Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индукция и дедукция

Понятие и содержание уровней научного исследования

Тема 7. Уровни и методы научного исследования.

При некоторых медицинских процедурах

Ориентировочные значения поглощенной дозы излучения

 

Медицинская процедура Доза излучения, сГр
Рентгенография грудной клетки  
Флюорография грудной клетки  
Рентгеноскопия грудной клетки 5 – 10
Рентгеноскопия брюшной полости 10 - 20
Лечение злокачественных опухолей 2000 - 10000

 

Источники ИИ, наиболее актуальные в военное время. В случае применения ядерного оружия или крупномасштабных аварий на объектах ядерной энергетики ожидается многократное возрастание интенсивности лучевых воздействий на организм. Основными радиационными факторами ядерного взрыва являются проникающая радиация и радиоактивное заражение местности (РЗМ).

 

 

Преподаватель кафедры Э и ВМ

 

В.О. Войханский

1. Понятие и содержание уровней научного исследования

2. Методы эмпирического уровня.

3. Методы эмпирического и теоретического уровня.

4. Методы теоретического уровня.

Научное познание как процесс предполагает два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень познания связан с получением и первичной обработкой фактического материала.

Эмпирическим объектом являются объективные свойства, связи и отношения вещей, обнаруженные в процессе практической деятельности людей,

Признак эмпирического объекта – чувственная воспринимаемость.

Объект существует независимо от познающего его субъекта

Предмет познания - основные результаты исследования эмпирического объекта, получившие выражение в различных научных фактах.

Формирование предмета – важная функция исследователя.

Познавательные задачи эмпирического уровня:

Ø сбор необходимого фактического материала об изучаемом объекте,

Ø получение статистических данных о различных свойствах и связях эмпирического объекта, о тенденциях его движения и развития,

Ø составление различных схем, диаграмм, карт, таблиц, в которых фиксируется и отражается состояние изучаемого объекта, динамика его движения, развития,

Ø классификация научных фактов, статистических данных, которые называются эмпирической информацией.

Методы: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент и др.

Теоретический уровень связан с глубоким анализом научных фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием законов науки, т.е. с объяснением предметов и процессов реальной действительности.

Построение теоретического знания – это восхождение от конкретного к абстрактному, с тем, чтобы на основе сформулированных научных абстракций вновь возвратиться к изучению конкретного, но уже на более высоком уровне.

Результаты этого уровня выражаются в таких формах: закон, теория, гипотеза и др.

Задачи теоретического уровня:

· познание сущности изучаемых объектов,

· постижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания,

Методы основные: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному

Методы сбора эмпирической информации

Методы теоретического обобщения эмпирической информации

Выбор конкретных методов исследования диктуется:

Ø характером фактического материала,

Ø условиями исследования,

Ø целью исследования.

Общие методы:

1. Методы эмпирического исследования.

2. Методы используемые на эмпирическом и теоретическом уровне.

3. Методы теоретического исследования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ МЕТОДУ:

1. Детерминированность метода, т.е обусловленность закономерностями как самого объекта исследования, так и познавательной деятельностью, а также теоретическая обусловленность.

2. Заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями самой деятельности.

3. Результативность и надежность метода – он должен быть таким по своим разрешающим способностям, чтобы мог давать результат с высокой степенью вероятности.

4. Экономичность метода, т.е затраты на его создание и использование, должны быть всегда величины, окупаемой результатами исследования (кадровые, экономические, социальные затраты).

5. Ясность и эффективная распознаваемость метода, т.е. которым может воспользоваться любой.

6. Воспроизводимость метода, т.е. возможность его использования неограниченного количества раз.

7. Обучаемость методу, основу чего составляют воспроизводимость, ясность и распознаваемость метода.

2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

1. Наблюдение – систематическое, целенаправленное, активное изучение предметов и явлений реальной действительности, находящихся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента.

Базируется на данных органов чувств: ощущение, восприятие. представление.

Условия, от которых зависит объективность и достоверность информации:

- нахождение изучаемого объекта - естественные либо экспериментальные,

- уровень научной организации всей системы наблюдения (посылки, процесс, фиксация),

- использование приборов, аппаратов и т.п.

Основные требования к наблюдению:

1) преднамеренность, означающая, что наблюдение должно вестись для решения вполне конкретной и четко поставленной задачи,

2) планомерность, т.е. наблюдение ведется по плану, исходя из поставленной задачи,

3) целенаправленность (наблюдаются только определенные стороны явления, интересующие наблюдателя);

4) активность (активный поиск нужных объектов, явлений, используя весь запас знаний и умений);

5) систематичность (наблюдение ведется непрерывно, постоянно либо по определенной системе).

Руководствуется исследователь всегда определенной идеей, концепцией, гипотезой, а потому наблюдает не все, а только, что позволяет уточнить собственную позицию.

Результат наблюдения – описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка (схемы, таблицы, графики) и т.д.) исходных данных об изучаемом объекте.

Функции:

· фиксация и регистрация различных фактов,

· предварительная классификация зафиксированных фактов,

· проверка гипотез и теорий,

· проверка адекватности и истинности теоретического исследования.

2. Сравнение – это универсальный метод научного познания, процесс установления подобия либо отличий предметов и явлений действительности, а также поиска общего, присущего двум и более предметам.

Требования к сравнению:

1) сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

2) сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам для познания объекта.

Сравнение бывает непосредственное или опосредованное (через сравнение их с третьим объектом)

Наиболее распространенный способ такой обработки - умозаключение по аналогии.

3. Измерение – метод представляющий собой определенную систему фиксации и регистрации количественных характеристик изучаемого объекта с помощью приборов.

Это точное познавательное средство как процедура определения числительного значения некоторой величины посредством единицы измерения.

Результаты – выражаются числом.

Использование метода связано с научным пониманием соотношения количественных и качественных характеристик изучаемого объекта.

4. Эксперимент - метод, при котором исследователь активно и целенаправленно влияет на изучаемый объект путем создания контролируемых и управляемых условий, позволяющих выделить определенные свойства, связи в изучаемом объекте и многократно их воспроизводить.

Это создание искусственно созданных явлений “в чистом виде”, освободившись от внешних факторов.

Обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые объекты, явления.

Особенности эксперимента:

· более активное, чем при наблюдении отношение исследования к объекту,

· многократная воспроизводимость,

· возможность обнаружения тех свойств и связей, которые не наблюдаются в естественных условиях,

· возможность рассмотрения явления «в чистом виде», путем изоляции его от усложняющих обстоятельств,

· направляется всегда какой-то идеей. концепцией, теорией.

Виды:

- натуральный – объект находится в естественных условиях

- мысленный – теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций, когда исследователь оперирует концептуальными образцами реальных предметов

 

3. Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования: анализа и синтеза, абстрагирование, обобщение, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, системный.

1. А нализ и синтез - деление предметов на составляющие части и объединение отдельных частей в нечто целое.

Анализ – разложение, расчленение:

- логическая операция присутствует в любом научном познании,

- позволяет проникать в сущность явления путем расчленения его на составляющие элементы и описания каждого из них,

- существует предел членения явления,

- первая стадия, требующая наличие второй - синтеза.

Синтез – соединение, сочетание, составление:

- метод научного познания – мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого.

- это не произвольное соединение, а диалектическое целое с выделением сущности,

- вскрывает то существенное общее, что связывает части в единое целое,

Анализ и синтез берут начало в практической деятельности.

Виды анализа и синтеза:

а) прямой либо эмпирический – применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом;

б) обратный либо элементарно-теоретический – для познания сущности явления, результатом которого является установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей;

в) структурно-генетический (вычленение в сложном явлении элементов, которые имеют существенное влияние на другие его стороны).

2. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение интересующих исследователя сторон, связей этих предметов.

Суть: мысленно вещь, свойство, отношение выделяется и одновременно отвлекается от других вещей, свойств или отношений, рассматривается как бы «в чистом виде».

Различают: процесс абстрагирования и результат – абстракцию – как знание о некоторых сторонах изучаемого предмета (понятия, которыми оперирует человек в обыденной жизни).

Процесс абстрагирования – совокупность логических операций, ведущих к получению такого результата.

Процесс абстрагирования имеет две ступени:

1) выделение наиболее важного в явлениях и установление факта независимости либо незначительной зависимости исследуемых явлений, на которые можно не обращать внимания

2) реализация возможностей абстрагирования, суть которого состоит в том, что один объект заменяется другим, более простым, который выступает как “модель” первого.

Существует следующие виды абстракций:

- отождествление - создание понятия путем объединения предметов, связанных отношениями типа равности в особый класс (оставляя в стороне некоторые индивидуальные качества предметов, изолируется комплекс свойств предмета);

- изолирование - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами и обозначение их конкретными “именами”, что придает абстракциям статус самостоятельных предметов, изолируется одно свойство);

- конструктивизация - отклонение от неопределенности среди реальных объектов.

3. Обобщение – логический процесс и результат мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Это научное обобщение – проникновение в сущность вещи, усмотрение единого в многообразии, общего в единичном, закономерного в случайном, а также объединение предметов по сходным свойствам или связям в однородные группы, классы.

Например, переход от «ель» до «хвойное дерево», далее «дерево», далее «растение»,

Виды обобщений:

Ø индуктивное от отдельного к общему;

Ø логическое – от одной более общей мысли к другой более общей

 

И ндукция (наведение) – метод, в котором общий вывод представляет собой знание о всем классе объектов, полученное в результате исследования отдельных элементов этого класса.

- мысль исследователя идет от частного единичного через особенное к общему и всеобщему,

- связана с обобщением, наблюдением, экспериментом,

- основа – повторяемость явлений реальной действительности, т.е. если обнаруживаются сходные черты у многого, то это характерно для всего класса,

Виды индуктивных умозаключений:

Ø полная индукция – такое умозаключение, в котором общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов данного класса – достоверные выводы, используемые как доказательства в научном исследовании,

Ø неполная индукция =- такое умозаключение, в котором общий вывод получают из посылок, не охватывающих все предметы данного класса,

- различают популярную индукцию и научную индукцию.

Научная индукция – вывод делается на основании знания о необходимых признаках или причинных связях у части предметов данного класса.

В основе этого метода – установление причинно-следственных связей:

Методы установления причинно-следственной связи:

1. Метод единственного сходства (считается наиболее слабым)– если два и более случая имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные различны, то оно и есть причина данного явления.

2. Метод единственного различия (считается самым сильным) – если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то такое обстоятельство и есть причина явления.

3. Объединенный метод сходства и различия – объединение первого и второго

4. Метод сопутствующих изменений – если возникновение или изменение одного явления вызывает каждый раз изменение другого явления, то явления находятся в причинной связи.

5. Метод остатков – если известно, что причиной исследуемого явления не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления (предсказание существования планеты Нептун, которая и была открыта).

Дедукция - (выведение) – мыслительный процесс, в котором знание об элементе класса выводится из знания общих свойств этого класса.

- мысль идет от общего к частному,

- объективная основа – истина о том, что каждый предмет сочетает в себе единство общего и единичного,

- если посылки дедуктивного умозаключения истинны и правильно связаны между собой, то вывод-заключение обязательно будет истинным,

- выгодно отличается от других методов за счет того, что общие знания не позволяют отклониться в процессе познания конкретного объекта.

- тесно связана с другими методами.

5. Аналогия – метод научного исследования, с помощью которого от сходства объектов данного класса в одних признаках делают вывод об их сходстве в других признаках.

- суть аналогии – мысль исследователя идет от знания известной общности к знанию такой же общности, или другими словами от частного к частному (гелий на Солнце и на Земле),

- для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

Ø были выявлены как внешние свойства сопоставляемых объектов, так главным образом внутренние,

Ø эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных,

Ø круг совпадающих признаков был как можно шире,

Ø учитывались как сходства, так и отличия – чтобы последние не перенести на другой объект.

6. М оделирование – метод, с помощью которого изучение объекта (оригинала) осуществляется путем создания его копии (модели), замещающей оригинал, которая затем познается с определенных сторон, интересующих исследователя.

Модель (мера, образ, норма)- условный образ какого-то объекта, определенный способ выражения свойств, связей предметов и явлений реальной действительности на основе аналогии, установления между ними сходства и на этой основе воспроизведение их на материальном или идеальном объекте.

Модель – это представляемая либо материальная система, которая, отражая либо создавая объект исследования, может заменить его так, что ее изучение даст новую информацию об объекте

Характеристики:

Ø изучение процессов и явлений, не поддающихся непосредственному изучению,

Ø разновидность аналогии,

Ø структура моделирования:

- постановка задания

- создание либо выбор модели

- исследование модели:

- перевод знаний с модели на оригинал.

7. Системный – совокупность общенаучных методологических принципов и способов исследования, в основе которых лежит ориентация на раскрытие целостности объекта или системы.

Основу составляют система и структура.

Система - (целое, составленное из частей, соединение) – общенаучное положение, выражающее совокупность элементов, взаимосвязанных как между собой, так и со средой и образующих определенную целостность, единство изучаемого объекта.

Структура - (строение, расположение, порядок) – это относительно устойчивый способ (закон) связи объекта и его элементов, обеспечивающий целостность той или иной сложной системы.

Характеристики:

ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта,

основной принцип – принцип целостности – рассмотрение объекта как большой и сложной системы,

комплексное исследование больших и сложных объектов (систем);

определение каждого элемента системы в его взаимосвязи с другими элементами;

выяснение влияния особенностей отдельных частей системы на ее поведение в целом;

установление качественно новых свойств системы и определение оптимального режима их функционирования.

исследование объекта как единого целого с согласованием функционирования всех элементов и частей;

анализ объекта с учетом общих характеристик любой системы: целостность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целенаправленность, самоорганизация.

составляющие системного подхода: структура, взаимосвязь элементов и явлений, их субподрядность, иерархия, функционирование, целостность развития, динамика системы, сущность и особенности, факторы и условия.

Требования системного метода исследования объекта:

v выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов,

v анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры

v исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды,

v изучение иерархичности, присущей данной системе,

v обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы,

v рассмотрение динамики системы, представление ее как развивающейся целостности.

Различаются структурно-функциональный, системно-деятельностный и системно-генетический подходы:

Ø структурно-функциональный - выделение в системе элементов, и определение их роли, функций в системе:

Ø системно-деятельностный – реализуется через компоненты:потребность – субъект – объект – процессы – условия – результат.

Ø системно-генетический – анализ условий зарождения, развития и изменения системы.

 

4. Методы, используемые на теоретическом уровне исследований: терминологический (понятийный); идеализация, формализация, аксиоматический, восхождения от конкретного к абстрактному, г ипотезы и допущения, исторический.

1. Терминологический (понятийный):

Ø Изучение истории терминов обозначаемых ими понятий;

Ø Разработка, уточнение содержания либо объема понятий

Ø Установление взаимосвязи либо субординации понятий

Ø Определение места понятий в понятийном аппарате теории соответствующего права.

Правила работы с понятиями:

- база – толковые и профессиональные словари;

- определение через родовой признак и ближайшее видовое отличие;

- поиск признака наиболее существенного и важного для отличия;

- соблюдение правила соразмерности – понятия первое и второе должны быть тождественными

- соблюдение правила об исключении тавтологии;

- соблюдение правила о четкости и однозначности понятия

2. И деализация - (совершенство) конструирование мышления объекта, которое не существует в действительности либо практически не осуществимо с целью лишить реальные объекты некоторых присущих их особенностей и наделить их (мысленно) определенными нереальными и гипотетическими особенностями;

3. Формализация – (относящееся к форме) – метод с помощью которого мы отвлекаемся от конкретного содержания рассматриваемых явлений и объединяем их на основе сходства формы.

При этом предметом дальнейшего исследования становится форма.

- это процесс уточнения содержания мысли посредством уточнения ее логической формы,

- происходит мысленное отвлечение от качественных характеристик изучаемых предметов,

- выявляется логическая форма суждений, в которых зафиксированы схожие утверждения относительно этих предметов,

- само рассуждение из плоскости рассмотрения связи предметов в мысли переводится в плоскость действий с суждениями на основе схожих между ними формальных отношений.

изучение объектов путем отражения их структуры в форме знаков с использованием искусственных условий – символики.

4. Аксиоматический - когда некоторые утверждения принимаются без доказательств, а все другие выводятся из них на основе определенных правил;

Требования к аксиоматическим построенным знаниям:

Ø непротиворечивость аксиом, т.е. не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание,

Ø полнота, т.е из аксиом должна быть выводимо или предложение или отрицание,

Ø независимость аксиом, т.е любая аксиома не должна быть выводима из других аксиом, иначе она переводится в раздел теорем.

Достоинство аксиоматического метода:

- упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы,

- облегчает процесс построения всей системы знания, устраняет двусмысленность и противоречивость,

- рационализирует организацию научного знания.

5. Восхождения от конкретного к абстрактному – это метод научного исследования, выражающий движение теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета:

- направленность НИР в целом, т.е. движение мысли от менее содержанного к более содержательному,

- находится главная мысль, а затем прослеживаются изменения, связи и появляется сущность явления,

- абстрактное – (удаление, отвлечение) – есть результат процесса абстрагирования, который заключается в мысленном отвлечении от ряда свойств, связей, отношений объекта и в мысленном выделении тех, которые интересуют исследователя,

- конкретное – (сросшийся) – используется для выражения самих предметов и явлений реальной действительности, взятых во всей сложности и многогранности их свойств, связей и отношений,

- сущность метода – всеобщая форма движения научного знания, закон отображения реальной действительности в мышлении исследователя, мышление восходит от конкретного в реальной действительности к абстрактному в мышлении и от него к конкретному в мышлении.

- предполагает два относительно самостоятельных этапа мышления:

Ø переход от чувственно-конкретного, от конкретного в реальной действительности его абстрактным определениям,

Ø движение мысли от абстрактных определений объекта к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании.

6. Г ипотезы и допущения - форма осмысления фактического материала и форма перехода от фактов к законам по трем стадиям:

а) накопление фактического материала и высказывание на его основе допущений;

б) формирование гипотезы, т.е. выведение последствий из сделанного допущения, развертывание на его основе теории; в)проверка полученных результатов на практике и уточнение гипотезы;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные источники ионизирующих излучений | Гражданский иск
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.