КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность как социальный тип и деятельностный субъект
В социологии личность определяется, c одной стороны, как социальный тип, а c другой – как деятельный субъект. Личность характеризуется как социальный тип в силу того, что в процессе взаимодействия c обществом она выступает как продукт социальной среды. Основные факторы, определяющие социальную сущность личности: · накопленные обществом знания, опыт, обычаи, традиции; · общественная мораль; · государственное право; · совокупность общественных отношений; · социальный статус и социальная роль личности в обществе. Индивидуальность личности проявляется в физиологии, психике, способе жизнедеятельности, особых внешних чертах. Эти элементы индивидуальности, свойственные определенным социальным группам, позволяют выделить различные социальные типы людей: · социально-классовый (пролетарии, буржуа в капиталистическом обществе); · профессиональный (рабочий, инженер, военнослужащий); · национально-этнический (русский, украинец, татарин); · гражданский (англичанин, россиянин, американец); · расовый (негроид, европеоид, монголоид); · общесоциальный (городской, деревенский жители, молодежь, пенсионеры); · психоневрологический (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Личность проявляет себя как деятельностный субъект в силу того, что, c одной стороны, испытывает потребность в самореализации, а c другой - оказывает влияние на общество. Американский социолог Р. Мертон выделяет следующие виды социального поведения личности (типы влияния на общество): 1. Конформизм - полное принятие социальных целей общества и способов их достижения. 2. Инновационность - принятие социальных целей, но не способов их достижения (злоупотребление, воровство и т. п.). 3. Ритуализм - способы достижения целей священны и непоколебимы вне зависимости от того, эффективны они в достижении целей или нет (разные формы фанатизма). 4. Ретретизм - отрицание и социальных целей, и способов их достижения (анархия, бродяжничество, наркомания). 5. Мятеж (бунт) - активное неприятие социальных целей и способов их достижения (терроризм, радикализм). Самореализация личности включает: 1. Духовную потребность в деятельности; 2. Рациональную сферу: самосознание, самопознание, самоощущение, самовосприятие, самонаблюдение, самооценка, самоактуализация; 3. Эмоциональную сферу: самопереживание, самоутешение, самоуспокоение, самоотвлечение, самопрощение, самоодобрение, самолюбие, самовнушение, самоуважение; 4. Волевую сферу: самодисциплина, самопреодоление, самостоятельность мышления и действия. 3. Общность и личность. Проблема «общность и личность» в социологии рассматривается в двух аспектах: 1. Осмысление того, как общество влияет на становление личности. Общество при этом понимается как особым образом взаимосвязанные и организованные люди. 2.Осмысление того, как личность воздействует на общество, насколько она способна проявить свою независимость. Таким образом, социология изучает взаимодействие личности и социальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность индивида, преследующего свои цели в конкретном социальном контексте. Взаимоотношения личности и социальной среды можно описать по формуле: индивидуальныйпоиск – социальные предложения - выбор. Основные проблемы отношений личности и обществаможно свести к трем моментам: 1. Как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности; 2. Как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими; 3. Какова степень автономности, независимости личности от социальных институтов общества. Отношение личности и среды, как правило, определяется как отношение личности и группы. Термин референтная группа используется для обозначения любой социальной общности, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на ценности которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. А. В. Петровский, исходя из характера межличностных отношений, выделяет следующую иерархию контактных групп: 1. диффузная группа – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями; 2. ассоциация – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями; 3. корпорация – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; 4. коллектив – это группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно и общественно значимым содержанием групповой деятельности. Процесс вхождения личности в социальную среду принято трактовать как социализацию индивида. Социализация - это процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе. Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями: типизацией и индивидуализацией. Типизация - это способ усвоения личностью объективных форм культуры (ценностей, норм, идей). Индивидуализация характеризуется преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективные формы культуры. По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности выделяют следующие стадии социализации: 1) ранняя социализация, проявляющаяся в детстве; 2) социализация взрослых людей (ресоциализация), связанная с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших; 3) социализация пожилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации (приспособление к старости и к мысли о приближающейся смерти). Отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности, называются агентами социализации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |