КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности учета расчетов по платному природопользованию
Лекция № 8 УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ Учет расчетов по платному природопользованию зависит от организации первичного и оперативно-технического экологического учета, которые, являются основой становления и развития экологического учета на предприятии, учитывая финансовые и управленческие аспекты в системе бухгалтерского учета. Экологический учет формируется наряду с финансовым, управленческим, налоговым, стратегическим, инновационным учетом как самостоятельная составная часть в общей системе бухгалтерского учета. Первичный и оперативно-технический экологический учет формирует значительный объем экологической информации выразится в сумме задолженности по экологическим платежам и найдет отражение на счетах бухгалтерского учета, пройдя все стадии своего создания: наблюдение, измерение, регистрацию. Экологический оперативно-технический учет, особенно применительно к направлению природопользования - негативное воздействие на окружающую среду — характеризуется большим количеством измерений, замеров по параметрам, выражающим состояние окружающей среды по бассейнам (земля, воздух, вода, размещение отходов и т.д.). Поэтому правомерно этот учет называть «параметрическо-экологический учет». Экологическая информация представляться в двух аспектах: количественно-качественном и затратно-стоимостном. Первый аспект означает, что должны быть определены, измерены данные о количестве, видах освоенных, добытых и используемых природных ресурсов, их воспроизводстве и охране; выявлены конкретные виды загрязняющих веществ, измерены фактические их уровни по выбросам и сбросам, размещению отходов, определены фактические их объемы. Такая информация должна быть достоверна и качественно обобщена предприятием и представлена в виде статистической отчетности в соответствующие контролирующие структуры. Второй аспект связан со стоимостным выражением задолженности за пользование природными ресурсами. В условиях платности природопользования предприятие должно правильно определять платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды и рассматривать их как затраты по погашению экологических обязательств по возникшим экологическим платежам, которые фиксируются по их видам в соответствующих расчетах (декларациях). Выделение расчетов по платному природопользованию как одного из видов расчетов в системе бухгалтерского учета обусловлено: • платностью использования природных ресурсов; • платностью загрязнения окружающей природной среды (в дальнейшем — платность за негативное воздействие на окружающую среду); • необходимостью определения предприятием затрат по погашению задолженности по данным экологическим платежам. Порядок начисления и уплаты экологических платежей (платы, налогов, сборов, штрафов, пеней) в части расчетов по платному природопользованию с бюджетом регулируется законодательными актами и нормативными документами в области природопользования и охраны окружающей среды, а также нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению. В соответствии с ПБУ 10/99 (п. 5) платежи за загрязнение окружающей среды (в том числе сверхнормативные) в бухгалтерском учете следует считать расходами по обычным видам деятельности, связанными с изготовлением и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг). В налоговом учете для целей налогообложения прибыли, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1, п. 1, ст. 264 НК РФ). Исключение составляют суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ согласно п. 4 ст. 270 НК РФ. В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов. Перечисленные расходы (плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и сверхлимитное размещение отходов) согласно п. 4 ст. 270 НК РФ относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли. Эти расходы составляют постоянную разницу. Под постоянной разницей понимают доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (отчетного и последующего периодов). Различия в признании платежа в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли предприятия, возникающие из-за наличия постоянных разниц, которые образуют у природопользователей, приводящие к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, и составляют постоянные налоговые обязательства (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Министерства финансов России от 19 ноября 2002 г. № 114н). В бухгалтерском учете величина постоянного налогового обязательства рассчитывается как сумма платы за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и сверхнормативное размещение отходов (т.е. величина постоянной разницы), умноженная на ставку налога на прибыль (24%). Различия в признании платежа в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли предприятия, приводящие к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, составляют отложенные налоговые активы. В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г, № 94н (с изменениями и дополнениями), в хозяйственной практике расчетов по платному природопользованию рекомендовано применять счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», который предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией. В Инструкции по применению Плана счетов отмечается, что счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджет, и дебетуется на суммы, фактически перечисленные в бюджет. Характеристика и структура счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а также регистры синтетического и аналитического учета, открываемые по этому счету при различных формах учета, представлены в табл. 1, 2 и на схеме счета. Таблица 3.1 Характеристика счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» Д-т Фактическое перечисление в бюджет причитающихся экологических платежей К-т С-до Начисление в бюджет экологических платежей: природоресурсных (за использование природных ресурсов) и природоохранных (за загрязнение окружающей среды, в дальнейшем - за негативное воздействие на окружающую среду С-до Таблица 2 Регистры к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам платежей (платы, налоги, сборы, пени, штрафы и т. д.). В данном случае необходимо выделять аналитические счета в соответствии с перечнем экономических платежей. Наряду со счетом 68 для учета расчетов по платному природопользованию и платежам за загрязнение окружающей среды используются и другие счета, корреспондирующие с этим счетом. Это счета по учету затрат: 20 «Основное производство» 26 «Общехозяйственные расходы» 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» 44 «Расходы на продажу», счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» счет 99 «Прибыли и убытки» и др. С принятием Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 114н, были внесены дополнения и изменения в План счетов и Инструкцию по его применению, в соответствии с которыми введены к применению в бухгалтерском учете счета: 09 «Отложенные налоговые активы»; 77 «Отложенные налоговые обязательства». Счет 09 «Отложенные налоговые активы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых активов, которые принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение вычитаемых разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату. По дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается отложенный налоговый актив, увеличивающий условный расход (доход) отчетного периода. По кредиту счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых активов в счет уменьшения условного расхода (дохода) отчетного периода. Отложенный налоговый актив при выбытии объекта актива, по которому он был начислен, списывается с кредита счета 09 «Отложенные налоговые активы» в дебет счета 99 «Прибыли или убытки». Аналитический учет отложенных налоговых активов ведется по их видам, в оценке которых возникла временная разница. Счет 77 «Отложенные налоговые обязательства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении отложенных налоговых обязательств. Отложенные налоговые обязательства принимаются к бухгалтерскому учету в размере величины, определяемой как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действовавшую на отчетную дату. По кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается отложенный налог, уменьшающий величину условного расхода (дохода) отчетного периода. По дебету счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражается уменьшение или полное погашение отложенных налоговых обязательств в счет начислений налога на прибыль отчетного периода, Отложенное налоговое обязательство при выбытии вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки». Аналитический учет отложенных налоговых обязательств ведется по видам обязательств, в оценке которых возникла налогооблагаемая временная разница. Ситуации, связанные с возникновением временных разниц, в том числе вычитаемых временных разниц и отложенного налогового актива (ОНА), налогооблагаемых временных разниц и отложенного налогового обязательства (ОНО), следует отразить в Учетной политике предприятия. Применительно к экологической деятельности наиболее характерная ситуация необходимости учета отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства может возникнуть при применении разных способов расчета амортизации основных средств природоохранного назначения. Вычитаемые временные разницы и отложенный налоговый актив (ОНА), связанные непосредственно с различиями в начислении амортизации, возникают в следующих случаях; при применении в налоговом учете линейного метода амортизации, а в бухгалтерском учете — метода уменьшаемого остатка или списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; при установлении различных сроков полезного использования объекта, при условии, что срок для целей бухгалтерского учета меньше, чем для целей налогообложения; при применении для целей налогообложения специальных коэффициентов к норме амортизации в соответствии с п. 9 ст. 253 НК РФ. В результате фактический срок списания стоимости объектов. Для целей налогового учета становится в 2 раза дольше, чем для целей бухгалтерского учета, а сумма амортизации для целей налогообложения — в 2 раза меньше, чем для целей бухгалтерского учета. На счетах бухгалтерского учета следует отразить: 1.. Д-т сч. 26, субсчет «Амортизация объекта в пределах суммы принимаемой для целей налогообложения», К-т сч. 02 — начислена амортизация объекта в пределах суммы, принимаемой для целей налогообложения прибыли. 2. Д-т сч. 26, субсчет «Амортизация объекта сверх суммы, принимаемой для целей налогообложения», К-т сч. 02 - начислена амортизация объекта сверх суммы, принимаемой для целей налогообложения прибыли. 3. Д-т сч. 09, К-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» — отражен отложенный налоговый актив (ОНА). 4. Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», К-т сч. 09 — отражено списание отложенного налогового актива (ОНА). 5. Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», К-т сч. 51 — уплачен налог на прибыль. Налогооблагаемые временные разницы и отложенное налоговое обязательство (ОНО), связанные непосредственно с различиями в начислении амортизации, возникают в следующих случаях: при применении в налоговом учете нелинейного метода амортизации, а в бухгалтерском учете линейного метода амортизации или метода списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (поскольку применение данного метода в бухгалтерском учете в первые годы дает сумму амортизации несколько меньшую, чем при нелинейном методе для целей налогообложения); при установлении различных сроков полезного использования объекта при условии, что срок для целей бухгалтерского учета больше, чем для целей налогообложения; при применении для целей налогообложения специальных коэффициентов к норме амортизации в соответствии с п. 7 и 8 ст. 259 НК РФ. В результате фактический срок списания стоимости объектов для целей налогообложения становится в 2—3 раза быстрее, чем для целей бухгалтерского учета, а сумма амортизации для целей налогообложения - в 2-3 раза больше, чем для целей бухгалтерского учета. На счетах бухгалтерского учета приведенная ситуация отражается: 1. Д-т сч. 26, К-т сч. 02 — начислена амортизация объекта. 2. Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», К-т сч. 77 - отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО). 3. Д-т сч. 77, К-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» - отражено списание отложенного налогового обязательства (ОНО). 4. Д-т сч. 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», К-т сч. 51 - уплачен налог на прибыль. На основе действующих законодательных актов, нормативных документов, методических инструкций и рекомендаций нами составлена табл.3.3, показывающая порядок отражения в бухгалтерском учете экологических платежей (природоресурсных платежей, т.е. за использование природных ресурсов и платежей за загрязнение окружающей природной среды - в дальнейшем платежей за негативное воздействие на окружающую среду или природоохранных платежей) и расчетов по платному природопользованию. При отражении экологических платежей в бухгалтерском учете следует обратить внимание на следующие моменты. Возникновение экологических обязательств предприятий перед бюджетом отражается по кредиту счета 68, соответствующий субсчет; с другой стороны, экологические платежи как вид экологических затрат отражаются по дебету производственных счетов (в большей степени в составе накладных расходов - сч. 26, но могут быть отнесены и на счета 20, 29, 44 в зависимости от организационной структуры предприятия, его отраслевой принадлежности). С целью контроля за формированием расходов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения нами предложено на счетах учета затрат выделять субсчета: «В пределах установленного лимита», «Сверх установленного лимита — постоянные разницы»; «В пределах допустимых нормативов», «Сверх допустимых нормативов — постоянные «разницы», так как суммы, накапливаемые на субсчетах, учитывающие сверхлимитные и сверхнормативные платы, не будут приниматься при определении налогооблагаемой базы. С изменением концептуальных положений по организации бухгалтерского учета и учетного отражения фактов хозяйственной деятельности касательно источников возмещения экологических затрат в части экологических платежей следует подчеркнуть, что и в первой, и во второй группе платежей источником их осуществления является себестоимость продукции (работ, услуг) (счета 20, 23, 25, 26, 97). На практике при отражении обозначенных хозяйственных фактов на счетах учета затрат их следует разграничивать: плата за потребление природных ресурсов в пределах лимита и сверх лимита; плата за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов и сверхдопустимых нормативов; плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов и сверхлимитное размещение отходов. Сверхнормативные и сверхлимитные расходы в целях налогообложения при определении налоговой базы по расчету налога на прибыль не учитываются. Кроме того, в учете должно найти отражение и то обстоятельство, связаны ли эти расходы с обычными видами деятельности или их надо отнести к прочим расходам. Для определения, относятся ли экологические затраты к производственной деятельности или не связаны с ней, необходимо учитывать место возникновения этих затрат и центр ответственности. Например: Сверхлимитный расход воды на мойку автомобилей руководителей, обеспечение работы клуба, сауны и т.д. (т.е. на цели, не связанные с производством) можно отнести на дебет счета 76, субсчет «Расходы до утверждения их списания», с кредита соответствующих счетов (60, 68). После погашения «внешней» кредиторской задолженности (Д-т сч. 60, К-т сч. 51 или Д-т сч. 68, К-т сч. 51) исполнительный или высший орган управления предприятием должен решить, за счет какого источника покрыть расход, отнесенный первоначально на счет «внутренней» дебиторской задолженности (Д-т сч. 76). Рассматривается вариант списания расходов с кредита счета 76 на дебет счета 84, субсчет «Нераспределенная прибыль использованная», или на дебет счета 70 или 50, если будет решение удержать с ответственного лица — директора, главного инженера за превышение расхода воды по нецелевому ее использованию. Представляет также интерес разобрать на примере порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций по выкупу земельного участка. В соответствии с первоначальными нормативно-правовыми установками все организации до 1 января 2004 г. обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования землей, на которой расположена недвижимость. Для этого необходимо либо заключить договор аренды земельных участков, либо выкупить их. Такая норма закреплена в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ. При невыполнении этого требования руководитель предприятия может быть оштрафован на 2000 руб., а организация — от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 7 КоАПРФ). Важно подчеркнуть, что для выполнения бухгалтерией предприятия (по нашему предложению, ее экологическим сектором) задач управления по расчетам за платное природопользование требуется детализация этой информации на рассматриваемых выше счетах - 68, 26 и др. Это достигается введением к данным счетам соответствующих субсчетов и аналитических счетов. В хозяйственной практике предприятий к счету 68 открывается субсчет «Экология» или «Экологические платежи». Последнее название более точно отражает содержание хозяйственных фактов по расчетам за платное природопользование. В свою очередь по указанному субсчету счета 68 следует вести аналитические счета по видам экологических платежей. Для достижения эффективности в реализации задач по становлению и развитию экологического учета на предприятии должна быть достигнута высокая обеспеченность координации управленческих действий различных его структур, в том числе бухгалтерии и экологического отдела. Последний по штатной численности, структуре, функциям и названию характеризуется на предприятиях огромным разнообразием. Это обусловлено не только организационно-технологическими отличиями хозяйствующих субъектов, но зависит и от субъективных причин: понимания специалистами и руководителями предприятия роли и места экологического фактора в их производственно-коммерческой деятельности. Формирование экологического учета на примере одного из предприятий нефтехимии Рассмотрим организационную структуру экологического отдела этого предприятия, а также порядок формирования экологической информации и в конечном итоге отражение сумм экологических платежей в бухгалтерском учете, с одной стороны, на счетах учета расчетов с бюджетом и, с другой стороны, на счетах учета источников возмещения этого вида экологических затрат (на счетах учета затрат, счетах учета финансовых результатов). Центром формирования экологической информации на предприятии является экологический отдел (или отдел охраны природы). Название отдела может быть самое разное (сохраняется также практика, когда специалисты, занимающиеся вопросами экологии, работают в отделе охраны труда, техники безопасности и охраны природы). I Основными задачами экологического отдела предприятия, как правило, должны быть: 1) комплексное управление в области охраны окружающей среды, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;- 2) координация деятельности технических и экономических служб предприятия, включая бухгалтерию, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны; 3) оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояние и использование природных ресурсов предприятия; 4) формирование нормативно-методической базы предприятия в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности; 5) организация единой системы экологического мониторинга; 6) обеспечение населения экологической информацией; 7) реализация обязательств предприятия, вытекающих из участия в договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществление сотрудничества с государственными органами в этой области; 8) контроль за выбросами в атмосферу, сбросами в поверхностные и подземные водные объекты; 9) контроль за размещением отходов, их утилизацией, переработкой с учетом их характерстик и экологических требований; 10) планирование строительства, совершенствования и реконструкции существующих и новых очистных систем и других природоохранных объектов; 11) повышение уровня эксплуатации систем очистки выбросов в атмосферу и водоочистки; 12) снижение вредного экологического воздействия от машин, технологического оборудования, технологических установок, складов, трубопроводов и других объектов предприятия. Задачи природопользования и природоохранной деятельности предприятия или как минимум конкретные мероприятия, нацеленные на улучшение экологической ситуации, разрабатываются ежегодно в рамках следующей процедуры: • руководитель организации ежегодно издает приказ, предписывающий всем подразделениям разработать План природоохранных мероприятий; • Эти планы передаются в Отдел охраны окружающей среды, который готовит Сводный план мероприятий; • Сводный план представляется Техническому совету предприятия для составления /утверждения графика и сметы его реализации; • Сводный план природоохранных мероприятий представляется для утверждения директору (исполнительному директору» т.е. руководителю предприятия); • утвержденный План направляется в Комитет природопользования и охраны окружающей среды города (на уровне области название экологической структуры часто изменяется) для рассмотрения и согласования, а затем возвращается на предприятие в качестве официального годового Плана природоохранных мероприятий. Проанализировав планы природоохранных мероприятий за ряд лет на нескольких предприятиях, можно сделать вывод, что данный документ обычно представляется следующими разделами: 1) мероприятия по охране атмосферного воздуха; 2) мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов; 3) мероприятия по защите земель; 4) капитальное строительство; 5) общие мероприятия. По каждому мероприятию соответствующего раздела Плана могут составляться программы (например, «Программа по снижению выбросов»), где определяется ожидаемый экологический эффект, указываются срок выполнения и лица, ответственные за выполнение природоохранных мероприятий. Конкретные мероприятия находят отражение в соответствующих стандартах предприятия и инструкциях по эксплуатации каждого вида машин, технологического оборудования, технологической установки. Например, в пересмотре входных и выходных рабочих параметров технологических установок. Изменения в стандартах предприятия или инструкциях принимаются в соответствии с конкретным уровнем природоохранной задачи. На каждый вид машин, технологического оборудования, каждую технологическую установку на предприятии существует официальный технический и эксплуатационный регламент, который содержит конкретные инструкции по эксплуатации машин, технологического оборудования и установок с указанием допустимых эксплуатационных параметров, в том числе по выбросам в атмосферу и сбросу стоков для конкретных технологических установок. Составляемые на предприятии ежегодные и перспективные природоохранной деятельности должны учитывать обязательные предельно допустимые нормы, общую региональную программу улучшения качества атмосферного воздуха, совершенствования имеющихся природоохранных технологий и позицию местных органов надзора и администрации. Иногда составляют сводный документ для предприятия включающий все регулирующие природопользование и природоохранную деятельность положения и инструкции. Там где свод, ный документ не составляют, каждое рабочее место (машина, технологическое оборудование, технологическая установка) имеет свой регламент, содержащий необходимую информацию для машины, оборудования, установки. При разработке планов экологических мероприятий на предприятии должны предусматриваться следующие процедуры; • назначение лиц, ответственных за выполнение конкретных экологических задач по каждой функции и для каждого организационного уровня; • определение средств (бюджета) и временных рамок (графика) выполнения экологических задач; • оперативная внутренняя корректировка планов мероприятий в соответствии с ежегодно утверждаемым планом соответствующими контрольными органами. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию источников загрязняющих веществ по бассейнам (воздух, вода, отходы...) и получать соответствующие документы. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и образования отходов и их размещения проводится один раз в пять лет, инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - один раз в три года. Работу по инвентаризации проводят на предприятиях специалисты из соответствующих организаций (например, ГУП «Аналитический центр охраны окружающей среды и природных ресурсов» и др.). Предприятие обязано заключить со спецорганизацией договор на выполнение указанных работ. Затем специалисты организации составляют сметы на выполнение работ. По окончании работ предприятию по акту приемки-сдачи выполненных работ на основании проведенных инвентаризаций выдаются документы: Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; Проект нормативов предельно-допустимых сбросов в водные объекты; Проект нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов. Предприятие, получив названные документы, должно на основе счета-фактуры (и акта приемки-сдачи выполненных работ), выписанного спецорганизацией, заполнить платежное поручение произвести оплату работ. Для предприятия это будут расходы, включаемые в статьи экологических затрат. На основе выданных спецорганизацией перечисленных проектов предприятие получит в Комитете природных ресурсов (территориальный экологический орган) следующие виды разрешений: 1. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников загрязнения; 2. Разрешение на размещение отходов; 3. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Каждый из перечисленных документов содержит перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу, сбросу. Нормативы по выбросу в атмосферу и сбросу сточных вод базируются на документах, разработанных спецорганизацией - Проекты нормативов ПДВ и ПДС — могут уточнять в рамках процедуры ежегодной выдачи разрешений. Важным и необходимым моментом при составлении полных и верных расчетов для определения размеров экологических платежей является наличие достаточной и достоверной информации об окружающей природной среде и ее состоянии. Базой для исчисления платежей за пользование природными ресурсами, платежей за загрязнение окружающей природной среды являются данные оперативно-технического экологического учета. Так, сведения о количестве забранной, добытой подземной воды фиксируются специальными водоизмерительными приборами. Объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, определяется ежемесячно; объем добытой подземной воды — ежедневно. Для предприятия также важно в рамках оперативного контроля давать оценку выполнения нормативных требований по воздействию на окружающую среду. Регулярная оценка осуществляется посредством оперативно-технического экологического учета (параметрическо - экологического учета) и может включать следующие моменты: • атмосферные выбросы: периодический контроль выбросов на всех организованных источниках; ежегодный расчет выбросов для всех неорганизованных источников, оценка эффективности пылегазоочистного оборудования; • воздух: контроль за качеством атмосферного воздуха в многочисленных точках как на территории предприятия, так и за ее пределами; • вода: контроль за сбросом стоков от отдельных рабочих мест, технологических установок и предприятия в целом; • шум: замеры на площадках предприятия (завода, фабрики и т.д.), проводимые СЭС; • вибрация: замеры на площадках предприятия (завода, фабрики и т.д.), проводимые СЭС, Если в результате контроля за качеством воздуха, воды и других параметров окружающей среды выявляются отклонения или превышение установленных пределов, то стандартные процедуры предписывают проведение работниками отдельных рабочих мест (операторами и другими специалистами) и Отделом охраны окружающей среды предприятия расследования причин и принятие мер по их устранению. К сожалению, всеобъемлющих исследований по общему воздействию деятельности отдельных предприятий региона с повышенной экологической опасностью их производства на местную природную среду или на здоровье населения не проводится. Для проведения текущего контроля за состоянием окружающей среды предприятие может приглашать специалистов со стороны по договору, а также проводить контроль и анализ своими силами. В последнем случае предприятие должно иметь соответствующие разрешительные документы, аттестованную лабораторию при экологическом отделе предприятия. Предприятие, которое располагает письменными разрешениями на регулярный контроль за основными точками сброса сточных вод, выбросами в воздушный бассейн и соответствием эксплуатационным параметрам рабочих мест, технологического оборудования, технологических установок, проводит соответствующие замеры и анализы. Их осуществляют специальные лаборатории, на базе которых может быть образован Экоаналитический центр предприятия. Этот центр может включать: 1) лабораторию очистных сооружений; 2) лабораторию водоочистной станции; 3) лабораторию по контролю за выбросами, состоящую из: отдела физико-химических методов анализа; аналитического отдела. Все основные источники выбросов в атмосферу контролируются лабораторными методами на основании периодического забора проб воздуха. Качество воздушного бассейна на площадке предприятия и на границе санитарно-защитной зоны может контролироваться с помощью мобильных лабораторий, которые выполняют контроль по 5—6 параметрам. Соответствующие замеры, отбор и анализ проводятся по определенному графику, согласованному со специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа (СИГЭКиА) в следующих единицах измерения: • по атмосферному воздуху - в граммах в секунду в последующем пересчете на тонны в год; • по воде - в тысячах кубических метров; • по отходам - в тоннах на год. Данные лабораторных анализов, проводимых инвентаризаций источников загрязнения в исследуемом предприятии, фиксировались экологическим центром документально в следующих Регистрах: ПОД - 1 Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристика; ПОД - 2 Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна; ПОД - 3 Журнал работы газоочистных и пылеулавливающих установок; ПОД - 11 Журнал учета недопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами; ПОД - 13 Журнал учета количества сбрасываемых сточных вод. В условиях применения компьютерных средств электронной обработки данных первичная учетная экологическая информация содержится в специально разработанных формах — Технических отчетах, которые имеют описательную (текстовую) и расчетную части в форме таблиц. (Например, Технический отчет по инструментальному контролю по соблюдению норм ПДВ от источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Отчет по загрязнению атмосферного воздуха по санитарной зоне.) Необходимо отметить, что данные проводимых на предприятии комплексных инвентаризаций источников загрязнения окружающей природной среды также фиксируются надлежащим образом (заполняется форма № 1-воздух (статистическая отчетность), которая утверждена ЦСУ СССР и Госстатом СССР 12.03.79 № 42/082-018/2-90 как почтовая - разовая). Лаборатории Экологического центра предприятия формируют экологическую информацию в количественно-качественном выражении (а именно данные о наименованиях и количестве используемых природных ресурсов, а также объемах загрязняющих веществ по их видам и бассейнам окружающей среды). На основе их данных составляются сводные учетные регистры — отчетные формы: в стоимостном выражении — расчеты платежей, налоговые декларации; в количественном выражении — экологические статистические отчетные формы. В целях анализа изучаемой практики названные два блока сводных учетных регистров - отчетных форм детализируются: в части платежей за пользование природными ресурсами — расчет платежей за право пользования недрами, расчет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пояснительная записка к Отчету за пользование водными объектами; в части платежей за загрязнение окружающей природной среды — расчет 10% (19%) отчислений от платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды (годовой и квартальный); расчет плановых платежей за загрязнение природной среды (годовые); плановый расчет 10% (19%) отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды, в том числе расчет платы (план) на 200_ год за выбросы в окружающую природную среду от транспортных средств; экологические статистические формы. Годовые расчеты плановых платежей за загрязнение окружающей природной среды, а также расчет 10% (19%) отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды с разбивкой планируемой суммы платы за загрязнение по кварталам согласовывались ранее с Комитетом по охране окружающей природной среды города и представлялись также в соответствующий налоговый орган, После реорганизации экологических органов данные расчеты согласовываются с Комитетом природопользования и охраны окружающей среды мэрии города. Квартальные расчеты 19% отчислений за фактическое загрязнение окружающей природной среды, составляемые на основе данных лаборатории предприятия по мониторингу о выбросах, сбросах загрязняющих веществ, размещении отходов, а также на основе плановых расчетов 19% отчислений, представляются территориальной инспекции Федеральной налоговой службы Минфина России. Квартальный расчет за загрязнение окружающей природной среды из Отдела охраны природы предприятия передается в бухгалтерию, в Отдел по планированию и учету налогов, для отражения платежей за загрязнение окружающей природной среды в бухгалтерском учете. При этом исчисленные суммы распределяются по аналитическим счетам балансового счета 68: на счет отчислений в бюджет субъекта Федерации — в части 81% отчислений от платы за загрязнение окружающей среды; на счет отчислений в федеральный бюджет — в части 19% отчислений от платы за загрязнение окружающей среды. Начисление платежей за загрязнение окружающей природной среды в определенной сумме и в соответствующей корреспонденции получает отражение в листке-расшифровке, который представлен разработочкой таблицей. В отношении платежей за природные ресурсы в Отделе по планированию и учету налогов бухгалтерии на основании расчетов платежей за право пользования недрами и другими ресурсами также составляются бухгалтерские проводки (см. табл. 3.3). Необходимо отметить, что налоговые расчеты за пользование подземными водами, например по Оздоровительному комплексу и Центру восстановительного лечения, составляются отдельно, и учет данных платежей ведется на следующих счетах по местам их возникновения: на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», субсчет 29-5 — платежи по Оздоровительному комплексу; на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 79-6 — платежи по Центру восстановительного лечения (так как он является структурным подразделением предприятия). Центру восстановительного лечения ежеквартально направляется извещение, в котором отражается бухгалтерская запись о начислении указанных платежей в соответствующей сумме (Д-тсч. 79-6,К-тсч. 68). В Отделе охраны природы ежемесячно на основании данных аналитической лаборатории составляются Отчет за пользование водными объектами и Пояснительная записка к отчету. Данная записка содержит объемные показатели, необходимые для расчета платы за пользование водными объектами, такие, как лимит забора воды из реки, лимит сброса сточных вод, а также забор воды и сброс сточных вод. Затем записка передается в Отдел по планированию и учету налогов, где на основе ее данных с применением соответствующих ставок составляются следующие документы: расчет платы за пользование водными объектами (плата за пользование водными объектами за месяц); листок-расшифровка; налоговая декларация по плате за пользование водными объектами. Определенная в расчете плата подразделяется на суммы, подлежащие к уплате в федеральный, областной, городской бюджеты с учетом установленных льгот. На основании полученных данных указанных расчетов составляется Налоговая декларация по плате за пользование водными объектами. В листке-расшифровке, представленном разработчиками таблицей, отражается начисление платы за пользование водными объектами на счетах бухгалтерского учета в корреспонденции: Д-т сч. 26, 29 и др., К-т сч. 68 в разрезе бюджетов в соответствующих суммах. Таким образом, документами, составляемыми налоговым отделом бухгалтерии предприятия в части платежей за пользование природными ресурсами, являются: ежемесячные Отчеты о плате за воду, забранную из водохозяйственных систем; Налоговая декларация по плате за пользование водными объектами; Плата за пользование водными объектами за месяц; ежегодный Сводный расчет земельного налога (по району и городу) и Сводная налоговая декларация по земельному налогу. Сводная налоговая декларация по земельному налогу составляется ежегодно в разрезе объектов налогообложения, находящихся в различных оценочных зонах территории города (района); представление данного налогового расчета осуществляется в разные территориальные инспекции налогового органа России в зависимости от территориальной принадлежности объекта налогообложения. Так, рассматриваемое нами предприятие составляет Налоговые декларации по земельному налогу для следующих объектов налогообложения: 1) находящихся на территории области: Сводная налоговая декларация по земельному налогу на 200 г. 2) находящихся на территории района: Сводная налоговая декларация по земельному налогу на 200 г. Представление данных налоговых деклараций осуществляется соответственно в следующие адреса: 1) межрайонной инспекции налоговых органов по контролю за крупными налогоплательщиками области; 2) государственную налоговую инспекцию по муниципальному округу. Начисленную сумму налога юридические лица должны ежемесячно относить равными частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью, — на соответствующие источники финансирования. Для уяснения алгоритма отражения в бухгалтерском учете экологических платежей и расчетов по платному природопользованию рассмотрим учетный процесс на примере выбранного нами промышленного предприятия. Рабочим планом счетов на этом предприятии по счету 26 «Общезаводские расходы» предусмотрены два субсчета: 26-1 «Расходы по управлению»; 26-2 «Общехозяйственные расходы». Учет по счету 26 «Общезаводские расходы» строится по следующей схеме: Таблица 3.4
Таким образом, с одной стороны, учет источников возмещения возникших обязательств по платному природопользованию в части экологических платежей, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), осуществляется на субсчете 26-2 «Общехозяйственные расходы», а платежи за пользование природными ресурсами, платежи за зафязнение окружающей природной среды учитываются на счетах мест возникновения затрат (в данном случае экологических затрат), 26-208 хх «Общезаводское хозяйство», где 208 - субсчет и место возникновения затрат; хх -статья затрат по номенклатуре общехозяйственных расходов. В частности, для учета экологических платежей как вида экологических затрат на предприятии используются следующие счета третьего уровня к субсчету 26-2 «Общехозяйственные расходы»: 26-20830- Плата за воду 22-20834- Плата за землю 26-20835 — Плата за недра 26-20836 - Налог на охрану окружающей среды 10% 26-20837 - Налог на охрану окружающей среды 19% и т.д. С другой стороны, для учета расчетов по платному природопользованию в части расчетов по платежам за пользование природными ресурсами и платежам за загрязнение окружающей природной среды (10%, затем 19, сейчас 20% отчислений и 90%, затем 81, в 2004 г. - 80%) используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчета к которому открыты по видам экологических платежей. Счета третьего порядка детализируются по видам расчетов: 68-70014- Плата за воду - основной 68-20014— Плата за воду — пени 68-30014- Плата за воду - штрафы 68-70017 - Плата за загрязнение окружающей среды (10, 19 и 20%) - основной 68-20017 - Плата за загрязнение окружающей среды (10, 19и 20%)-пени 68-30017 - Плата за загрязнение окружающей среды (10, 19 и 20%) - штрафы 68-70018- Плата за недра - основной 68-20018- Плата за недра - пени 68-30018- Плата за недра - штрафы 68-70015 - Земельный налог (город) - основной 68-20015- Земельный налог (город) - пени 68-30015 — Земельный налог (город) — штрафы 68-70115 - Земельный налог (район) - основной 68-20115 — Земельный налог (район) — пени 68-30115 - Земельный налог (район) - штрафы 68-70053 — Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы — основной 68-20053 — Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы — пени 68-30053 - Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы — штрафы 68-10001 - Загрязнение окружающей среды (90, 81 и 80%) — основной 68-20001 - Загрязнение окружающей среды (90, 81 и 80%) - пени 68-30001 - Загрязнение окружающей среды (90, 81 и 80%) - штрафы Особенностью данного предприятия является использование в учетном процессе хозяйственных операций и, в частности, операций по экологическим платежам и расчетам по платному природопользованию компьютера при обработке данных. На закрепленном за работниками Отдела по планированию и учету налогов бухгалтерии участке по осуществлению расчетов (учет по субсчетам счета 68) используется специализированная компьютерная программа «Бюджет». Данная программа является разработкой Вычислительного центра этого предприятия. Каждый работник отдела имеет право только на ограниченный доступ в рамках наделенных полномочий. Корреспонденция счетов (бухгалтерские проводки) по начислению платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды составляется автоматически. На основании бухгалтерских проводок также автоматически осуществляется формирование журналов-ордеров и ведомостей по субсчетам счета 68, а также листков-расшифровок. Данные платежей по платному природопользованию, относимые на себестоимость (сч. 26), сформированные в компьютерной сети, автоматически передаются в производственный сектор бухгалтерии, где они учитываются уже в дальнейшем работниками данного сектора, осуществляющими учет производственных затрат. По окончании месяца производственный сектор бухгалтерии формирует Сводную ведомость по счету 26 в корреспонденции со счетом 68. В Сводной ведомости корреспонденция счетов показывается общей суммой без разбивки по субсчетам. Итак, в Отделе по планированию и учету налогов бухгалтерии согласно рассмотренным выше расчетам экологических платежей составляют реестр оплаты счетов по отделу, содержащий наименование организации — получателя средств, его реквизиты, назначение платежа. На основании этого реестра Финансовый отдел бухгалтерии составляет платежные поручения, которые сдаются плательщиком в обслуживающее его учреждение банка не позднее дня наступления срока платежа, где осуществляется непосредственное перечисление денежных средств со счета предприятия на счета соответствующих получателей средств. На основании полученных копий платежных поручений с отметкой банка об оплате соответствующего экологического платежа в налоговом отделе бухгалтерии в реестре проставляется отметка об оплате с указанием номера платежного поручения и его даты. По данным платежных документов составляется бухгалтерская запись о перечислении платежей за пользование природными ресурсами, за загрязнение окружающей природной среды (Д-т сч. 68, К-т сч. 51). По окончании каждого месяца общие обороты по кредиту счета 68 выводятся в журнале-ордере № 8. В сектор по учету денежных средств и расчетов бухгалтерии также поступают копии платежных документов и выписки с расчетного счета о перечислении денежных средств. На основании данных этих документов работники сектора ведут учет операций по расчетному счету. За каждый месяц на предприятии составляется журнал-ордер № 2 вручную, а также на основе занесенных бухгалтерских проводок по счету 51 автоматически выводится ведомость в разрезе видов платежей (в данном случае экологических платежей). По окончании каждого месяца общие обороты по дебету и кредиту счетов 26, 68 в корреспонденции с другими счетами переносятся в Главную книгу. На основе анализа и обобщения практического материала по учету экологических платежей и расчетов по платежам за пользование природными ресурсами, платежам за загрязнение окружающей природной среды по исследуемому предприятию составлена схема документооборота.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |