КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели работы склада
Пример классического и системного подходов к организации материального потока Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем. Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, вырабатываемых отдельно (рис. 22). Па первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.
. Рис. 22. Последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система (рис. 23). Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов. Рис. 22. Последовательность формирования системы при системном подходе
Первый этап. Определяются и формулируются цели функционирования системы. Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система. Третий этап. На базе этих требований формируются ориентировочно некоторые подсистемы. Рис. 23. Последовательность формирования системы при системном подходе Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование. Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов предприятия оптовой торговли. Участники этого процесса: предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов. Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название "самовывоз", второй — "централизованная доставка". Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками: • отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на склад предприятия оптовой торговли за товаром; • на складах предприятия оптовой торговли, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза; • ни предприятие оптовой торговли, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта, главное — вывезти товар; отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары; • возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара. Анализ характерных признаков "самовывоза" показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности. Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три самостоятельно сформированные подсистемы: • подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах предприятия оптовой торговли; • подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте; • подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах. Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи: предприятие оптовой торговли →транспорт → магазины. Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками: • участники логистического процесса договариваются о том, Что доставка товаров в магазины будет осуществляться силами и средствами поставщика. Поставщиком является предприятие оптовой торговли, на котором для организации централизованной доставки формируется специальное подразделение — отправочная экспедиция; • исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса — корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока; • разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; • разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины; • создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток. Анализ характерных признаков второго варианта организации материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым должна удовлетворять логистическая система. Формируются варианты ее организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи: предприятие оптовой торговли →транспорт → магазины. Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет: • повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей; • оптимизировать товарные запасы у всех участников логистического процесса; • повысить качество и уровень логистического сервиса; • оптимизировать размеры партий товаров.
5.10. Показатели логистики Эффективно управлять можно лишь тем, что можно измерить Логистика как наука и сфера профессиональной деятельности характеризуется конкретностью, которая заключается в наличии вполне точного и количественно определенного результата деятельности по управлению материальными потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов предприятия, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Конкретность логистики обеспечивает возможность оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность эффективного управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока. Цели внедрения системы показателей логистики: • оценка степени достижения целей; • корректировка логистического процесса в случае его отклонения от установленных нормативов; • сбалансированное развитие логистической системы. Принципы применения системы показателей логистики: • комплексность — система взаимосвязанных показателей; • методичность — наличие методик расчета показателей, которые обеспечивают адекватное сравнение во времени; • непрерывность — оценка показателей с определенной периодичностью во времени; • доступность — получение исходных данных для расчета показателей не должно требовать излишних трудозатрат. Состояние логистики характеризуется следующими группами показателей (рис. 23): Рассмотрим каждую из перечисленных групп показателей. Показатели управления запасами. Основными показателями, характеризующими работу с запасами, являются запас товаров средний и оборачиваемость запаса.
Рис.23 Показатели логистики
Запас товаров средний (характеризует средний уровень запасов предприятия, обеспечивающий возможность осуществления бизнеса). Показатель среднего запаса является одним из ключевых, так как используется для расчета большинства показателей, характеризующих системы управления запасами. В логистике размер среднего запаса определяется на основе учета запаса товаров, который содержит данные об их уровне на определенную дату (например, конец декады, месяца, квартала, года). В результате образуются моментные ряды динамики[18] товарных запасов. Запас средний (за месяц, квартал, год) рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда динамики: Зср = (0,5З1+З2+...З n -1 +0,5З n)/(n -1), где Зср — запас средний; З i — абсолютные уровни запасов на равноотстоящие даты; n — число всех членов ряда.
Формула средней хронологической моментного ряда динамики дает точный результат при выполнении следующих условий: • равные промежутки времени между датами, на которые имеются данные об остатках; • равномерное изменение размера запаса между сопряженными датами. В случае если первичные данные имеют вид интервального ряда динамики[19], средний запас рассчитывается по формуле средней арифметической простой. Если периоды времени, отделяющие одну дату от другой, не равны между собой и в промежутках между сопряженными датами запас остается неизменным, то расчет среднего запаса производится по формуле средней арифметической взвешенной, в качестве весов которой принимаются отрезки времени между датами, т. е. по формуле Зср = Ʃ З iTi / Ti, где Ti — время, в течение которого данный уровень запаса остался без изменения. Оборачиваемость запаса — характеристика процесса возобновления запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость оборота и время обращения запасов. Скорость оборота (С0) показывает, сколько раз в течение одного периода реализуется и возобновляется имеющийся запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода: С0 = О/ Зср, где О — оборот за период; Зср — средний запас за период. Время обращения запаса (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, определяется по формуле T = Зср t /О, где t — число дней в периоде. Как следует из приведенных формул показатель времени обращения товаров обратно пропорционален показателю скорости товарооборота. Складской ресурс в первом приближении оценивается показателями мощности и вместимости. Указанные два показателя позволяют дать ответ на вопросы: • какое количество продукции можно пропустить через склад в единицу времени; • какое количество продукции можно единовременно разместить в складе. 3.1. Мощность склада — способность обеспечить максимально возможный оборот за определенный период времени при соблюдении нормативов и технологических процессов, предусмотренных проектом или принятых в период эксплуатации. Мощность склада (пропускная способность) измеряется в денежных или натуральных единицах: рублях, тоннах, кубических метрах или других единицах. Мощность склада, рассчитанная в тоннах за установленный период времени, называется грузооборотом склада. Грузооборот, исчисленный по прибытию либо по отправлению, носит название "односторонний грузооборот". Грузооборот склада Го = Q/T, где Q — количество тонн поступивших на склад или реализованных с него за период T. 3.2. Вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в каких-либо иных единицах измерения и показывает количество продукции, которое можно разместить на складе. 4. Показатели логистического обслуживания Предоставляемый получателю продукции уровень логистического обслуживания может оцениваться большим количеством различных показателей. Состав применяемых показателей зависит от того, какие именно характеристики логистического обслуживания для получателя являются существенными. Наиболее часто уровень логистического обслуживания оценивается в разрезе характеристики "полное выполнение заказа".Используемый показатель — готовность к поставке (Гп). Рассмотрим три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике. 4.1. Оценка готовности к поставке с помощью доли полностью выполненных заказов: Гп = (Чвз/Чо)х100%, где Ч — числа выполненных и поступивших заказов. 4.2. Оценка готовности к поставке с помощью соотношения количеств поставленной и заказанной продукции, измеренной в натуральных единицах: Гп = (m/M)100%, где m — фактический объем поставок в натуральном выражении (т, м3, шт. и т. п.); М — объем заказа в натуральном выражении. 4.3. Оценка готовности к поставке с помощью соотношения количеств поставленной и заказанной продукции, измеренной в стоимостных единицах: Гп = (Сф/Сз) 100%, где Сф — фактический объем поставок в стоимостном выражении (руб.); С3 — объем заказа в стоимостном выражении. 5. Показатели эффективности логистики Эффективность логистики оценивают эффективностью использования основных ресурсов, задействованных в логистической системе. Соответственно, применяют следующие показатели: 5.1. Производительность труда работников логистической цепи — грузооборот компании за период в расчете на одного работника подразделений логистики: грузооборот компании за период/ численность работников подразделений логистики 5.2. Эффективность транспортных расходов — количество выполненных тонно-километров на единицу транспортных затрат: количество выполненных тонно - километров за период времени/ транспортные затраты за тот же период времени 5.3. Удельный грузооборот склада — грузооборот склада, приходящийся на 1 м2 полезной площади складских помещений: грузооборот склада/ полезная площадь складских помещений 5.4. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота. Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании (Дл). Чем выше Дл, тем более значима деятельность по упорядочению материальных потоков: Дл =(Сл/О)∙100%, где Сл — затраты на логистику за период; О — оборот за период. К затратам на логистику относят затраты на осуществление следующих операций: • размещение заказов; • транспортировка на предприятие; • операции на складе снабжения; • внутрипроизводственные перемещения; • операции на складе готовой продукции; • операции по отгрузке; • доставка покупателю. Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в логистических процессах, но не вошедшие в представленный выше список. Вопросы для контроля знаний 1. Охарактеризуйте объект исследований в области логистики, а также применяемый методологический аппарат. 2. Дайте определения логистической модели и логистического моделирования. 3. Охарактеризуйте метод аналитического моделирования логистических систем. Назовите его преимущества и недостатки. 4. Что такое имитационное моделирование логистических систем? Из каких процессов состоит, какие цели преследует? 5. В каких случаях рекомендуется применять метод имитационного моделирования? 6. Назовите достоинства и недостатки имитационного моделирования. 7. Дайте определение системного подхода. 8. Опишите последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе. 9. Опишите последовательность формирования системы при системном подходе. 10. Сделайте сравнительную характеристику классического и системного подходов к формированию систем. 11. Приведите пример классического и системного подходов к формированию материалопроводящих систем. В чем, на ваш взгляд, заключается эффект от использования принципов системного подхода? 12. Назовите цели внедрен 13. ия системы показателей логистики. Глава 6. Учет издержек в логистике Одна из задач логистики — выделить отдельный заказ и установить, какое количество различных ресурсов требуется на его выполнение
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |