стимул предъявляется в определенный период (цыпленок идет за курицей, или за любым движущимся предметом). К 10 годам формируется взрослая структура двигательных действий. В пубертатный период (полового созревания) отмечается резкий скачек в двигательных возможностях. 5. Возраст 18-30 лет. Период расцвета моторики, в этом возрасте демонстрируются самые высокие результаты (кроме отдельных видах спорта). В видах спорта, требующих проявления выносливости результаты достигаются позже, чем в скоростных. 6. Возраст старше 30 лет. С этого возраста начинают снижаться двигательные возможности, до определенного возраста это компенсируется тренировкой и опытом. 7. В старческом возрасте наблюдается значительное снижение двигательных возможностей, снижается эффективность, подчинены критерию безопасности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |