Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды финансового контроля в зависимости от объекта




контроля (схем):

- бюджетный контроль;

- налоговый контроль;

- таможенный контроль;

- валютный контроль;

- банковский контроль;

- контроль за страховой деятельностью.

 

Финансовый контроль играет существенную роль в охране

собственности (схема).

 

Наиболее представительным органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации, которая была создана законом от 11 января 1995 г. «O Счетной палате РФ» для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению. http://www.ach.gov.ru

 

Основные задачи Счетной палаты РФ:

- определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы; покрываемые за счет средств бюджета;

- осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т. д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Заместитель председателя назначается на должность Советом Федерации на тот же срок при формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:

· во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды;

· во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

Предварительный контроль

 

Предварительный контроль формирования федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 195 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями стандарта внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета», и представляет собой комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке и анализу обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования, и на их основе подготовку заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, которое после рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты представляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Счетная палата принимает участие в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации.

 

В ходе предварительного контроля осуществляется:

- определение соответствия действующему законодательству проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;

- определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;

- оценка проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат.

ВИД ДОКУМЕНТА: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Оперативный контроль

 

Оперативный контроль за ходом исполнения федерального бюджета осуществляется в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями стандарта внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой.

Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность поступлений доходов в федеральный бюджет, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной палаты Российской Федерации.

Данные контроля за ходом исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Ежеквартально нарастающим итогом подготавливаются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году по форме, утвержденной Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. Оперативные отчеты за I квартал, первое полугодие, девять месяцев и за год после их утверждения Коллегией Счетной палаты Российской Федерации представляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

Оперативный отчет подготавливается на основании результатов оперативного контроля за ходом исполнения федерального бюджета в текущем году, проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, расходных расписаний и первичных платежных документов на осуществление операций со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.

Оперативный отчет содержит подробные сведения о поступлении доходов в федеральный бюджет, о расходовании бюджетных средств, об источниках финансирования дефицита (профицита) бюджета, а также информацию о реализации приоритетных национальных проектов, о движении средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, о бюджетных ассигнованиях из Инвестиционного фонда Российской Федерации, о бюджетных ассигнованиях на формирование имущества государственных корпораций, о расходах федерального бюджета на подготовку и проведение Олимпиады - 2014 и т.д. Кроме того, к отчету прилагается аналитическая записка с графиками, диаграммами, схемами, рисунками, наглядно отражающими не только ход исполнения бюджета, но и макроэкономическую ситуацию на каждую отчетную дату.

В рамках оперативного контроля осуществляется подготовка заключений Счетной палаты Российской Федерации на законопроекты о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также в иные акты бюджетного законодательства.

ВИД ДОКУМЕНТА: Оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета за январь - июнь 2012 года

Последующий контроль

 

Последующий контроль исполнения федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 2649 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и на основании стандарта внешнего финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой. Представляет собой комплекс контрольных мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период, годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

В ходе последующего контроля осуществляется:

- определение соответствия исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, главными администраторами средств федерального бюджета положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов Российской Федерации;

- анализ выполнения положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации;

- определение достоверности показателей отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в части доходов и расходов федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственного внутреннего и внешнего долга;

- определение наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля в главных администраторах средств федерального бюджета;

- установление законности, целевого назначения, эффективности и результативности использования средств федерального бюджета;

- анализ качества управления государственными финансами главными администраторами средств федерального бюджета;

- анализ хода реализации ФЦП в части полноты и своевременности финансирования мероприятий и объектов ФЦП, объектов непрограммной части ФАИП, целевого и эффективного использования выделенных средств при достижении конечных результатов, выполнения показателей эффективности и результативности деятельности заказчиков ФЦП;

- анализ реализации приоритетных национальных проектов;

- анализ результатов использования бюджетных средств;

- анализ выполнения федеральными органами государственной власти мероприятий по противодействию коррупции;

- анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в информационных письмах, направленных Правительству Российской Федерации и Минфину России по результатам проверки отчетности об исполнении федерального бюджета за год, предшествующий отчетному финансовому году;

- анализ выполнения мероприятий, определенных Программой Правительства Российской федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

 

По результатам комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по внешней проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый готовятся заключения Счетной палаты по каждому главному администратору средств федерального бюджета, а также заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год, которые после рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты представляются в Совет Федерации и Государственную Думу. Кроме того, заключение Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год направляется Правительству Российской Федерации.

ВИД ДОКУМЕНТА: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год.

 

Значительные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций:

- контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом:

- требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок;

- привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер.

В системе исполнительной власти также образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство РФ было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ. В настоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

- открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

- составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную

- информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Правомочия органов Казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора, функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Службы включают в себя осуществление контроля и надзора:

· за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

· за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

· за соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

· за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

· за исполнением бюджетов субъектами Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т. д.

Для реализации названных полномочий Служба имеет право направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений, а также осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений законодательства.

Вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ и созданная по Указу Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Служба наделена полномочиями:

1) по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2) по сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими контролю в соответствии с законодательством;

3) по осуществлению проверок полученной информации о названных операциях, получении необходимых разъяснений;

4) по выявлению признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; служба издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах в Российской Федерации» при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налоговых других обязательных платежей, установленных законодательством - Государственная налоговая служба. В настоящее время это - Федеральная налоговая служба России, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Федеральная налоговая служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора за:

· соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

· представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

· осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

· соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

· полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

· проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного, ФНС выдает в установленном порядке предусмотренные законодательством лицензии в сфере ее полномочий, осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков, проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхового надзора, созданную в 2004 г.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам. Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и отдельные службы МВД РФ.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителе и распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Основными задачами данного вида контроля являются:

- выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, других нарушений бесхозяйственности, финансовой дисциплины;

- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Кроме государственного выделяется также независимый, негосударственный вид контроля - аудит.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.