Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальное сознание человека характеризуется динамикой смысловых образований

План

Вопрос Субъекты Российской Федерации.

Как уже отмечалось субъектами Российской Федерации являются респуб­лики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петер­бург, автономная область и автономные округа.

Рассмотрим основы конституционно-правового статуса субъектов Рос­сийской Федерации.

1. Республика. Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом федерации и строя­щее отношение с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федера­тивного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Согласно ст. 66 п. 1 Конституции РФ "статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики. " Федера­тивный договор, в содержание которого входят "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государс­твенной власти Российской Федерации и органами власти суверенных рес­публик в составе Российской Федерации" именует республики суверенными государствами. Вместе с тем, Конституция РФ 1993 г. не содержит такого определения. В Конституции РФ отсутствует право республик на выход из состава федерации. Это свидетельствует о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство по отношению ко всем иным актам, в том числе Федеративному договору, по-новому определяет конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации.

Статья 65 Конституции РФ закрепляет, что в состав Российской Федера­ции входят 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея); Республика Ал­тай; Республика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Ингушская Республика; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Кал­мыкия - Хальмг Тангч; Карачаево-Черкесская Республика; Республика Ка­релия; Республика Коми; Республика Марий Эл; Республика Мордовия; Рес­публика Саха (Якутия); Республика Северная Осетия; Республика Татарс­тан (Татарстан); Республика Тыва; Удмурстская Республика; Республика Хакасия; Чеченская Республика; Чувашская Республика - Чаваш Республи­ки.

Эти республики значительно отличаются друг от друга размерами тер­ритории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического раз­вития и т. д. Вместе с тем каждая республика имеет государственно-право­вые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как госу­дарства в составе Российской Федерации.

1. Республики имеют свою территорию и обладают территориальным верхо­венством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республика обеспечивает свою территори­альную целостность. Границы между республиками могут изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республики не может быть изменена государственная граница Российской Федерации, если она проходит по тер­ритории данной республики.

2. Каждая республика имеет свое гражданство. Оно установлено Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г., где закреплено, что наряду с гражданс­твом Российской Федерации существует гражданство республик в ее соста­ве.

Республики вправе принимать свои законы о гражданстве, в большинстве которых закреплен принцип единства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики имеют свои Конституции и законодательные системы. Респуб­лика самостоятельно разрабатывает и принимает Конституцию путем рефе­рендума или высшим представительным законодательным органом. Федератив­ный характер России обусловливает необходимость соответствия конститу­ций и законов республик Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной ини­циативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конститу­ции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и рес­публик в ее составе издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствие с ними законы и иные нормативные правовые акты респуб­лик (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Феде­рации и предметов совместного ведения республики осуществляют собс­твенное правовое регулирование, включая принятие законов и иных норма­тивных правовых актов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные правовые акты республик не могут противоречить феде­ральным законам, принятым по предметам ведения федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует федеральный закон.

В случае противоречия правового акта республики федеральному закону изданного по вопросам вне пределов предмета ведения федерации или сов­местного ведения федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт республики (п. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Республика наделена правом обращения в Конституционный суд Российс­кой Федерации в случаях нарушения федеральными властями полномочий республики. В свою очередь Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами федерации.

4. Каждая республика в составе Российской Федерации самостоятельно оп­ределяет и формирует систему республиканских высших органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя Рос­сийской Федерации и общим принципам организации представительных и ис­полнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В пределах ведения федерации совместного ведения федерации и рес­публики федеральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Высшими органами законодательной власти являются однопалатные пар­ламенты, избираемые народом республики.

Во многих республиках введен институт президента как главы госу­дарства (исполнительной) власти. Возглавляют систему органов исполни­тельной власти правительства республик.

В системе органов судебной власти многие республики образовали ор­ганы конституционного контроля - Конституционные суды республик.

Статья 78 Конституции устанавливает возможность создания на терри­тории республики органов федеральной исполнительной власти с назначе­нием соответствующих должностных лиц. В данной статье предусмотрена также возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

Следует также отметить, что республики имеют прямое представительст­во в Федеральном Собрании. В Совет Федерации входят по два представите­ля от каждой республики: по одному от представительного и исполнитель­ного органов государственной власти.

5. Республики как государства имеют элементы международной правосубъ­ектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных от­ношений, внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

6. Республика имеет такой важный элемент государственности как официальный государственный язык. Наряду с русским языком каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохра­нение и развитие.

7. Каждая республика имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описа­ние, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобыт­ность и исторические традиции народов республики.

Предметы ведения и полномочия республик.

Предметы ведения и полномочия республик в составе Российской Феде­рации установлены в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе Российской Федерации сформулирован в ст. 73 Конституции РФ: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Фе­дерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ­ектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. "

Конкретные полномочия в сфере совместного ведения федерации и рес­публик были рассмотрены в предыдущем параграфе при анализе предмета ведения и полномочий Российской Федерации. Важно отметить, что перечень предметов совместного ведения, сформулированный в ст. 72 Конституции РФ является исчерпывающим и не может расшириться федеральным законода­тельством. По вопросам совместного ведения федеральные органы государс­твенной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с ко­торыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Рассмотрим исключительные полномочия республик, осуществляемые их высшими органами государственной власти. Республики в составе Российс­кой Федерации: -принимают, изменяют и дополняют Конституцию республики; осуществляют законодательную деятельность; контролируют соблюдение конституции и законов республики; -решают вопросы своего государствен­ного устройства; дают согласие на изменение границ республики; -на ос­нове общих принципов республика определяет систему органов законода­тельной, исполнительной, судебной власти на своей территории; устанавли­вает порядок их организации и деятельности; -правовое регулирование и организация республиканской государственной службы; -учреждают госу­дарственные награды и почетные звания; определяют статус государствен­ного языка; -определяют и проводят в жизнь основные направления соци­ально-экономической политики; регулируют условия хозяйственной дея­тельности на своей территории; -распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значе­ние; -устанавливают республиканский государственный бюджет, республи­канские и местные налоги и сборы; -формируют валютные фонды; контроли­руют деятельность финансово-кредитных учреждений; -регулируют инвести­ционную деятельность на своей территории, участвуют в регулировании де­нежного обращения; руководят республиканскими банками.

Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

2. Края, области, города федерального значения.

Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются государственно-территориальными образованьями. Конституция РФ 1993 г. впервые признала их равноправными субъектами Российской Феде­рации (ст. 5 л РФ). В настоящее время в составе России имеется 6 кра­ев, 49 областей и 2 города федерального значения.

Основы правового статуса этих субъектов установлены в Конституции РФ; Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между фе­деральными органами государственной власти Российской Федерации и ор­ганами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Рос­сийской Федерации от 31 марта 1992 г.; указе Президента РФ "Об основ­ных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 22 октября 1993 г.; в утвержденном этим указом "Положе­нии об основных началах организации и деятельности органов государс­твенной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы" и другими правовыми актами.

Данные субъекты федерации обладают элементами учредительной влас­ти. Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют свой устав и законодательст­во. В соответствии со статьей 66 Конституции РФ уставы принимаются за­конодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Принципиально важным является закрепленное в Конституции РФ право изменения статуса субъекта по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным за­коном (п. 5 ст. 66 Конституции РФ).

Края, области, города федерального значения как субъекты федерации обладают элементами территориального верховенства, так как границы меж­ду ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Как самостоятельное звено субъектов федерации они имеют систему ор­ганов государственной власти: законодательных, исполнительных и судеб­ных.

Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. N 1723 "Об основных на­чалах организации государственной власти в субъектах Российской Феде­рации" с изменениями от 22 декабря 1993 г.) - Собрание актов Президен­та и Правительства РФ 1993, N 43, Ст. 4085 утверждено Положение об ос­новных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы (с изменениями от 22 декабря 1993 г.):

1. В соответствии с основами конституционного строя государственную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации осуществляют органы представительной (законодательной) и исполнительной власти.

Представительный (законодательный) орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (собрание, дума и т. п.) избирается населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании и осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

2. Представительный (законодательный) орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа избирается в составе не более 50 депутатов (представителей).

Наименование органа представительной власти и количество его депу­ве, определяются органами государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа самостояте­льно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций.

Количество депутатов (представителей), работающих на штатной опла­чиваемой основе, не может превышать двух пятых от общего числа депутатов (представителей), избранных в состав представительного (законодательного) органа государственной власти края, области, города федерального значе­ния, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

3. Представительный (законодательный) орган государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа избирается сроком на два года.

4. Представительные (законодательные) органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автоном­ного округа по вопросам ведения соответственно края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также по вопросам совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляют правовое (законодательное) регулирование.

Принимаемые по вопросам совместного ведения правовые законодательные) акты края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа не могут противоречить федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации. В случае их противоречия федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации действует федеральное законодательство.

Правовые (законодательные) акты нормативного характера, принимаемые представительными (законодательными) органами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, передаются этими органами в устанавливаемые ими сроки на подпись главе администрации (правительства). Глава администрации (правительства) подписывает и обнародует правовые (законодательные) акты в сроки, определяемые представительными (законодательными) органами со дня поступления актов.

Правовые (законодательные) акты, принятые представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, могут быть возвращены до истечения срока, установленного для подписания и обнародования актов, главой администрации (правительства) для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении правовой (законодательный) акт принят не менее чем двумя третями от общего состава представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации, то глава администрации (правительства) обязан его подписать в установленный представительным (законодательным) органом срок.

5. Представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации рассматривает и утверждает бюджет края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа по представлению администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Правовые (законодательные) акты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, автономной области, автономного округа, принимаются по представлению или при наличии положительного заключения администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

6. Представительные (законодательные) органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляют контроль за исполнением принятых ими правовых (законодательных) актов, исполнением бюджета и распоряжением (отчуждением) имуществом, относящимся к собственности края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Представительные (законодательные) органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации не могут делегировать свои полномочия председателю и иным должностным лицам соответствующего представительного (законодательного) органа.

7. Представительные (законодательные) органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа для обеспечения нормотворческой (законотворческой) деятельности могут создавать аппарат, привлекать на договорной или иной компенсационной основе специалистов для обеспечения и выполнения возложенных на них функций.

8. Органом исполнительной власти в крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе является администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Руководство деятельностью администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляет глава соответствующей администрации (правительства).

Наименование органа исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (администрация, правительство и т. п.) и его главы устанавливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующим представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации.

9. Состав администрации (правительства) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа формируется главой соответствующей администрации (правительства).

10. Администрация (правительство) края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа:

-разрабатывает и представляет на утверждение представительному (законодательному) органу края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа бюджет и обеспечивает его исполнение;

-распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

-разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой;

-осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-принимает в пределах своей компетенции правовые акты (постановления, распоряжения);

-полномочия, возложенные на нее (него) Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами представительных (законодательных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Государственно-правовым признаком этих субъектов является конс­титуционное право законодательной деятельности. Как установлено в ст. 76 п. 4 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и сов­местного ведения федерации и субъектов края, области, города федерально­го значения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Края, области и города федерального значения наделены правом законодательной инициати­вы в федерации. Они имеют прямое представительство в Совете Федерации (2 представителя от законодательной и исполнительной власти).

Будучи равноправными субъектами федерации, края, области и города фе­дерального значения не являются государствами. Они не имеют своих конс­титуций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный го­сударственный язык - русский.

Компетенция краев, областей, городов федерального значения многооб­разна. Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и ее субъектов края, области, города федерального об­ладают всей полнотой государственной власти.

Органы государственной власти краев, областей и городов федерального значения: -обеспечивают соответствие уставов, законов и иных актов Конституции и законам Российской Федерации; -осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; -решают вопросы изменения своих границ, ус­танавливают территориальное деление и организуют местное самоуправле­ние; распоряжаются собственностью, если она не имеет федерального ста­туса; -организуют защиту исконной среды обитания и традиционного обра­за жизни малочисленных этнических общностей; -проводят в жизнь положе­ния административного, жилищного, земельного, водного, лесного законода­тельства, законодательства о недрах и охране окружающей среды; -решают общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры, физической куль­туры и спорта; -руководят здравоохранением; осуществлением защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, социального обеспечения; -организуют рациональное использование природных ресур­сов, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры; -организует карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последс­твий.

Края, области, города федерального значения могут быть самостоятель­ными субъектами международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит фе­деральному законодательству.

Проекты федеральных законодательных актов по предметам совместного ведения направляются для согласования в края, области и города феде­рального значения.

3. Автономная область и автономные округа. Самостоятельными равноправными субъектами Российской Федерации яв­ляются автономные область и округа, которые выступают как форма нацио­нальной государственности народов, компактно проживающих на определен­ной территории.

В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 1 авто­номная область - Еврейская и 10 автономных округов - Агинский Бурятс­кий; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненец­кий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийс­кий; Ямало-Ненецкий.

Статус автономной области и автономных округов в соответствии со ст. 66 п. 2 Конституции РФ определяется Конституцией РФ, уставом автоном­ной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представи­тельным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Важное значение для статуса этого вида субъектов федерации имеет "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами власти ав­тономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.

Конституция устанавливает также, что по представлению законодатель­ных и исполнительных органов автономной области, автономного округа мо­жет быть принят федеральный закон об автономной области, автономном ок­руге (п. 3 ст. 66 Конституции РФ).

В связи с тем, что автономные округа входят в состав краев и облас­тей Конституция РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и дого­вором между органами государственной власти автономного округа и, соот­ветственно, органами государственной власти края или области.

Автономные область и округа имеют представительство в парламенте Российской Федерации как в Государственной Думе, так и два депутата в Совете Федерации. Они наделены правом законодательной инициативы в Рос­сийской Федерации.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Феде­рации.

Полномочия автономной области и автономных округов можно разделить на две группы: по предметам совместного ведения федерации и субъек­тов, а также исключительные полномочия автономной области и автономных округов.

К совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономных округов относятся: -обеспечение соответствия нормативных правовых актов авто­номной области, автономных округов Конституции и законам Российской Фе­дерации; -защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение за­конности, правопорядка, общественной безопасности; -установление общих принципов территориального деления и организации местного самоуправле­ния в автономной области, автономных округах; -установление общих прин­ципов налогообложения; -адвокатура, нотариат; -защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общнос­тей; -административное, жилищное законодательство; земельное, вод­ное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране ок­ружающей среды; -общие вопросы воспитания, образования, науки, культу­ры, физической культуры и спорта; -здравоохранение, защита семьи, мате­ринства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обес­печение; -природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, ох­рана памятников истории и культуры; -карантин, борьба с катастрофа­ми, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения автономная область и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Органы го­сударственной власти автономных области и округов самостоятельно реша­ют все вопросы своей компетенции.

Проблемные вопросы темы:

В связи с коренными преобразованиями в области национально-госу­дарственного строительства в науке государственного (конституционного) права появилось много дискуссионных проблем, требующих исследования и теоретического разрешения. В этих исследованиях нуждается практика и, прежде всего, в области законопроектной работы. К числу таких проблем относятся: правовая природа и принципы федеративного государства; соот­ношение государственного и национального суверенитетов; критерии выбо­ра форм национальной государственности; соотношение национального и территориального в федеративном устройстве России; правовые гарантии равноправия субъектов в Российской Федерации; статус автономных нацио­нально-государственных образований; соотношение государственной власти автономных округов с властью края, области и др.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте понятие национально-государственного устройства.

2. Перечислите формы государственного устройства.

3. Виды национальной государственности.

4. Принципы федеративного устройства России.

5. Охарактеризуйте государственно-правовые признаки Российской Федера­ции.

6. Содержание исключительной компетенции Российской Федерации.

7. Определите полномочия совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

8. Охарактеризуйте конституционно-правовой статус республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов.

 

1. Метод и объект.

2. Методики ТРР

3. Репертуарные матрицы.

Методы, описываемые в данной теме, известные под названиями «техника репертуарных решеток» или «репертуарные личностные тесты», занимают особое место среди методов психодиагностики личности. Однако неверно было бы рассматривать их в качестве альтернативы другим, более традиционным тестовым подходам. Важно, чтобы это было ясно с самого начала, поскольку обращение к некоторым методологическим и теоретическим оппозициям, используемым в данной работе (для более четкого определения целей и задач репертуарных личностных тестов), может привести к неверному пониманию и отношению к этим методам. Техника репертуарных решеток не заменяет, а дополняет психодиагностику индивидуально ориентированными методами, дает в руки психологам новые средства. Эти новые средства, будучи использованы наряду с другими методиками» такими, как личностные опросники и проективные тесты, позволяют выявлять и описывать качественные особенности индивидуального сознания, реконструировать систему смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Дополнительность техники репертуарных решеток (ТРР) к другим психодиагностическим подходам хорошо поясняет следующий пример- К. Клакхон и Г. Мюррей (1971), определяя возможный спектр личностных характеристик (и тем самым и возможный спектр психодиагностических задач), писали, что человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то похож на некоторых людей и в чем-то не похож ни на кого другого. Традиционная психометрика и психодиагностика охватывали преимущественно первые два аспекта - ТРР охватывает и третий аспект – идеографический. С высказыванием Юлакхона и Мюррея невозможно не согласиться, между тем далеко не все психологи были согласны включать третий аспект в число задач психодиагностики и психологии личности.

Это проявилось в оппозиции номотетического (ориентированного на общее, универсальное, типическое) и идеографического (ориентированного на описание личности как особой уникальной целостности) подходов к психодиагностике. Многолетняя дискуссия на эту тему (Marceil S., 1977;Kenrick D., Stringfield D., 1980; Kenrick D., Braver S., 1982) затрагивала разные аспекты психологии личности, но с наи­большей силой она разгорелась вокруг проблематики индивидуаль­ного сознания, возможности описывать индивидуальные особеннос­ти восприятия и самовосприятия, оценок и отношений человека на языке универсальных объяснительных конструктов.

Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психодиагностике до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания. Для номотетической психодиагностики эта тенденция естественна. Экономичнее и на операциональном, и на концептуальном уровнях представить индивидуальные особенности в качестве индивидуальных отличий по нескольким общим какой-либо группе людей характеристикам или определять степень похожести на какие-либо типичные «личности». Естественно, при этом индивидуальное сознание лишается самостоятельной значимости для психодиагностики, превращается в «поставщика» материала для номотетической интерпретации.

Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характеристик можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные тест-опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех случаях, когда психологов интересуют предсказания на длитель­ные промежутки времени жизни человека (например, при выборе профессии), и оказываются плохо приспособленными для предсказа­ния поведения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьи­ровании социального контекста (объясняют менее 10 % дисперсии экспериментальных данных) (Kenrick D., Stringfield D., 1980; KenrickD., Braver, 1982). В этом проявляется гибкость и динамич­ность индивидуального сознания, тесная зависимость субъективной категоризации от контекстных факторов, от состояния, от особеннос­тей той самой уникальной целостности личности, которая не ухваты­вается номотетическими методами.

Дополнительность ТРР к традиционным методам по этому пара­метру можно пояснить, перефразировав цитированное выше выска­зывание К. Клакхона и Г. Мюррея: человек в чем-то не меняется ни­когда (или меняется достаточно медленно), в чем-то меняется часто и в чем-то не бывает постоянным никогда. ТРР позволяет описывать и такие изменчивые характеристики.

Таким образом, ТРР предоставляет возможность не менее стро­го, чем другие психометрические методы, «работать» на уровне ин­дивидуального сознания, т. е. на том уровне, на котором разворачи­ваются основные события психической жизни человека. Репертуар­ные тесты не требуют обращения к групповым нормам и большим выборкам, позволяют применить весь арсенал многомерных стати­стических методов для анализа индивидуального сознания, охваты­вают не только статику, но и динамику смысловых образований лич­ности.

2.Методики ТРР. При знакомстве с ТРР удивляет разнообразие методик: это могут быть варианты структурированного интервью, методики типа «бумага - карандаш», стандартные компьютерные интерактивные программы, методики сортировки и еще ряд других. Что жеобъединяет их и отличает от других техник субъективного шкалирования, стандартизированного самоотчета, интервью, таких, как семантический дифференциал, аджективные контрольные списки или различные варианты клинической беседы.

Первое отличие от других стандартизированных психометрических методик заключается в том, что в ТРР используются не заданные вовне, а собственные, «вызванные» у самого испытуемого, конструкты.

РЕПЕРТУАРНЫЕ РЕШЕТКИ — методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности, предложенная в 1950-х американским психологом Джорджем А. Келли (1905-1967) для изучения того, как человек воспринимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует свой жизненный опыт и окружающий мир. Техника Р.Р. (далее — ТРР) является также способом представления соответствующей информации.

ТРР используется в различных областях практической деятельности: психологии и психодиагностике, психиатрии, социологии, педагогике, рекламе, дизайне, политике, менеджменте, профконсультировании, лингвистике, истории, риторике и т.д.

Келли, для которого был характерен подчеркнуто субъектно-ориентированный подход к изучению личности, разрабатывал ТРР в рамках своей теории личностных конструктов ("Психология личных конструктов", 1955), философским и гносеологическим основанием которой является принцип "конструктивного альтернативизма": " Когда имеешь дело с миром, всегда есть альтернативные истолкования, доступные для выбора. Никто не должен загонять себя в угол, полностью уступать обстоятельствам или становиться жертвой своей биографии". Теория личностных конструктов Келли, иллюстрирующая когнитивное направление в изучении личности, основывается на убеждении в характерной для всех индивидов исследовательской активности: каждый человек — это исследователь, ученый, который не просто пассивно реагирует на поступающую извне информацию как на какой-то внешний раздражитель, а постоянно выдвигает на базе прошлого опыта собственные предположения о будущем, проверяет их в своей практической деятельности, формирует свою собственную картину мира. При таком подходе исследователи "уравниваются в правах" с испытуемыми и их диалог происходит именно на языке испытуемого.

Келли использовал список из 24 ролевых персонажей (учитель, жена, руководитель, отец, мать, счастливый человек, человек, которого вы жалеете, и т.д.), относящихся к семи группам ("Я", "семья", "отношения", "близкие", "авторитет", "ситуативные персонажи", "ценности").

Решетка получила название "репертуарной" из-за ее первоначального назначения — исследования ролей личности. В ней нет однозначно названных объектов для оценивания и сравнения; испытуемому предоставляется инструкция, следуя которой он должен сам подобрать (из имеющегося у него "репертуара") известных ему конкретных лиц на "роли", обозначенные в решетке. В настоящее время РР применяется для исследования самых различных проблем, которые зачастую не имеют непосредственного отношения к ролям личности, однако название метода сохранилось.

Конструкт — "способ истолкования мира" — это особое субъективное средство, "трафарет или шаблон", сконструированный самим человеком на основе собственного опыта, с помощью которого человек воспринимает свое окружение, создает целостный образ мира и определяет в нем свою линию поведения,"… будь она точно сформулированной или безотчетно отыгрываемой, выраженной словесно или совершенно безмолвной,… разумно аргументированной или почувствованной нутром". Основной постулат теории личности Келли заключается в следующем: "Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направлены по тем каналам, в русле которых он предугадывает события" ("каналы" здесь следует понимать как "конструкты"). Индивиды располагают целым "репертуаром конструктов", и "каждый человек по-своему, сообразно преследуемым интересам, развивает систему истолкования".

"Конструкты не следует смешивать с теми фактическими данными, персонализированными версиями которых они являются; конструкты представляют собой интерпретации этих фактов". Келли считает конструкт реально существующим, однако "его реальность не идентична реальности элементов, входящих в его контекст. С этими элементами конструкт связан отношениями репрезентативности, а не тождественности".

Конструкт всегда биполярен, он имеет два полюса (например, "черный — белый", "веселый — грустный", "с широким кругозором — ограниченный"). Келли вводит две функции конструкта как биполярного образования: обобщение (установление сходства) и противопоставления (установление контраста); соответственно этому конструкт имеет полюс сходства (эмерджентный) и полюс контраста (имплицитный). Другими словами, конструкт — это основание, по которому объекты сходны либо отличны между собой, "референтная ось, основной параметр оценки".

Основные характеристики конструктов: 1) Диапазон пригодности конструкта, включающий в себя все объекты, к которым испытуемый может его применить [за игнорирование диапазона пригодности часто критикуют некоторые другие методы исследования, например, метод семантического дифференциала (см.)]; классическим случаем расширения диапазона пригодности является поэзия. 2) Фокус пригодности конструкта — круг вопросов, для трактовки которых конструкт является максимально полезным. 3) Контекст конструкта, состоящий из всех объектов, к которым конструкт применяется испытуемым. 4) Степень проницаемости (или открытости) конструкта ("непроницаемым называется конструкт, который строится на строго определенном контексте и не допускает включения дополнительных элементов"; проницаемый конструкт, соответственно, допускает добавления новых элементов). 5) Жесткость фиксации объектов (констеллятивный конструкт строго связан с другими конструктами, фиксирует область принадлежности относящихся к нему объектов; пропозициональный конструкт неоднозначно связывает свои объекты с другими конструктами, допускает в зависимости от контекста множество вариантов конкретных связей; предопределяющий конструкт, который "заранее отводит своим элементам место исключительно в собственной области"). 6) Вербальная выразительность (вербальный конструкт можно выразить словами; в качестве невербальных конструктов могут быть использованы жесты, выражения лица и т.п.). 7) Экспликация (в идеале конструкты должны выявляться в процессе исследования, а не навязываться испытуемому извне). 8) Конструкт можно представить как в виде дискретной оппозиции, так и в виде шкалы. 9) Индивидуальность (конструкты строятся личностью на основании ее собственного уникального опыта). Вследствие того, что человек живет не обособленно, многие конструкты у разных людей могут быть схожи. Однако в любом случае конструкт не задается извне, а строится самим человеком. Согласно теории Келли, различия между людьми коренятся в различной интерпретации ими окружающего мира.10) Гипотетический характер ("проверка конструкта — это его испытание последующими событиями").

В общем виде Р.Р. представляет собой матрицу (таблицу), определенным образом организованную, которая заполняется или самим испытуемым, или исследователем в процессе структурированного интервью. В большинстве случаев выявляемые конструкты представлены в виде строк, а объекты (элементы, стимулы, понятия) оценивания — в виде столбцов. Выявление личностных конструктов испытуемого является основной целью ТРР.

В качестве элементов часто используются люди, предметы, события, виды деятельности, и выражаются они чаще всего существительными ("сестра", "любимый учитель", "Маргарет Тэтчер", "самый умный человек, которого вы знаете лично", "стиральный порошок Х" и т.д.). Список может включать различное количество элементов (в среднем 10-20).

Рекомендации по отбору элементов для ТРР: 1) Элементы должны быть релевантными конструктам, т.е. они должны находиться в диапазоне пригодности используемых конструктов. 2) Отдельная решетка должна содержать конструкты, относящиеся к гомогенной (однородной) области (если исследователя интересует несколько областей сразу, то лучше строить несколько отдельных решеток; анализ отношений между подсистемами конструктов проводить после основной процедуры). Рекомендуется не смешивать классы элементов (людей и вещи, вещи и действия), лучше включать в решетку однотипные элементы одного уровня сложности. 3) Нужно учитывать, что один и тот же объект может быть и элементом, и одним из полюсов конструкта (например, "отец" как элемент и "отец — не отец" как шкала похожести-непохожести на отца). 4) Элементы должны репрезентировать интересующую исследователя область в полной мере, чрезмерное суживание области приводит к выявлению менее значимых конструктов, которые имеют отношение только к конкретному набору элементов. Элементы должны быть значимыми в контексте интересующей исследователя проблемы.

При заполнении ролевого списка испытуемому следует напомнить о том, что любое лицо может упоминаться в ролевом списке только один раз.

Используются следующие основные методы выявления конструктов:

1. Триады. А) Метод минимального контекста. Конструкты выявляются следующим образом: испытуемого спрашивают, чем два из трех элементов, отмеченных кружками в первой строке, "сходны между собой и тем самым отличны от третьего элемента". Испытуемого просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум элементам, которые сходны между собой. Затем ему предлагается озвучить или написать в отведенной для этого графе слово или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти элементы сходны между собой; затем выясняется и записывается противоположный полюс конструкта. После этого испытуемый отмечает в этой же строке галочкой (либо оценивает по шкале конструкта, либо ранжирует) все другие элементы, обладающие указанной им характеристикой. Аналогично заполняются оставшиеся строки решетки. Б) Метод полного контекста. Все элементы выписываются на карточках и раскладываются перед испытуемым. Его просят подумать о важных качествах, характерных для разных групп людей и выбрать двух человек, наиболее сходных между собой по какому-либо значимому качеству. Когда две первые карточки выбраны, испытуемого спрашивают, в чем они сходны между собой. Затем по мере добавления последующих карточек испытуемого время от времени просят сказать, представляет ли данная карточка все еще ту же категорию, что и первые две карточки. В) Последовательный метод. Аналогично методу минимального контекста, однако триады выбираются с соблюдением следующего правила: каждый раз в триаде только один элемент заменяется новым. Г) Метод самоидентификации. Также аналогично методу минимального контекста, за исключением того, что в каждую триаду включается элемент "Я сам". Д) Метод ролевой персонификации. Отбор триад аналогичен методу самоидентификации, однако испытуемому предлагается иной порядок выявления конструктов: "Представьте, что вы втроем проводите вечер. Как будут развиваться события?…" В вводных вопросах можно использовать самые разные ситуации и условия.

2. Диады. Было выяснено, что наиболее явные контрасты выявляются в том случае, когда испытуемого просят назвать полюс, противоположный полюсу сходства, а не в том случае, когда его просят определить, чем третий человек в триаде отличается от двух других. Например, можно использовать метод "лестницы": конструкты выявляются любым обычным способом и испытуемого просят сказать, к какому полюсу каждого конструкта он предпочел бы отнести себя. Инструкция может быть такой: "Вы предпочли у данного конструкта именно этот полюс. Почему вы предпочли оказаться здесь, а не там? Каковы преимущества этого полюса по сравнению с другим?" Ответ испытуемого позволяет определить новый конструкт, более высокого уровня.

3. Другие методы. А) Метод построения пирамиды. Исследователь просит испытуемого подумать про известного ему приятного человека и описать его. Когда испытуемый называет какую-нибудь характеристику, исследователь просит указать противоположное этой характеристике качество. Б) Метод самохарактеризации (фиксированной роли). Испытуемого просят описать какого-нибудь "условного" человека, выполняющего определенную роль или обладающего определенным качеством, от имени его друга. В) Проективные методики, свободные сочинения и др.

Количество триад, предъявляемых испытуемому, зависит от цели исследования. Процедуру выявления конструктов следует прекращать либо тогда, когда исследователь получил всю интересующую его информацию, либо когда испытуемый начинает настойчиво повторять конструкты или придумывать им новые названия.

При применении наиболее популярных методов триад для выявления достаточного числа конструктов используется в среднем 15-25 триад. Наиболее простой способ подготовки триад — это задавать их случайным образом. Однако можно применить и целенаправленный отбор. Например, в первоначальном Реп-тесте Келли триады элементов были обоснованы и соответствовали одному из 22 классов (например, "класс ценностей", "класс семьи", "класс хорошего отношения", "класс потребностей" и т.д.).

Качественная интерпретация результатов ТРР включает анализ: 1) количества и разнообразия выявленных конструктов, 2) содержания и характеристик конструктов, 3) связь элементов с конструктами и между собой.

Результаты, полученные при анализе Р.Р., можно разделить на две основные группы: 1) Содержательно-смысловые характеристики (например, интерпретация главных компонент, сравнение элементов, расчет "дистанции" между ними и т.п.). 2) Формально-структурные характеристики системы личностных конструктов.

Система личностных конструктов ("геометрия психологического пространтсва") обладает следующими характеристиками: 1) Когнитивная дифференцированность: количество составляющих единиц и их качество ("жесткость" и "рыхлость" конструктов), их разветвленность (монолитность или фрагментарность), связь (артикуляция) между конструктами и степень ее интенсивности, конфликты (двойственные отношения между конструктами). 2) Иерархичная организация: конструкты могут быть суперординатными, т.е. конструктами высокого уровня общности, и субординатными, т.е. конструктами подчиненными, обобщаемыми другими конструктами; ядро системы образуют базисные, наиболее значимые, личностные конструкты человека; некоторые конструкты могут быть независимыми.

Система личностных конструктов каждого человека уникальна и развивается в течение всей жизни. Исследователями отмечается зависимость между когнитивной дифференцированностью системы личностных конструктов и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов. "Когнитивно сложный" человек имеет четко дифференцированные конструкты, умеет четко отличать себя от других, способен прогнозировать поведение других, его оценка других строится по многим категориям. Различия между конструктами у "когнитивно простого" человека неясны, он не всегда четко отделяет себя от других людей, не способен прогнозировать свое поведение и поведение других людей, его восприятие окружения основывается на малом количестве критериев.

С применением ТРР связан ряд проблем: 1) Человек может не быть склонным обсуждать с исследователем свои базовые конструкты. 2) В процессе исследования возможно обнаружение противоречивых базовых конструктов, которые могут оказать определенное травматическое воздействие на сознание испытуемого; рекомендуется по возможности избегать выявления базовых конструктов. 3) Различия в однозначности понимания и употребления разными людьми (в том числе испытуемого и исследователя) одних и тех же слов. 4) Люди могут иметь сходные конструкты почти на всех уровнях иерархии и все-таки конструировать совершенно различные результаты. 5) Конструкты не всегда можно адекватно вербализировать. 6) Невозможность полноценного использования ТРР при массовых опросах.

При составлении репертуарной решетки необходимо учитывать следующие три принципа: принцип биполярности конструкта, принцип индивидуальности, принцип диапазона применимости конструкта.

Принцип биполярности - один из самых важных и фундаментальных для ТРР. Он требует учета не только феноменов сходства, группировки и обобщения, но и феноменов противопоставления. Действительно, оценки людей и событий через систему оппозиций максимально информативны для целей предсказания, поскольку позволяют ви деть не только нечто данное, но и противоположное первому. Это может быть альтернативный способ поведения, или качество, или вещь. Дж. Келли не одинок в своих представлениях о биполярности. Дж. Диз вводит механизм противопоставления в качестве одного из двух определяющих ассоциативное значение. Сходную позицию занимает советский психолингвист А. А. Брудный (1971), определяя значение как систему оппозиций. В его работе есть хороший пример принципа биполярности. Дословный перевод понятия «железная дисциплина» с русского на осетинский язык имеет смысл, противоположный действительному, поскольку в русском языке железо (как более твердое) неявно противопоставляется дереву, а в осетинском (как более мягкое) - стали.

Конечно, конструкт не сводится к значению, но механизмы образования - сходные. Конструкт отличается от концепта тем, что задает не номинальную шкалу (класс), а, как минимум, шкалу порядка. Конструкт - это «референтная ось» типа «север -юг», основной параметр оценки, причем элементы, которые в одном случае могут быть на одном полюсе, в другом - могут оказаться на противоположном. Иными словами, если мы ожидает в каком-либо помещении увидеть стул, то для понимания нашего ожидания важно знать то, мы не ожидаем увидеть в этом помещении. Так, например, это может быть кресло или табуретка.

Если человек использует в своих оценках качество «равнодушный», то для понимания смысла, который он вкладывает в это слово, необходимо знать, чему в данном конкретном случае противопоставляется им «равнодушие». Один может считать равнодушным человека в том случае, когда он незаботлив, немилосерден. Другой может считать равнодушным человека, когда он невосторжен, неэмоционален. Надо сказать, что тотальность принципа биполярности конструкта оспаривается некоторыми исследователями. Так, в работах В. В. Столина достаточно аргументирование» доказывается возможность существования однополюсных конструктов и в конкретном экспериментальном исследовании когнитивных и эмоциональных составляющих смысла «Я» показывается действительное наличие таких однополюсных конструктов у испытуемых. «Однополюсный конструкт» означает, что «человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события, обстоятельства» (Столин В. В., 1983, с. 158). В традиции теории Келли такие конструкты называются конструктами со скрытой, неявной оппозицией (вводится определение «погруженного» полюса, т. е. полюса, который не представлен в сознании). Последнее утверждение нуждается в проверке. Во всяком случае, тотальность принципа биполярности пока еще нельзя считать абсолютно доказанной, скорее этот принцип представляет собой теоретическую и экспериментальную проблему, которая еще ждет своего решения. Тем не менее там, где это оказывается возможным, применение принципа биполярности действительно позволяет конкретизировать и эксплицировать реальное содержание конструкта и оказывается важным и полезным в экспериментальной работе.

Принцип индивидуальности - следствие представлений Келли о человеке как об активном исследователе, который не просто усваивает извне готовые средства оценок и предсказаний, но сам производит различения и обобщения, выдвигает гипотезы и проверяет их в реальном поведении. Те из создаваемых им конструктов, которые позволяют предсказывать и различать события, остаются; те же, которые оказываются неудачными, разрушаются. Следовательно, у человека могут быть свои собственные конструкты, уникальные, непохожие на «чужие» и групповые, и нам необходимо уметь выявлять и такие конструкты.

Принцип диапазона применимости подчеркивает, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору объектов (элементов). Следовательно, «управляя» набором (репертуаром) элементов, можно вызывать разные по уровню общности и диапазону применимости конструкты. На этих принципах и построены процедуры «вызывания» собственных индивидуальных конструктов человека. Техник вызывания конструктов существует множество. Мы познакомимся с некоторыми из них, наиболее популярными. На первом этапе необходимо выбрать исследуемую область, определить ее границы и «вызвать» набор объектов (в дальнейшем репертуар элементов) таким образом, чтобы: а) в нем были представленье по возможности различные локусы выбранной области и б) элементы относились к одной какой-либо категории (требование гомогенности). Последнее требование очень важно, поскольку, нарушая гомогенность элементов, мы нарушаем принцип диапазона применения конструктов, вследствие чего процедура вызывания будет неудач только к нескольким элементам из нашего набора, а часть конструктов - с неограниченным диапазоном применения факторов, которые представляют собой смысловые отображения обобщенных аффективных реакций), которые дают мало информации по отношению к исследуемой области.

Элементы могут вызываться несколькими способами:

1) конкретным набором (например, имена реальных людей, литературных героев, названия или фотографии предметов, рисунки);

2) ролевым списком, который заполняется самим испытуемым (например, «мужчина, оцениваемый положительно», «отец», «я через 10 лет» и т. п.);

3) выбором в процессе беседы, обсуждения выбранной области или темы.

Репертуар элементов может варьировать в широких пределах. Однако слишком мало (меньше 8) и слишком много (больше 25) элементов брать нежелательно, так как в первом случае мы получим ненадежные оценки связей между конструктами, а во втором случае процедура заполнения репертуарной решетки может быть утомительной для испытуемого (и для психолога), а по своей информативности не будет значительно отличаться от решетки, имеющей 15 или 20 элементов.

Метод самоперсонификации. Этот метод - вариант метода триад. Отличие состоит в том, что в каждую триаду в качестве одного из элементов входит элемент «Я сам». Этот метод позволяет выявлять наиболее личностно-релевантные конструкты.

Метод полного контекста. Испытуемый работает сразу со всем набором элементов (лучше, если они будут выписаны на карточках) и классифицирует их различными способами. Таким методом можно «вызывать» невербализованные и невербализуемые конструкты, например, попросить испытуемого разложить карточки на две группы по сходству между собой. После того как переписаны номера карточек в каждой группе, испытуемого просят разложить их по какому-либо другому признаку. Если испытуемый не может точно определить принципы для той или иной классификации, можно попросить его определить их метафорически, образно. Этот способ позволяет сразу же в процессе «вызывания» конструктов «заполнять» репертуарную матрицу.

Процедуры «Лестница» и «Пирамида». Эти процедуры позволяют вызывать суперординатные (более базовые, широкие) и субординатные (подчиненные) конструкты.Психолог выбирает один из первоначально вызванных конструктов и предлагает испытуемому рассмотреть его более внимательно.

Например, был вызван конструкт «застенчивый - общительный». Испытуемому предлагается выбрать более предпочитаемый полюс. Далее диалог может идти примерно так:

 

«Лестница»

- Почему Вы предпочитаете общительных?

- Потому что общительные, как правило, преуспевающие, а застенчивые - все

неудачнику.

- Почему так важно быть преуспевающим? '"

- Преуспевающих люди уважают, а неудачников жалеют.

«Пирамида»

- Что именно Вы подразумеваете, когда говорите, что человек застенчив?

- Начинает волноваться, когда на него обращают внимание.

-А незастенчивый человек в таких случаях?,-

- Радуется, даже стремится к этому

-А что значит «начинает волноваться»?

-Ну,, краснеет, запинается.

- А что Вы подразумеваете, когда говорите, что человек общителен?

- Имеет много знакомых и друзей.

Процедура «Лестница» позволяет подниматься с конструкта более низкого уровня к наиболее общим для данного человека- В справедливости этого психолог скоро убеждается по мере повторения процедуры с новыми конструктами - в процессе восхождения с разных точек часто приходят к нескольким повторяющимся суперординатным конструктам.

Процедура «Пирамида» позволяет вызывать конструкты более низкого уровня, более детальные, субординатные. Обе процедуры можно совмещать. Например, начиная с «Лестницы» (с конструкта, который кажется исследователю важным и значимым), переходить, на «Пирамиду» и наоборот. Как видим из приведенного выше описания, многие процедуры похожи на структурированное интервью, помогают организовать беседу, поддержать контакт с испытуемым. При наличии определенного опыта исследователь может использовать для вызывания конструктов обычную беседу, уточняя выбранные конструкты вместе с испытуемым в заключительной части встречи.

3. Репертуарные матрицы

Прежде чем перейти к описаний способов заполнения решеток и анализа данных, мы считаем необходимым подчеркнуть, что ТРР ориентирована на работу с компьютером. Существуют и ручные методы, но они, даже в простых случаях, достаточно трудоемки. Исследователь, предполагающий работать с решетками без компьютера, будет разочарован: большие временные затраты на вычисления не оставят времени на обдумывание и обсуждение. Репертуарные решетки хороши тогда, когда есть возможность быстро проводить анализ, выдвигать гипотезы и проверять их, обсуждая с испытуемым результаты предыдущей работы. Сейчас лаборатории повсеместно оснащены персональными компьютерами.

Ранговая решетка - самая популярная и самая простая из процедур- Выбранные элементы выписываются на карточки, после чего испытуемого просят проранжировать элементы по каждому конструкту от одного полюс а до другого. В матрице на пересечений строк (конструктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента по каждому конструкту. Ранговая процедура может быть усовершенствована. П. Боксер предложил соединить ранжирование с графической шкалой. Эта процедура удобна, когда выполняется непосредственно за экраном дисплея (с помощью диалоговой программы), но может быть проведена и с помощью обычного карандаша и бумаги. Испытуемому предлагают градуированную графическую шкалу (градаций намного больше, чем элементов) и просят на ней проранжировать (проставить карандашом номера) элементы. Эта процедура, по нашему опыту, является наиболее удобной для репертуарных решеток, совмещая преимущества ранговых процедур (простота и понятность процедуры для испытуемого) и оценочных (возможность получать шкалы более высоких уровней).

Оценочная решетка. В этой процедуре испытуемый должен оценить отдельно каждый элемент по каждому конструкту- Дробность оценочной шкалы может быть разной, однако более семи градаций шкал применять не рекомендуется, так как у испытуемого происходит укрупнение единиц и качество оценки снижается.

Интересный вариант оценочной решетки - решетка типа «галочек и пробелов». Испытуемого просят в матрице поставить «галочку», если элемент принадлежит к левому полюсу конструкта, и оставить пробел, если к правому. Мерой связи между конструктами для такой решетки может служить простой четырех клеточный (р -коэффициент, значимость которого можно оценивать с помощью стандартных таблиц критерия X2 (Практикум по психодиагностике..., 1984).

Литература:

1.Айзенк Г. Проверьте свои способности. - М,, 1972.- 121 с.

2.АванесовВ. С. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982. -199с.

3.Белый Б. И. Тип переживания в тесте Роршаха и функциональная асимметрия мозга // Психол. журнал. - 1951. Т. 2. № 4.

4.Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене). - М., 1976. - 176 с.

5.БерзинЭ. О. Юго-Восточная Азия в ХШ-ХУ1 веках. - М., 1982.-332с.

6.Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - 349 с.

7. Беспалько И. Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха // Психологические методы исследования личности в клинике.- 1978. Т. 27.-СИ 04-1 3,

8. Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н. Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983.-С. 116-144.

9.Бешедев С. Д., Гуреич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М., 1980. - 263 с.

10. Битинас В. П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. - Вильнюс, 1971.-347 с.

11. Блейхер В. М: БурлачукЛ. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности,-Киев., 1978.-140 с.

12.БлонскийП. П. К проблеме воспоминания // Ученые записки Академии коммунистического воспитания. - М., 1930. - С. 9

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Россия - суверенное федеративное государство | Моменты инерции твердого тела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.189 сек.