Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель управляемого мира. Основные законы исторического преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию




Второе чрезвычайно важное научное открытие глобалистики состоит в том, что разрушительный ход истории человечества можно переломить единственным путём преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию. Это должно стать самым крупным, научно взрывным актом всей истории человечества.

Научно-революционную реконструкцию мира можно осуществить лишь на основе модели управляемого мира. В известных научных моделях мир состоит из двух элементов – биосферы и человечества. В интегральном элементе – человечестве скрыты особенности возмущения биосферы отдельной страной мира. Поэтому все эти модели не могут быть моделями управляемого мира в принципе.

А.П.Федотов предложил совершенно новую модель мира, состоящей из трёх элементов: биосферы, стран мира в целом и отдельной страны. Взаимодействия же между этими тремя элементами модели, а также внутренние взаимосвязи в самом человеческом обществе описываются с помощью совершенно новой системы обобщённых количественных параметров мира: индекса антропогенной нагрузки, индекса устойчивости развития, рентного числа (ренты) и индекса социально-экономической дисгармонии общества. Первые три параметра рассчитаны для большинства стран мира. Новая модель вскрывает особенности поведения каждой страны в её взаимодействии с биосферой и миром в целом. Появляется возможность воздействия мирового сообщества на поведение отдельной страны.

Новая модель становится моделью управляемого мира. Первый эффективный механизм управления – взимание ренты со стран мира за пользование биосферой. Рентные деньги должны идти на сохранение естественной природы Земли.

Рентное число, или рента в относительной 100-балльной шкале – это количественное (числовое) значение меры, отражающей как вклад страны в биосферу в виде представляемой территории, так и антропогенную нагрузку (возмущение) страной биосферы в виде биопотребления, пропорционального численности населения страны, и энергопотребления. Первые пять стран с наибольшими рентными числами, наиболее возмущающие биосферу, таковы: Япония (100,0), США (85,0), Германия (54,3), Индия (50,7) и Китай (46,7).

Удивительно рентное число! В одном единственном числе содержится полная эколого-социально-экономическая характеристика страны и её ответственность перед другими странами и биосферой.

Модель управляемого мира с системой обобщённых параметров мира открывает необычайные возможности по изучению и конструированию управляемого, научно и духовно организованного, жизнеспособного мира.

Сам процесс исторического преобразования стихийного мира в управляемый мир должен осуществляться на научной основе, на основе законов, направляющих этот процесс.

Из установленных глобалистикой целого ряда законов, назовём, для примера, лишь четыре.

1. Закон о прекращении суммарного мирового экономического роста на уже антропогенно перегруженной Земле и о преобразовании его в гармоничное развитие человека.

2. Закон о стабилизации общей численности населения мира с полным сохранением разнообразия народов мира.

3. Закон об опережающем конструировании единой Земной управляемой цивилизации относительно конструирования гармонично вписываемых в неё моделей отдельных стран.Сколь совершенны ни были бы стратегии развития отдельных стран, будь то США, Россия или Китай, каждая страна мира в традиционно движущейся истории будет разрушена как часть разрушаемого единого мира. В саморазрушающемся мире становится бессмысленной борьба за мировое господство.

4. Закон об оптимальной эколого-социально-экономической системе Земной управляемой цивилизации. (Вероятнее всего такой системой станет управляемая, научно и духовно организованная, плановая система, например, типа экологического социализма).

Дадим комментарий к последнему закону.

Альберт Эйнштейн: «Все нации будут благодарны России за то, что она несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала осуществимость планового хозяйства».

Бывший вице-президент США Альберт Гор в книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» констатирует:

«… всё это свидетельство духовного кризиса современной цивилизации, порождённого её внутренней пустотой и отсутствием великой духовной цели».

«Я пришёл также к более глубокому пониманию самого устрашающего факта из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя».

Хорошо известно, что под цивилизацией понимается западная цивилизация, в основе которой лежит стихийная капиталистическая система с ее либеральными ценностями.

Одним из кардинальных вопросов в учении о ноосфере, основы которой заложены В.И.Вернадским, является вопрос о начале отсчёта эпохи ноосферы. Какими характеристиками должно обладать мировое общество в исторический момент вступления в эпоху ноосферы? Несомненно, он волновал и Вернадского. Вопрос принципиально важен, поскольку непосредственно связан с глубинной сутью ноосферы.

Вопрос оставался открытым на протяжении ХХ века. Лишь глобалистике удалось дать на него ответ, установив количественные критерии ноосферы.

Для долговременной жизнедеятельности Земной цивилизации необходимо установить гармонию как во взаимодействии общества и природы, так и во взаимодействиях внутри самого общества. В связи с этим необходимы два количественных критерия ноосферы.

Глобалистика показала, что биосфера может выполнять свою жизненную функцию, если плотность мощности антропогенной нагрузки на сушу Земли не будет превышать примерно 70 кВт/кв. км. Это – первый критерий. Второй критерий назван выше: индекс социально-экономической дисгармонии мирового общества не должен превышать 10-15.

Учитывая это глобалистика даёт следующее определение термина и понятия «ноосфера».

Ноосфера – непрестанно расширяющаяся во времени и пространстве сфера господства разума и духа, сфера жизнедеятельности Земной ноосферной цивилизации (Земной управляемой цивилизации), ядром которой служит историческая биосфера Земли с её 3,5 миллиарднолетней эволюцией. Не ограниченная во времени жизнедеятельность цивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы, регламентированным непревышением плотности мощности антропогенной нагрузки примерно 70 кВт/кв. км., и гармонией внутри самого мирового общества, обеспечиваемой при индексе социально-экономической дисгармонии общества не более 10-15.

Чтобы войти в эпоху ноосферы человеческий разум и дух должны совершить титаническую работу, доказать при этом свою всесильность. Решить эту сложнейшую задачу должна помочь философия глобалистики. Новое понимание мира, видение его проблем потребовало разработки нового понятийного аппарата этой науки, который включает в себя аксиомы, понятия, термины. Глобалистика, родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук (экология, социология, экономика, демография, энергетика, философия), познав пределы и возможности Земли и её биосферы, приобрела свои методологические функции, задавая ориентиры развитию другим наукам. В частности, глобалистика установила ограничения на рост экономики, энергетики, численности населения по миру в целом.

Избежать глобальную катастрофу можно, лишь создав принципиально новую Земную управляемую цивилизацию. Это будет одна из высокоорганизованных, высокоинтеллектуальных, высокодуховных космических цивилизаций Вселенной. Для указанной цели разработаны и научно-конструктивные основы модели будущей цивилизации. Само создание управляемой цивилизации будет означать доселе неизвестный факт чрезвычайной важности: история человечества становится управляемой историей человечества. Ведущим же принципом развития жизнеспособной Земной цивилизации является непрерывное возрастание её управляемости и организованности.

Хочется кому-то или не хочется, но именно юной Глобалистике удалось показать восходящее движение истории человечества в далёкое будущее и заложить научно-конструктивные основы величайшего преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию. Именно поэтому Глобалистика может оказаться верной советчицей и помощницей для тех писателей и поэтов, которые свой талант и свою страсть отдадут ноосферному будущему человечества. Глобалистика возникла не на пустом месте, не как случайное видение общечеловеческих проблем. Она является результатом развития всей философской мысли лучших умов человечества. Накопившиеся проблемы к двадцатому столетию лишь подтолкнули думающих людей к решительным выводам, к созданию обобщающих положений и более строгих научных теорий.

 

 

3. Философские основания будущей цивилизации.

Представления о прошлом и, значительно позднее о будущем как о понятиях, отличных от настоящего возникли не одновременно с мышлением, а были выработаны мудрыми людьми лишь в процессе длительного развития. Так к середине 1-го тысячелетия до н.э. эти представления приобретают уже характер философских систем, из которых в последующем сформировываются три основополагающие концепции исторического процесса:

  • концепция деградации (регресса) человечества от некоего “Золотого века” в древности и ведущая к упадку и грядущей гибели человеческой культуры;
  • концепция циклического развития исторического процесса - бесконечной смены подъемов и падений человеческой культуры в бесконечном круговороте одних и тех же стадий развития;
  • концепция прогрессивного развития от низшего к высшему.

В той или иной модификации эти концепции сохранились и поныне.

Концепцию регресса от “Золотого века” в мифологической форме изложил древнегреческий поэт Гесиод (VIII - VII вв. до н. э). Из этой концепции органически выросла теория естественного состояния.

Однако в той же Греции Платон (428-348 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.), а в Китае Мэнцзы (372-289 до н.э.) и Сыма Цянь (195-86 до н.э.) развивают концепцию циклов, пытаясь вскрыть закономерности прохождения каждого цикла, найти факторы, обусловливающие этот процесс (географические, экономические, государственно-правовые), здесь, на земле, помимо “воли богов” (провидения). В последующем эта концепция была настолько детально разработана в трудах древнегреческого историка Полибия (III – II вв. до н.э.), что некоторые западные историки считают все последующие теории этого рода вплоть до О. Шпенглера, П. Сорокина и А. Тойнби лишь перепевом его взглядов.

Третья концепция в виде идеи “светлого будущего” была ярко выражена в религиозно-утопическом учении хилиастов возникшее на заре христианства. Сторонники этого учения верили в земное воплощение идеала справедливости, в то время как христианство уповало на “царство небесное”, т.е. на воздаяние за существующие несправедливости в будущем и вне человеческой истории. Это различие привело к тому, что хилиазм был объявлен (255 г.) церковью ересью.

В борьбе с бессодержательным эмпиризмом исторической науки средневековья и провиденциализмом теологии возникла так называемая философии истории, в основе которой лежал принцип историзма т.е. подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, позволяющий выявить “естественные законы” истории (Гердер). Высшим этапом развития историзма была работа Гегеля “Философия истории”. В последующем идеи Гегеля были развиты марксизмом и сформулированы в виде учения “исторического материализма”. В тоже время наряду с этим, в философской мысли возникли течения отрицавшие возможности подхода к объективной действительности с т. з. раскрытия закономерного процесса ее развития.

Особый интерес представляют системы упомянутых ранее философов Шпенглера и Тойнби, которые ставят как обязательную цель - предопределение будущего. Например, Шпенглер о своем труде “Закат Европы”, пишет, что им впервые предпринята смелая попытка - предопределить историю. Речь идет о том, чтобы проследить судьбу культуры западного мира, находящейся еще в незавершенной стадии и близящейся к своему завершению.

Фактором исторического процесса по Тойнби является “закон вызова и ответа”, то есть способность творческой элиты дать адекватный “ответ” на “вызов” исторической ситуации. Если нужный ответ не найден, то нерешенные проблемы приводят к “надлому” и цивилизация приходит к своему упадку. Осознавая современное состояние как кризисное, Тойнби видит спасение в создании вселенской религии на основе объединения существующих мировых религий. В основе взглядов философа лежит идея смысла истории как “откровения бога”, а также выдвинутое им положение о требуемом богом воплощении смысла истории и с помощью конкретных действий людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.