КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индукция и дедукция
Понятие и содержание уровней научного исследования Тема 7. Уровни и методы научного исследования. При некоторых медицинских процедурах Ориентировочные значения поглощенной дозы излучения
Источники ИИ, наиболее актуальные в военное время. В случае применения ядерного оружия или крупномасштабных аварий на объектах ядерной энергетики ожидается многократное возрастание интенсивности лучевых воздействий на организм. Основными радиационными факторами ядерного взрыва являются проникающая радиация и радиоактивное заражение местности (РЗМ).
Преподаватель кафедры Э и ВМ
В.О. Войханский 1. Понятие и содержание уровней научного исследования 2. Методы эмпирического уровня. 3. Методы эмпирического и теоретического уровня. 4. Методы теоретического уровня. Научное познание как процесс предполагает два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания связан с получением и первичной обработкой фактического материала. Эмпирическим объектом являются объективные свойства, связи и отношения вещей, обнаруженные в процессе практической деятельности людей, Признак эмпирического объекта – чувственная воспринимаемость. Объект существует независимо от познающего его субъекта Предмет познания - основные результаты исследования эмпирического объекта, получившие выражение в различных научных фактах. Формирование предмета – важная функция исследователя. Познавательные задачи эмпирического уровня: Ø сбор необходимого фактического материала об изучаемом объекте, Ø получение статистических данных о различных свойствах и связях эмпирического объекта, о тенденциях его движения и развития, Ø составление различных схем, диаграмм, карт, таблиц, в которых фиксируется и отражается состояние изучаемого объекта, динамика его движения, развития, Ø классификация научных фактов, статистических данных, которые называются эмпирической информацией. Методы: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент и др. Теоретический уровень связан с глубоким анализом научных фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием законов науки, т.е. с объяснением предметов и процессов реальной действительности. Построение теоретического знания – это восхождение от конкретного к абстрактному, с тем, чтобы на основе сформулированных научных абстракций вновь возвратиться к изучению конкретного, но уже на более высоком уровне. Результаты этого уровня выражаются в таких формах: закон, теория, гипотеза и др. Задачи теоретического уровня: · познание сущности изучаемых объектов, · постижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания, Методы основные: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному Методы сбора эмпирической информации Методы теоретического обобщения эмпирической информации Выбор конкретных методов исследования диктуется: Ø характером фактического материала, Ø условиями исследования, Ø целью исследования. Общие методы: 1. Методы эмпирического исследования. 2. Методы используемые на эмпирическом и теоретическом уровне. 3. Методы теоретического исследования.
ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ МЕТОДУ: 1. Детерминированность метода, т.е обусловленность закономерностями как самого объекта исследования, так и познавательной деятельностью, а также теоретическая обусловленность. 2. Заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями самой деятельности. 3. Результативность и надежность метода – он должен быть таким по своим разрешающим способностям, чтобы мог давать результат с высокой степенью вероятности. 4. Экономичность метода, т.е затраты на его создание и использование, должны быть всегда величины, окупаемой результатами исследования (кадровые, экономические, социальные затраты). 5. Ясность и эффективная распознаваемость метода, т.е. которым может воспользоваться любой. 6. Воспроизводимость метода, т.е. возможность его использования неограниченного количества раз. 7. Обучаемость методу, основу чего составляют воспроизводимость, ясность и распознаваемость метода. 2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. 1. Наблюдение – систематическое, целенаправленное, активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента. Базируется на данных органов чувств: ощущение, восприятие. представление. Условия, от которых зависит объективность и достоверность информации: - нахождение изучаемого объекта - естественные либо экспериментальные, - уровень научной организации всей системы наблюдения (посылки, процесс, фиксация), - использование приборов, аппаратов и т.п. Основные требования к наблюдению: 1) преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне конкретной и четко поставленной задачи, 2) планомерность, т.е. наблюдение ведется по плану, исходя из поставленной задачи, 3) целенаправленность (наблюдаются только определенные стороны явления, интересующие наблюдателя); 4) активность (активный поиск нужных объектов, явлений, используя весь запас знаний и умений); 5) систематичность (наблюдение ведется непрерывно, постоянно либо по определенной системе). Руководствуется исследователь всегда определенной идеей, концепцией, гипотезой, а потому наблюдает не все, а только, что позволяет уточнить собственную позицию. Результат наблюдения – описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка (схемы, таблицы, графики) и т.д.) исходных данных об изучаемом объекте. Функции: · фиксация и регистрация различных фактов, · предварительная классификация зафиксированных фактов, · проверка гипотез и теорий, · проверка адекватности и истинности теоретического исследования. 2. Сравнение – это универсальный метод научного познания, процесс установления подобия либо отличий предметов и явлений действительности, а также поиска общего, присущего двум и более предметам. Требования к сравнению: 1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; 2) сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам для познания объекта. Сравнение бывает непосредственное или опосредованное (через сравнение их с третьим объектом) Наиболее распространенный способ такой обработки - умозаключение по аналогии. 3. Измерение – метод представляющий собой определенную систему фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого объекта с помощью приборов. Это точное познавательное средство как процедура определения числительного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Результаты – выражаются числом. Использование метода связано с научным пониманием соотношения количественных и качественных характеристик изучаемого объекта. 4. Эксперимент - метод, при котором исследователь активно и целенаправленно влияет на изучаемый объект путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить. Это создание искусственно созданных явлений “в чистом виде”, освободившись от внешних факторов. Обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые объекты, явления. Особенности эксперимента: · более активное, чем при наблюдении отношение исследования к объекту, · многократная воспроизводимость, · возможность обнаружения тех свойств и связей, которые не наблюдаются в естественных условиях, · возможность рассмотрения явления «в чистом виде», путем изоляции его от усложняющих обстоятельств, · направляется всегда какой-то идеей. концепцией, теорией. Виды: - натуральный – объект находится в естественных условиях - мысленный – теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций, когда исследователь оперирует концептуальными образцами реальных предметов
3. Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования: анализа и синтеза, абстрагирование, обобщение, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, системный. 1. А нализ и синтез - деление предметов на составляющие части и объединение отдельных частей в нечто целое. Анализ – разложение, расчленение: - логическая операция присутствует в любом научном познании, - позволяет проникать в сущность явления путем расчленения его на составляющие элементы и описания каждого из них, - существует предел членения явления, - первая стадия, требующая наличие второй - синтеза. Синтез – соединение, сочетание, составление: - метод научного познания – мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого. - это не произвольное соединение, а диалектическое целое с выделением сущности, - вскрывает то существенное общее, что связывает части в единое целое, Анализ и синтез берут начало в практической деятельности. Виды анализа и синтеза: а) прямой либо эмпирический – применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом; б) обратный либо элементарно-теоретический – для познания сущности явления, результатом которого является установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей; в) структурно-генетический (вычленение в сложном явлении элементов, которые имеют существенное влияние на другие его стороны). 2. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение интересующих исследователя сторон, связей этих предметов. Суть: мысленно вещь, свойство, отношение выделяется и одновременно отвлекается от других вещей, свойств или отношений, рассматривается как бы «в чистом виде». Различают: процесс абстрагирования и результат – абстракцию – как знание о некоторых сторонах изучаемого предмета (понятия, которыми оперирует человек в обыденной жизни). Процесс абстрагирования – совокупность логических операций, ведущих к получению такого результата. Процесс абстрагирования имеет две ступени: 1) выделение наиболее важного в явлениях и установление факта независимости либо незначительной зависимости исследуемых явлений, на которые можно не обращать внимания 2) реализация возможностей абстрагирования, суть которого состоит в том, что один объект заменяется другим, более простым, который выступает как “модель” первого. Существует следующие виды абстракций: - отождествление - создание понятия путем объединения предметов, связанных отношениями типа равности в особый класс (оставляя в стороне некоторые индивидуальные качества предметов, изолируется комплекс свойств предмета); - изолирование - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами и обозначение их конкретными “именами”, что придает абстракциям статус самостоятельных предметов, изолируется одно свойство); - конструктивизация - отклонение от неопределенности среди реальных объектов. 3. Обобщение – логический процесс и результат мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Это научное обобщение – проникновение в сущность вещи, усмотрение единого в многообразии, общего в единичном, закономерного в случайном, а также объединение предметов по сходным свойствам или связям в однородные группы, классы. Например, переход от «ель» до «хвойное дерево», далее «дерево», далее «растение», Виды обобщений: Ø индуктивное от отдельного к общему; Ø логическое – от одной более общей мысли к другой более общей
И ндукция (наведение) – метод, в котором общий вывод представляет собой знание о всем классе объектов, полученное в результате исследования отдельных элементов этого класса. - мысль исследователя идет от частного единичного через особенное к общему и всеобщему, - связана с обобщением, наблюдением, экспериментом, - основа – повторяемость явлений реальной действительности, т.е. если обнаруживаются сходные черты у многого, то это характерно для всего класса, Виды индуктивных умозаключений: Ø полная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса – достоверные выводы, используемые как доказательства в научном исследовании, Ø неполная индукция =- такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих все предметы данного класса, - различают популярную индукцию и научную индукцию. Научная индукция – вывод делается на основании знания о необходимых признаках или причинных связях у части предметов данного класса. В основе этого метода – установление причинно-следственных связей: Методы установления причинно-следственной связи: 1. Метод единственного сходства (считается наиболее слабым)– если два и более случая имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные различны, то оно и есть причина данного явления. 2. Метод единственного различия (считается самым сильным) – если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то такое обстоятельство и есть причина явления. 3. Объединенный метод сходства и различия – объединение первого и второго 4. Метод сопутствующих изменений – если возникновение или изменение одного явления вызывает каждый раз изменение другого явления, то явления находятся в причинной связи. 5. Метод остатков – если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления (предсказание существования планеты Нептун, которая и была открыта). Дедукция - (выведение) – мыслительный процесс, в котором знание об элементе класса выводится из знания общих свойств этого класса. - мысль идет от общего к частному, - объективная основа – истина о том, что каждый предмет сочетает в себе единство общего и единичного, - если посылки дедуктивного умозаключения истинны и правильно связаны между собой, то вывод-заключение обязательно будет истинным, - выгодно отличается от других методов за счет того, что общие знания не позволяют отклониться в процессе познания конкретного объекта. - тесно связана с другими методами. 5. Аналогия – метод научного исследования, с помощью которого от сходства объектов данного класса в одних признаках делают вывод об их сходстве в других признаках. - суть аналогии – мысль исследователя идет от знания известной общности к знанию такой же общности, или другими словами от частного к частному (гелий на Солнце и на Земле), - для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы: Ø были выявлены как внешние свойства сопоставляемых объектов, так главным образом внутренние, Ø эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных, Ø круг совпадающих признаков был как можно шире, Ø учитывались как сходства, так и отличия – чтобы последние не перенести на другой объект. 6. М оделирование – метод, с помощью которого изучение объекта (оригинала) осуществляется путем создания его копии (модели), замещающей оригинал, которая затем познается с определенных сторон, интересующих исследователя. Модель (мера, образ, норма)- условный образ какого-то объекта, определенный способ выражения свойств, связей предметов и явлений реальной действительности на основе аналогии, установления между ними сходства и на этой основе воспроизведение их на материальном или идеальном объекте. Модель – это представляемая либо материальная система, которая, отражая либо создавая объект исследования, может заменить его так, что ее изучение даст новую информацию об объекте Характеристики: Ø изучение процессов и явлений, не поддающихся непосредственному изучению, Ø разновидность аналогии, Ø структура моделирования: - постановка задания - создание либо выбор модели - исследование модели: - перевод знаний с модели на оригинал. 7. Системный – совокупность общенаучных методологических принципов и способов исследования, в основе которых лежит ориентация на раскрытие целостности объекта или системы. Основу составляют система и структура. Система - (целое, составленное из частей, соединение) – общенаучное положение, выражающее совокупность элементов, взаимосвязанных как между собой, так и со средой и образующих определенную целостность, единство изучаемого объекта. Структура - (строение, расположение, порядок) – это относительно устойчивый способ (закон) связи объекта и его элементов, обеспечивающий целостность той или иной сложной системы. Характеристики: ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта, основной принцип – принцип целостности – рассмотрение объекта как большой и сложной системы, комплексное исследование больших и сложных объектов (систем); определение каждого элемента системы в его взаимосвязи с другими элементами; выяснение влияния особенностей отдельных частей системы на ее поведение в целом; установление качественно новых свойств системы и определение оптимального режима их функционирования. исследование объекта как единого целого с согласованием функционирования всех элементов и частей; анализ объекта с учетом общих характеристик любой системы: целостность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целенаправленность, самоорганизация. составляющие системного подхода: структура, взаимосвязь элементов и явлений, их субподрядность, иерархия, функционирование, целостность развития, динамика системы, сущность и особенности, факторы и условия. Требования системного метода исследования объекта: v выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов, v анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры v исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды, v изучение иерархичности, присущей данной системе, v обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы, v рассмотрение динамики системы, представление ее как развивающейся целостности. Различаются структурно-функциональный, системно-деятельностный и системно-генетический подходы: Ø структурно-функциональный - выделение в системе элементов, и определение их роли, функций в системе: Ø системно-деятельностный – реализуется через компоненты:потребность – субъект – объект – процессы – условия – результат. Ø системно-генетический – анализ условий зарождения, развития и изменения системы.
4. Методы, используемые на теоретическом уровне исследований: терминологический (понятийный); идеализация, формализация, аксиоматический, восхождения от конкретного к абстрактному, г ипотезы и допущения, исторический. 1. Терминологический (понятийный): Ø Изучение истории терминов обозначаемых ими понятий; Ø Разработка, уточнение содержания либо объема понятий Ø Установление взаимосвязи либо субординации понятий Ø Определение места понятий в понятийном аппарате теории соответствующего права. Правила работы с понятиями: - база – толковые и профессиональные словари; - определение через родовой признак и ближайшее видовое отличие; - поиск признака наиболее существенного и важного для отличия; - соблюдение правила соразмерности – понятия первое и второе должны быть тождественными - соблюдение правила об исключении тавтологии; - соблюдение правила о четкости и однозначности понятия 2. И деализация - (совершенство) конструирование мышления объекта, которое не существует в действительности либо практически не осуществимо с целью лишить реальные объекты некоторых присущих их особенностей и наделить их (мысленно) определенными нереальными и гипотетическими особенностями; 3. Формализация – (относящееся к форме) – метод с помощью которого мы отвлекаемся от конкретного содержания рассматриваемых явлений и объединяем их на основе сходства формы. При этом предметом дальнейшего исследования становится форма. - это процесс уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы, - происходит мысленное отвлечение от качественных характеристик изучаемых предметов, - выявляется логическая форма суждений, в которых зафиксированы схожие утверждения относительно этих предметов, - само рассуждение из плоскости рассмотрения связи предметов в мысли переводится в плоскость действий с суждениями на основе схожих между ними формальных отношений. изучение объектов путем отражения их структуры в форме знаков с использованием искусственных условий – символики. 4. Аксиоматический - когда некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все другие выводятся из них на основе определенных правил; Требования к аксиоматическим построенным знаниям: Ø непротиворечивость аксиом, т.е. не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание, Ø полнота, т.е из аксиом должна быть выводимо или предложение или отрицание, Ø независимость аксиом, т.е любая аксиома не должна быть выводима из других аксиом, иначе она переводится в раздел теорем. Достоинство аксиоматического метода: - упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, - облегчает процесс построения всей системы знания, устраняет двусмысленность и противоречивость, - рационализирует организацию научного знания. 5. Восхождения от конкретного к абстрактному – это метод научного исследования, выражающий движение теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета: - направленность НИР в целом, т.е. движение мысли от менее содержанного к более содержательному, - находится главная мысль, а затем прослеживаются изменения, связи и появляется сущность явления, - абстрактное – (удаление, отвлечение) – есть результат процесса абстрагирования, который заключается в мысленном отвлечении от ряда свойств, связей, отношений объекта и в мысленном выделении тех, которые интересуют исследователя, - конкретное – (сросшийся) – используется для выражения самих предметов и явлений реальной действительности, взятых во всей сложности и многогранности их свойств, связей и отношений, - сущность метода – всеобщая форма движения научного знания, закон отображения реальной действительности в мышлении исследователя, мышление восходит от конкретного в реальной действительности к абстрактному в мышлении и от него к конкретному в мышлении. - предполагает два относительно самостоятельных этапа мышления: Ø переход от чувственно-конкретного, от конкретного в реальной действительности его абстрактным определениям, Ø движение мысли от абстрактных определений объекта к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании. 6. Г ипотезы и допущения - форма осмысления фактического материала и форма перехода от фактов к законам по трем стадиям: а) накопление фактического материала и высказывание на его основе допущений; б) формирование гипотезы, т.е. выведение последствий из сделанного допущения, развертывание на его основе теории; в)проверка полученных результатов на практике и уточнение гипотезы;
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |