Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

США в период революций и система оформления государственных подходов к помощи и поддержки

Уже к началу XVIII века на территории будущих США наметилась устойчивая тенденция роста бедно­сти в различных городах. Так в Бостоне затраты на помощь бедным увеличивались год от года. Если в 1700 году было потрачено приблизительно 500 фунтов на общественную помощь, то в 1715 году ежегодный расход составлял 2000 фунтов, а в 1753 году расходы на помощь бедным составили 10 000 фунтов в год, хотя рост населения был относительно невысоким. Такая ситуация была характерна и для других городов, на­пример в Филадельфии в 1772 году каждый четвер­тый свободный человек мог бы «классифицироваться как бедный».

Революционные события вскрыли основные про­тиворечия «английской системы» помощи и поддер­жки нуждающимся: невозможность локальными средствами решить проблемы бедности и нищен­ства.

Во время войны за независимость увеличилось ко­личество инвалидов, которые требовали ухода И под­держки. Как отмечают американские исследователи, другой особенностью этого процесса был рост числа незаконнорожденных детей. В Новой Англии этот рост и так был достаточно высок, так как сезонные работы в море приводила к гибели мужчин, и количество вдов увеличивалось год от года, что накладывало отпечаток на общественные расходы.

Война приносила и другие бедствия: распростра­нение болезней и эпидемии. Вот почему намечается активизация конфессиональных и общественных организаций Америки.

Одними из первых, кто начал оказывать системную помощь нуждающимся стали квакеры. Квакеры, или Общество друзей, как христианская секта отрицали институт священников, христианское таинство. Они строили свою деятельность на основе благотворитель­ности и пацифизма. Квакеры выглядели предпочти­тельнее по сравнению с другими конфессиями, вот по­чему данная конгрегация находит свое место в амери­канском обществе. Благотворительная деятельность квакеров распространялась на нуждающихся всех конфессий и политических ориентаций во всех аме­риканские колонии.

В период противостояния Севера и Юга активизировали деятельность национальные благотворительные обще­ства: Шотландское благотворительное общество, Еписко­пальное благотворительное общество Бостона, Ирландское благотворительное общество, Немецкое благотворитель­ное общество, французское благотворительное общество и т.д. (КВАКЕРЫ — члены религиозной христианской общины, основанной в XVII веке в Англии, отвергают институт священников, церкви, проповедуют пацифизм, занима­ются благотворительностью).

Если изменение парадигмы помощи в Европе было связано с реакцией на широкое развитие профессио­нального нищенства, урбанизацию и промышленное производство, то в США новую идеологию помощи не определили только данные явления, но и такие специ­фические явления как Большое пробуждение, амери­канская революция и принятие Декларации независимости.

Большое пробуждение было связано с религиоз­ным течением, которое было противопоставлено каль­винизму. Новая идеология была направлена на до­стижение спасения через веру, раскаяние и преоб­ражение. Движение поощряло дух религиозной независимости, филантропической деятельности для всех слоев населения с целью создания гуманных от­ношений в обществе.

Американская буржуазная революция принесла изменение систему помощи и поддержки. Оконча­тельно были разрушены елизаветинские территори­альные подходы к бедности. Поскольку южные шта­ты имели преимущество в создании новой конститу­ции, то они определили в 1780—1785 годах, что графство надзирает за своими бедными, управляет фондами помощи и собирает налоги на реализацию программ ликвидации нищенства. В отличие от европейских стран, таких как Германия, Англия, Франция, США не имели федерального законодательства в об­ласти национального благосостояния. Федеральная система стремилась минимизировать свое присут­ствие в вопросах помощи нуждающимся, однако она подключалась в тех случаях, когда местные власти не могли использовать свои ресурсы в решении вопро­сов благотворительности.

Разделение государства и Церкви привело к тому, что многие конфессиональные общины стремились создавать и поддерживать свою систему приютов, больниц, благотворительных учреждений. К этому же стремились и добровольные общественные ассо­циации.

  1. Развитие системы поддержки нуждающихся в XIX в.

Американская революция привела к осознанию, что образцовая английская система борьбы с нищенством неэффективна в условиях США. Колониальные нор­мы помощи и поддержки, где ответственность сооб­щества, проживающего на одной территории, за рас­пространение нищенства, административное управле­ние, мировоззрение, где бедность рассматривалась как социальная проблема, как потенциальный источник преступности, социальных волнений, приводят к не­обходимости проведения новой социальной политики, опирающейся на долговременные программы, а не от­дельные акции.

Развитие системы поддержки в XIX столетии было связано с оформлением национальных социальных концептов государственного благосостояния. Феде­ральная система помощи как механизм защиты нуж­дающихся начинает оформляться в различных направ­лениях. И первой правительственной мерой в США стала программа помощи инвалидам.

В 1818 году конгресс одобряет первую военную пенсионную программу содействия инвалидам, что­бы помочь обедневшим континентальным армейским ветеранам. Не осталось без внимания правительства США организация помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в результате стихий­ных бедствий, таких как пожары, наводнения, цик­лоны, с этой целью начинают организовываться фе­деральные фонды.

федеральная помощь не ограничивалась только созданием фондов. Она была направлена на поддер­жку частных и общественных благотворительных уч­реждений. Эта помощь выражалась в предоставле­нии государством земли с целью ее дальнейшей про­дажи для решения проблем того или иного учреждения. Так в 1819 году учреждению для глухих в штате Коннектикут было предоставлено 23 000 ак­ров общественной земли, которая была продана за 300 000 долларов. Такая же поддержка была оказана в 1826 году государственному учреждению глухих в штате Кентукки.

Доходы от продажи земли правительством США использовались для поддержки не только инвалидов, но и общественного образования, для восстановле­ния железной дороги и других внутренних про­грамм.

Однако можно наблюдать как начинают развивать­ся частные инициативы и общественные движения, направленные на формирование подходов к ликвида­ции детской безнадзорности, распространения нищен­ства, организации деятельности в области психичес­кого здоровья населения.

Социальная помощь психическим больным начи­нает системно развиваться в середине XIX века, хотя первая психиатрическая клиника была открыта еще в 1773 году в г. Вильямсбурге, штат Вирджиния. Начало же реформ в области практики работы с пси­хическими больными было положено Дороти Дикс в 1843 году.

Дороти Дикс родилась в апреле 1802 года в г. Хемпдене штата Мэн. В двенадцатилетнем возрасте она переезжает в Бостон, где получает образование. Затем открывает частную школу для обеспеченных семей и школу для нищих. Пишет книги для детей. В связи с кризисом 1836 года она теряет свои школы и находит работу только в 1841 году в качестве преподавателя воскресной тюремной школы для женщин. Деграда­ция заключенных вследствие тяжелых социальных ус­ловий вызывает протест со стороны Д.Дикс. Особен­но он усиливается, когда она начинает работать в си­стеме психиатрических больниц.

К середине XIX столетия сложилась практика част­ных и общественных больниц для лиц, страдающих психическими заболеваниями. Частные клиники были укомплектованы хорошим персоналом, однако они были рассчитаны на богатых клиентов. Общественные же учреждения чаще напоминали тюремные институ­ты, чем клиники. Дороти Дикс начинает работу по ре­организации данных учреждений в штате Массачу­сетс. Она добивается на уровне правительства штата увеличения средств на обслуживание данных учреж­дений, через различные организации и общественные движения предает гласности случаи издевательства над больными, заключения их в тюрьмы. Ее деятель­ность находит отклик и в других штатах, таких как Кентукки, Миссиссипи, Луизиана, Южная Каролина, Джорджия и Вирджиния.

Как писали американские исследователи, годы между 1843-м и 1853-м явились «десятилетием побед». Д. Дикс удается в девяти штатах организовать государ­ственные больницы для психических больных. Она проводит через конгресс решение о выделении 145 млн. акров земли для оплаты строительства боль­ниц и их обслуживания. Однако можно отметить, что существенные сдвиги в этой области происходят толь­ко после Первой мировой войны.

Финансовый кризис 1837 года, следующая за этим, депрессия оставляют многих представителей рабочего класса без средств к существованию. Именно в этих условиях начинает разворачиваться деятельность об­щественных организаций и федерального правитель­ства в области помощи бедным.

Среди общественных организаций, включившихся в дело помощи нуждающимся, была Нью-Йоркская Ас­социация улучшения условий жизни бедных (А.1.С.Р.), созданная в 1843 году. К этому времени в Нью-Йорке различные общественные и частные организации не справлялись с потоком нуждающихся, их деятельность носила дезорганизованный и несистемный характер, вот почему появилась потребность в консолидации имеющихся благотворительных сил. А.1.С.Р. оформля­лось как движение мужчин-добровольцев, «отеческих опекунов», стоявших на традиционных патриархаль­ных религиозных позициях для американских колонистов, а также концепции социального контроля, в основе которой лежали идеи бережливости, умерен­ности, трудолюбия. Главным образом это были проте­станты, владельцы недвижимости, магазинов, ремес­ленники.

На первых порах их деятельность носила характер экспертизы, исследования причин, вызывающих бед­ность и нищенство. Так как они стояли на позициях пуританской этики, личной свободы и ответственности за свои действия в условиях свободного рынка, то ограничивались только рекомендациями и советами нуждающимся, как им вести домашнее хозяйство, как рационально использовать средства и т. д. Однако по­степенно они приходят к осознанию, что причины бед­ности лежат не в самих людях, а в условиях, их окру­жающих. Тогда изменяется их стратегия поддержки, они начинают искать рабочие места для безработных, оказывать финансовую поддержку нуждающимся, арендовать квартиры для малоимущих. А.1.С.Р. выхо­дит с предложениями по изменению муниципального законодательства, предлагая открыть медицинские ам­булатории, кухни детского питания с тем, чтобы улуч­шить жизнедеятельность нуждающихся, обитающих в трущобах города.

После окончания гражданской войны, между 1865 и 1900 годом США достигают такого промышленно­го развития, что выходят на одно из первых мест в мире. Как показывают американские исследователи, на $ 1 миллиард вложенных средств, США по­лучили свыше $ 1 885 000 000 прибыли, были дополнительно создано до 1 300 000 новых рабочих мест. К концу века ежегодная прибыль составляла $ 11 миллиардов, а число рабочих мест — 5 500 000. Однако экономическая революция, урбанизация привели не только к росту материальных благ и рабочих мест. В стране стали периодически повторяться циклы без­работицы, депрессии, особенно это касалось цвет­ного населения.

В 1865 году открываются государственные аген­тства социального обеспечения, Бюро Фридмена. Эти агентства оказывали помощь не только освободив­шимся рабам, но и прибывающим иммигрантам. На федеральные налоги данные, агентства начинают разворачивать систему образования для цветного на­селения. Однако в 1872 году Бюро фридмена закры­ваются, так как государство еще не могло оказывать помощь нуждающимся на федеральном уровне в та­ких масштабах, а данная помощь оказывалась в рам­ках экстренных мер. К тому же политическая борь­ба партий, общее негативное отношение к цветному населению не могли не сказаться на решении зак­рытия государственных агентств социального обес­печения.

Урбанизация и рост городских поселений — вот еще одна проблема в США во второй половине XIX столетия. Как показывает статистика, например население Нью-Йорка увеличилось с 1860 по 1910 год, с 1174779 до 4766883 человек, увеличе­ние населения наблюдалось и в других городах, та­ких как Филадельфия, Бостон, Чикаго и т.д. Помимо мигрантов из фермерских хозяйств, в последней чет­верти XIX столетия около 14 млн. человек прибыва­ют из Европы и около 9 млн. — из Восточной и Юди­ной Европы: Польши, России, Болгарии, Венгрии и т.д. Нигде в мире не наблюдалось такой концентра­ции бедных людей в жилых кварталах, по статисти­ке пять из шести жителей жили в нищенских усло­виях, санитарные нормы были на грани выживания, даже питьевая вода считалась роскошью.

В 1886 году начинает оформляться движение бла­готворительной общественной организации, «дружеских визитеров». Концепция деятельности «дружеских визитеров» строилась исходя из моральных убежде­ний о «хороших» — «плохих» бедных. Придержива­ясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальными особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определен­ные ресурсы, дружеские визитеры пытались заста­вить изменить нуждающихся свой образ жизни (най­ти работу, не употреблять алкоголь и т. д.). Однако ценности и установки среднего класса не могли при­нести ожидаемого эффекта, а философия подхода «дру­жеских визитеров», апеллирующая к «здравому смыс­лу», не могла помочь решить проблемы человека и его трудной ситуации.

В 1889 году в Чикаго начинает развиваться дви­жение работы в сеттльментах. Деятельность пред­ставителей этого Направления, «резидентов сеттль­мента», т. е. постоянно проживающих на данной тер­ритории, отличалась от идеологии деятелей благотворительных организаций, «дружеских визи­теров». Основополагающим принципом их деятель­ности являлась работа, направленная на изменение социальных и экономических условий жизни людей, борьба с бедностью, а не работа над моральным совершенствованием людей. Джейн Аддамс, лидер движения, подчеркивала необходимость совместно­го проживания богатых и бедных, чтобы уменьшить социальный распад и классовые противоречия. Не социальный контроль за действиями вновь прибыв­ший, а ориентация на их потребности, сотрудниче­ство становятся главными доминантами в деятель­ности «резидентов сеттльмента». Можно отметить, что поселений такого типа в 1890-е годы было все­го 4, то к началу 1900 года их было около 100, а в 1910 году - свыше 400.

Программа работы в сеттльментах предусматрива­ла определенную систему действий. Сначала устанав­ливались добрососедские отношения, затем открывал­ся детский садик, чтобы установить тесные контакты с родителями и чтобы работающие матери могли ос­тавлять там своих детей. Затем открывались мужс­кие клубы, курсы по различной тематике, а также досуговые учреждения, бюро по найму на работу, амбулатории с дешевыми лекарствами. В этой деятельности принимали участие не только представительницы данного движения, но и различные этнические и конфессиональные, профсоюзные группы.

«Резиденты сеттльментов» одними из первых столкнулись с проявлениями расовой дискриминацией по отношению к цветному населению, именно они стояли у истоков Национальной ассоциации поддержки цветного населения, которая оформляется 1909 году.

Промышленная революция вызвала к жизни безработицу, миграцию, нищенство, она же осложнили жизнедеятельность детей, для многих из которых нищенство и попрошайничество стали нормой жизни. Детская безнадзорность возникает значительно раньше и связана с локальными войнами, которые вели переселенцы и коренное население. Уже в 1727 году монахини Урсулинского монастыря в Новом Орлеане открывают приют для детей, осиротевших в результа­те войн с индейцами. В 1740 году в Джорджии откры­вается первый светский приют, который существует до настоящего времени.

Однако рост детских учреждений намечается пос­ле 1830 года. Так, если в США в 1861 году было 75 дет­ских учреждений, то к концу XIX века их насчитыва­лось более 600, в каждом таком учреждении могли на­ходить приют от 50 до 2000 детей. Атмосфера и условия содержания детей были ужасающими. Так как учреж­дения, в которых находились дети, были частными, но финансировались они из фондов государства, владель­цам их было выгодно содержать как можно больше детей и как можно дольше.

К середине XIX века многие государства перехо­дят к системе обязательного обучения детей, что при­водит к общественному контролю за детьми в таких учреждениях. Первая детская благотворительная орга­низация была основана в 1853 году Чарльзом Лорингом в Нью-Йорке. Основной задачей этой организа­ции было сокращение детской уличной преступности и охрана частной собственности. Программа работы на первом этапе включала в себя меры по общему и профессиональному обучению мальчиков и девочек,

организации свободного времени в течение года и в период каникул.

Чарльз Лоринг был один из сторонником удале­ния детей из города, считая, что в специальных уч­реждениях, где существует большая концентрация детей с девиантным поведением, не может вырасти добропорядочный гражданин. Вот почему аграрный миф и индивидуалистическая философия становят­ся основой новой программы, суть которой — раз­мещение детей в фермерских хозяйствах, в семьях, где бы дети получали не только профессию, но и вос­питывались в христианских традициях трудолюбия. Дом фермера считался лучшим убежищем для под­ростков.

В 1854 году 46 мальчиков и девочек из Нью-Йор­ка были направлены детской благотворительной организацией в фермерские хозяйства, где они дол­жны были жить и работать в семьях с понедельни­ка по субботу. После 25-летней практики более 50 000 беспризорных детей покинули Нью-Йорк: Не­смотря на то, что деятельность организации субси­дировало государство, было допущено много ошибок: не велся подбор семьи и фермерских хозяйств, не контролировались условия жизнедеятельности ре­бенка, не защищались его права и т. д. Однако это было более прогрессивной системой локализации детской безнадзорности, чем заключение детей в специальные учреждения. Детские благотворитель­ные организации к концу XIX века появляются и в других городах США. Итак, к концу XIX столетия развивается концепция деинституционализации, согласно которой ребенок должен воспитываться не в учреждениях, а в семьях.

Понимая, что не каждая семья может воспитать приемного ребенка, начинают формироваться служ­бы, в которые входили врачи, психиатры, педагоги. В 1876 году в США появляется первый исправитель­ный дом, где для подростков, нарушивших закон. место заключения было отделено от взрослых, дело нарушителей разбирал суд присяжных по особому законодательству. В учреждении они получали про­фессию, а при освобождении подростки трудоуст­раивались и находились под контролем местных властей. Как показала практика, четверо из пяти освобожденных не возвращались в уголовные учреждения. В 1898 году восемь штатов подключились к такой программе работы: Массачусетс, Пенсильвания, Огайо, Мичиган, Миннесота, Дакота, Индиана, Иллинойс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарождение практики помощи в колониальной Америке в XVII в | Семинарское занятие по теме 8. Практика обеспечения и защиты социально уязвимых слоев населения в США в XVII-XIX вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.