Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освещение при фотографировании на местности


Фотографирование объектов при неблагоприятных условиях освещения.

Текст лекции

V. Учебно-материальное обеспечение

Для подготовки к лекционному занятию

IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов

Литература, используемая при подготовке к занятию:

 

Основная:

1.Душенин С.В.,Егоров А.Г.,Зайцев В.В., Хрусталев В.Н.,Судебная фотография / Под ред. А.Г.Егорова – СПб.: Питер,2005.-368 с.:. 9. Киев, 1972.

2. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

3. Волгин А. Г. Техника цветной фотографии. М., 1987.

Нормативно-правовые акты:

1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 28.07.2012).

2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ(ред. от 01.03.2012)(с изм. и доп., вступающими в силу с 13.03.2012).

3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2012), (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.10.2012).

 

1. Технические средства обучения: слайдопроектор, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютерная техника, интерактивная доска.

2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, макеты оборудования, техники и производства.


Осмотр мест происшествий проводят в любое время суток: днем, в утренние и вечерние часы, а также ночью при естественном (солнечном) и искусственном (от ламп накаливания) освещении.

В дневное время наиболее приемлемо для ориентирующей, обзорной и узловой съемки мест происшествий направленно-рассеянное освещение, когда солнце закрыто светлыми облаками. Достаточно высокий контраст светотени, отсутствие глубоких теней и слишком ярких светов особенно благоприятно сказывается на воспроизведении элементов обстановки на улицах, в проходах между домами, арках мостов и т.п. Рассеянное освещение при пасмурной погоде создает невысокий интервал яркостей. Оно не способно передать на снимках объемность предметов, их расположение в глубине пространства. Еще более ухудшают условия освещения моросящий дождь, снегопад, воздушная дымка или туман.



Для солнечного освещения в безоблачную погоду чаще характерно преобладание высокого светотеневого контраста, способствующего передаче объемных форм предметов, фактуры его материала, пространственного расположения. Вместе с тем, в теневых участках могут теряться важные детали обстановки мест происшествий.

Оптимальным для съемки на местах происшествий является дневное передне-боковое и боковое освещение. Оно пригодно для съемки как открытых участков местности, так и зданий, строений на фоне окружающего пространства. При фронтальном направленном освещении контраст светотени невысок, поскольку фотографируемое пространство равномерно заполнено ярким солнечным светом. Увеличивается светотеневой контраст при съемке в утренние и вечерние часы. Направленный под небольшими углами к поверхности свет, освещая вертикально расположенные участки, оставляет длинные тени от предметов обстановки, складок местности, которые часто маскируют существенные элементы обстановки места происшествия. Следует избегать случаев съемки против света (при контровом освещении), поскольку на обращенных к фотокамере теневой стороне элементах обстановки детали плохо различимы, а иногда наблюдается лишь контур объектов. На поверхностях предметов, расположенных под углом к направлению съемки, могут появляться блики, что осложняет отображение элементов обстановки на снимках.

Фотографирование при сумеречном освещении. В утренние и вечерние часы из-за недостатка света обстановку места происшествия фотографируют при произвольных выдержках, используют высокочувствительные фотопленки, повышают чувствительность фотоматериалы, применяют источники дополнительного света.

Фотографирование в ночных условиях. Особо сложной и трудоемкой является ориентирующая и обзорная съемка места происшествия в ночное время. Если обстановка мест происшествия не претерпевает изменений и остается неизменной после осмотра, то фотографирование целесообразно отложить до светлого времени суток. Этот факт обязательно отражается в протоколе осмотра. Съемка в ночное время обязательна, если в ближайшее время обстановка претерпевает изменения, например, при дорожно-транспортных происшествиях с изменением положения и состояния транспортных средств, положения трупа, с изменением погодных условий при дожде, снегопаде и т.п.

Возможности импульсных осветителей при ориентирующей и озорной съемке ночью весьма ограничены. Применимы здесь мощные импульсные лампы с автономным питанием и выносным источником света типа «Луч-70». И даже при их использовании удаленные элементы обстановки почти не освещаются и не воспроизводятся на снимках. Дополнительная обработка изображений (маскирование, фильтрация деталей) в таких случаях не гарантирует выявление необходимого объема информации. Удовлетворительные по качеству результаты дает прием съемки с перемещением импульсного осветителя на 7-10 метров в глубину пространства при произвольной выдержке.

В качестве дополнительных источников света при съемке меньших по площади участков используют переносные осветительные приборы прожекторного типа, например, фары автомобиля. Направление подсветки выбирают с учетом рельефа местности, размещения элементов обстановки, имеющегося количества осветителей. Наиболее важные детали обстановки нуждаются в дополнительной подсветке.

Для освещения больших по площади участков местности могут быть использованы осветительные ракеты. Так, 30-мм реактивный осветительный патрон обеспечивает освещение участка на площади радиусом до 100-120 м в течение 8-10 с. Запуск ракеты производится с расстояния 100-200 м в сторону освещаемого участка под углом 40-45°. Экспонирование фотоматериала осуществляется при ручной выдержке в течение нескольких секунд при установленном на штативе фотоаппарате.

Освещение при фотографировании в помещении. При съемке в помещении, если позволяют условия, предпочтительнее использовать естественное освещение. Резкий солнечный свет, попадающий в помещение через окна, смягчают, прикрывая окна неплотными шторами, при условии, что это не изменяет обстановку места происшествия.

Некоторый недостаток света восполняется осветительными приборами, находящимися в помещении (потолочные и настенные осветители, настольные лампы, торшеры и др.). При существенном недостатке света применяют импульсные лампы или другие мощные осветительные приборы.

Применение импульсных источников света значительно упрощает проведение съемки при осмотре помещения. Вместе с тем, получаемое в ходе их эксплуатации освещение имеет существенные недостатки. Этот источник света, установленный на фотокамере, создает фронтальное освещение с резкой светотенью: стороны предметов, обращенные к фотокамере, ярко освещены, а на краевых участках образуются глубокие тени, перекрывающие изображение расположенных позади предметов. На снимках теряется ощущение объемности предметов, изображение выглядит плоским, от близко расположенных к стенам предметов обстановки появляются на стенах резкие тени. Эти недостатки ослабляют или исключают полностью, применяя для съемки передне-боковое или боковое освещение, т.е. устанавливая лампу осветителя справа или слева от фотокамеры. Тени от основного источника подсвечивают дополнительной выносной лампой, входящей в комплект некоторых импульсных осветителей, например, Луч-70. Теневые участки объекта, особенно при съемке предметов, следов, можно подсвечивать светом, отраженным от экранов, устанавливаемых вне поля зрения объектива фотокамеры. Контраст светотени от импульсных ламп и других мощных источников смягчают, направляя световой поток на светлые стены или потолок и освещая объект рассеянным светом. Коррекция экспозиции (значения диафрагмы) для импульсных ламп в этом случае составляет 1-2 значения в сторону увеличения по отношению к определенной по калькулятору. При съемке удлиненных помещений, коридоров более равномерную освещенность получают, удаляя выносной осветитель в глубину фотографируемого пространства на расстояние 10-15 метров от основного.

Наряду с импульсными источниками при съемке в помещениях используют и другие достаточно мощные осветительные приборы, например, «Свет-500», «Свет-1000», «Свет-2000», «Марс 2000», «Кварц» и др.

Применяемые фотоматериалы. При фотографировании на месте происшествия применяют изопанхроматические фотоматериалы. Это 35-мм фотопленки низкой, средней и высокой чувствительности: ФН-32, ФН-64, ФН-125, ФН-250, НК-1, НК-2, НК-3, МЗ-3-35, тип-17 и др. Выбор фотоматериала зависит от условий осмотра, освещенности, контраста светотени.

При ярком солнечном свете предпочтение отдают пленкам низкой и средней чувствительности (32-64 ед. ГОСТа); в пасмурную дождливую погоду, в предвечернее время суток, наоборот, - высокочувствительные (100-250 ед. ГОСТа).

При выборе фотоматериала учитывают, что фотопленки низкой чувствительности обладают большой фотографической широтой, меньшей контрастностью и, как правило, большей разрешающей способностью. Так, характерной особенностью съемки в ночное время является высокий контраст светотени. Поэтому для съемки пригодны только фотоматериалы с большой фотографической широтой. Поэтому предпочтение отдают менее чувствительным пленкам, с меньшим контрастом и большей фотографической широтой, а для их обработки используют мелкозернистые выравнивающие проявители.

Применение светофильтров. При фотографировании на местах происшествий светофильтры применяют в следующих случаях:

для устранения воздушной дымки, тумана, снижающих четкость форм предметов на средних и задних планах места происшествия с помощью желтых светофильтров. С повышением плотности дымки или тумана съемку ведут с более плотными желтыми светофильтрами или используют для съемки оранжевые;

для исправления передачи цветовых оттенков объектов. Плотность попадающих в кадр участков небосвода при ориентирующей и обзорной съемке чрезмерно высока из-за повышенной чувствительности черно-белых фотоматериалов к сине-голубому излучению. Соответственно, передаваемое на снимках соотношение тонов не соответствует яркостям зрительно воспринимаемых цветовых оттенков объектов. В этих случаях рекомендуется проводить съемку с желтыми и желто-зелеными светофильтрами. Первые ослабляют воздействие на фотоматериал сине-голубых лучей, вторые – дополнительно и красных, приближая передачу фотоматериалом цветовых оттенков к зрительному восприятию.

Для ориентировочной оценки цветовых оттенков на снимках целесообразно фотографировать объекты на черно-белые фотоматериалы дважды: со светофильтром и без светофильтра. Более надежна оценка оттенков цвета, если в кадр наряду с фотографируемыми предметами помещать цветную шкалу, например, ЦШ-3;

для усиления плохо различимых окрашенных следов рук, обуви, выцветшей крови, выделений организма человека, масляных пятен, повышения четкости записей в документах, ослабления мешающей окраски фона, пользуясь при выборе светофильтров правилами цветоразличительной фотографии. В зимнее время желтые светофильтры применяют также при направленном солнечном освещении для повышения контраста следов обуви, транспортных средств на участках места происшествия, покрытых снегом;

для ослабления бликов, возникающих при съемке частей зданий, зеркально отражающих свет, например, витрин магазинов, с помощью поляризационных светофильтров.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Расчет учебного времени. Тема № 9 Фотографирование при производстве других следственных действий | Общие положения фотофиксации значительных по размерам мест происшествий

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2651; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.028 сек.