Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели работы склада





Пример классического и системного подходов к организации материального потока

Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем

Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.

Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, вырабатываемых отдельно (рис. 22).

Па первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

 

.

Рис. 22.Последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе

В отличие от классического системный подход предпола­гает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой соз­дается система (рис. 23).

Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.

Рис. 22.Последовательность формирования системы при системном подходе

 

Первый этап. Определяются и формулируются цели функ­ционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функциониро­вания системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются ори­ентировочно некоторые подсистемы.

Рис. 23. Последовательность формирования системы при системном подходе

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.

Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны­ми товарами со складов предприятия оптовой торговли. Участ­ники этого процесса: предприятие оптовой торговли, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов.

Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющих принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название "самовывоз", вто­рой — "централизованная доставка".

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при­знаками:

• отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно догова­риваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на склад предприятия опто­вой торговли за товаром;



• на складах предприятия оптовой торговли, на транспор­те и в магазинах применяются исторически сложившиеся тех­нологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в ме­стах передачи груза;

• ни предприятие оптовой торговли, ни магазины не предъ­являют жестких требований к типам используемого транспор­та, главное — вывезти товар; отсутствует необходимость использования строго опре­деленных видов тары;

• возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных признаков "самовывоза" показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ фор­мирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три са­мостоятельно сформированные подсистемы:

• подсистема, обеспечивающая прохождение материально­го потока на складах предприятия оптовой торговли;

• подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;

• подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значительной

степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение сово­купного материального потока по всей цепи:

предприятие оптовой торговли →транспорт → магазины.

Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

• участники логистического процесса договариваются о том, Что доставка товаров в магазины будет осуществляться силами и средствами поставщика. Поставщиком является предприятие оптовой торговли, на котором для организации централизован­ной доставки формируется специальное подразделение — от­правочная экспедиция;

• исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях — участниках логистического процесса — корректируются в соответствии с требованиями оптимальной орга­низации именно совокупного материального потока;

• разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;

• разрабатываются оптимальные маршруты и графики за­воза товаров в магазины;

• создается парк специализированных автомобилей, а так­же выполняется ряд других мероприятий, позволяющих опти­мизировать совокупный материальный поток.

Анализ характерных признаков второго варианта органи­зации материального потока показывает, что для централизо­ванной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного ма­териального потока. Изучаются требования, которым должна удовлетворять логистическая система. Формируются варианты ее организации, из которых по специальным критериям отбира­ется лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального по­тока по цепи:

предприятие оптовой торговли →транспорт → магазины.

Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволяет:

• повысить степень использования материально-технической базы, в том числе транспорта, складских и торговых площадей;

• оптимизировать товарные запасы у всех участников ло­гистического процесса;

• повысить качество и уровень логистического сервиса;

• оптимизировать размеры партий товаров.

 

5.10. Показатели логистики

Эффективно управлять можно лишь тем,

что можно измерить

Логистика как наука и сфера профессиональной деятель­ности характеризуется конкретностью, которая заключается в наличии вполне точного и количественно определенного резуль­тата деятельности по управлению материальными потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или струк­турных органов предприятия, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.

Конкретность логистики обеспечивает возможность оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность эффективного управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характери­стик этого потока.

Цели внедрения системы показателей логистики:

• оценка степени достижения целей;

• корректировка логистического процесса в случае его от­клонения от установленных нормативов;

• сбалансированное развитие логистической системы.

Принципы применения системы показателей логистики:

• комплексность — система взаимосвязанных показателей;

• методичность — наличие методик расчета показателей, которые обеспечивают адекватное сравнение во времени;

• непрерывность — оценка показателей с определенной периодичностью во времени;

• доступность — получение исходных данных для расчета показателей не должно требовать излишних трудозатрат.

Состояние логистики характеризуется следующими груп­пами показателей (рис. 23):

Рассмотрим каждую из перечисленных групп показателей.

Показатели управления запасами.

Основными показателями, характеризующими работу с запа­сами, являются запас товаров средний и оборачиваемость запаса.

 

 

Рис.23 Показатели логистики

 

Запас товаров средний (характеризует средний уровень запасов предприятия, обеспечивающий возможность осуществления бизнеса). Показатель среднего запаса является одним из ключевых, так как используется для расчета большинства показателей, характеризующих системы управления запасами. В логистике размер среднего запаса определяется на основе учета запаса товаров, который содержит данные об их уровне на опреде­ленную дату (например, конец декады, месяца, квартала, года). В результате образуются моментные ряды динамики[18] товарных запасов. Запас средний (за месяц, квартал, год) рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда динамики:

Зср = (0,5З12+...Зn-1 +0,5Зn)/(n-1),

где Зср — запас средний;

Зi — абсолютные уровни запасов на равноотстоящие даты;

n — число всех членов ряда.

 

Формула средней хронологической моментного ряда ди­намики дает точный результат при выполнении следующих условий:

• равные промежутки времени между датами, на которые имеются данные об остатках;

• равномерное изменение размера запаса между сопряжен­ными датами.

В случае если первичные данные имеют вид интервально­го ряда динамики[19], средний запас рассчитывается по формуле средней арифметической простой.

Если периоды времени, отделяющие одну дату от другой, не равны между собой и в промежутках между сопряженными датами запас остается неизменным, то расчет среднего запаса производится по формуле средней арифметической взвешенной, в качестве весов которой принимаются отрезки времени между датами, т. е. по формуле

Зср = Ʃ ЗiTi /Ti,

где Ti — время, в течение которого данный уровень запаса остался без изменения.

Оборачиваемость запаса — характеристика процесса воз­обновления запасов. Определяется с помощью двух показате­лей: скорость оборота и время обращения запасов.

Скорость оборота (С0) показывает, сколько раз в течение одного периода реализуется и возобновляется имеющийся за­пас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:

С0 = О/ Зср,

где О — оборот за период;

Зср — средний запас за период.

Время обращения запаса (Т) показывает продолжитель­ность периода, в течение которого реализуется запас, опреде­ляется по формуле

T = Зср t/О,

где t — число дней в периоде.

Как следует из приведенных формул показатель времени обращения товаров обратно пропорционален показателю ско­рости товарооборота.

Складской ресурс в первом приближении оценивается по­казателями мощности и вместимости. Указанные два показателя позволяют дать ответ на вопросы:

• какое количество продукции можно пропустить через склад в единицу времени;

• какое количество продукции можно единовременно раз­местить в складе.

3.1. Мощность склада — способность обеспечить макси­мально возможный оборот за определенный период времени при соблюдении нормативов и технологических процессов, предусмо­тренных проектом или принятых в период эксплуатации. Мощность склада (пропускная способность) измеряется в денежных или натуральных единицах: рублях, тоннах, кубических метрах или других единицах.

Мощность склада, рассчитанная в тоннах за установленный период времени, называется грузооборотом склада. Грузоо­борот, исчисленный по прибытию либо по отправлению, носит название "односторонний грузооборот".

Грузооборот склада Го = Q/T , где Q — количество тонн поступивших на склад или реализованных с него за период T.

3.2. Вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в каких-либо иных единицах измерения и показыва­ет количество продукции, которое можно разместить на складе.

4. Показатели логистического обслуживания

Предоставляемый получателю продукции уровень логи­стического обслуживания может оцениваться большим количе­ством различных показателей. Состав применяемых показате­лей зависит от того, какие именно характеристики логистиче­ского обслуживания для получателя являются существенными.

Наиболее часто уровень логистического обслуживания оце­нивается в разрезе характеристики "полное выполнение зака­за".Используемый показатель — готовность к поставке (Гп). Рассмотрим три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике.

4.1. Оценка готовности к поставке с помощью доли пол­ностью выполненных заказов:

Гп = (Чвзо)х100%,

где Ч — числа выполненных и поступивших заказов.

4.2. Оценка готовности к поставке с помощью соотноше­ния количеств поставленной и заказанной продукции, изме­ренной в натуральных единицах:

Гп = (m/M)100%,

где m — фактический объем поставок в натуральном выраже­нии (т, м3, шт. и т. п.);

М — объем заказа в натуральном выражении.

4.3. Оценка готовности к поставке с помощью соотноше­ния количеств поставленной и заказанной продукции, изме­ренной в стоимостных единицах:

Гп = (Сфз) 100% ,

где Сф — фактический объем поставок в стоимостном выраже­нии (руб.);

С3 — объем заказа в стоимостном выражении.

5. Показатели эффективности логистики

Эффективность логистики оценивают эффективностью ис­пользования основных ресурсов, задействованных в логистиче­ской системе. Соответственно, применяют следующие показатели:

5.1. Производительность труда работников логистиче­ской цепи — грузооборот компании за период в расчете на одного работника подразделений логистики:

грузооборот компании за период/ численность работников подразделений логистики

5.2. Эффективность транспортных расходов — количе­ство выполненных тонно-километров на единицу транспорт­ных затрат:

количество выполненных тонно - километров за период времени/ транспортные затраты за тот же период времени

5.3. Удельный грузооборот склада — грузооборот склада, приходящийся на 1 м2 полезной площади складских помещений:

грузооборот склада/ полезная площадь складских помещений

5.4. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота.

Показатель характеризует долю затрат на логистику в обо­роте компании (Дл). Чем выше Дл, тем более значима деятель­ность по упорядочению материальных потоков:

Дл =(Сл/О)∙100%,

где Сл — затраты на логистику за период; О — оборот за период.

К затратам на логистику относят затраты на осуществле­ние следующих операций:

• размещение заказов;

• транспортировка на предприятие;

• операции на складе снабжения;

• внутрипроизводственные перемещения;

• операции на складе готовой продукции;

• операции по отгрузке;

• доставка покупателю.

Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в логистических про­цессах, но не вошедшие в представленный выше список.

Вопросы для контроля знаний

1. Охарактеризуйте объект исследований в области логисти­ки, а также применяемый методологический аппарат.

2. Дайте определения логистической модели и логистиче­ского моделирования.

3. Охарактеризуйте метод аналитического моделирования логистических систем. Назовите его преимущества и недостатки.

4. Что такое имитационное моделирование логистических систем? Из каких процессов состоит, какие цели преследует?

5. В каких случаях рекомендуется применять метод имита­ционного моделирования?

6. Назовите достоинства и недостатки имитационного мо­делирования.

7. Дайте определение системного подхода.

8. Опишите последовательность формирования системы при классическом (индуктивном) подходе.

9. Опишите последовательность формирования системы при системном подходе.

10. Сделайте сравнительную характеристику классическо­го и системного подходов к формированию систем.

11. Приведите пример классического и системного подхо­дов к формированию материалопроводящих систем. В чем, на ваш взгляд, заключается эффект от использования принципов системного подхода?

12. Назовите цели внедрен

13. ия системы показателей логистики.

Глава 6. Учет издержек в логистике

Одна из задач логистики — выделить отдельный заказ

и установить, какое количество различных

ресурсов тре­буется на его выполнение





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.