Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Классификация издержек в логистике





Классификация издержек в логистике

Издержки в логистике классифицируют по различным при­знакам (рис. 26).

В зависимости от поведения издержек при изменении объ­ема работ с материальным потоком они подразделяются на по­стоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменя­ются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельно­сти. Переменные издержки — изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

 

Рис.26. Классификация издержек в логистике

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам разли­чают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосредственно связаны с объек­том затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) не связаны непосредствен­но с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой авто­мобиль. Прямые издержки — зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т. п., косвенные — содержание резерва обору­дования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспорт­ного отдела, а также административные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческому вли­янию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулиру­емые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности

Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки регулируются на уровне компании в целом.

В зависимости от вида логистической функции издержки под­разделяют на транспортные, издержки хранения и т. п. При этом основными видами издержек, которыми можно хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рассматриваются в следующих двух параграфах.

Вопросы для контроля знаний

1.С какой целью составляется отчет по логистическим из­держкам?

2. Для кого предназначен отчет по логистическим издержкам?

3.Что является критерием качества отчета по логистиче­ским издержкам?

4. Как классифицируют издержки в логистике:

• по признаку изменения в ходе процесса;

• по признаку отношения к процессу;

•по признаку восприимчивости к управленческому влиянию.

5.Укажите основные требования, предъявляемые к систе­мам учета издержек в логистике.

Раздел II. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ



Глава 7. Функциональные области логистики

7.1. Характеристика функциональных областей логистики

Материальный поток, продвигаясь к конечному потребителю, последовательно проходит цепь звеньев товародвижений. Звенья эти могут представлять собой отдельные предприятий а могут являться участками, подразделениями этих предприятий[22]. На пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готового продукта периодически повторяются звенья цепи товародвижения, обладающие схожими функциями.

Перечислим основные функции логистики, которые перио­дически повторяются на пути движения продукции от первич­ного источника сырья к конечному потребителю:

а) участие в снабжении;

б) участие в производстве (в торговле — организация хра­нения и складской обработки товаров);

в) участие в сбыте (распределении) готовой продукции;

г) транспортировка;

д) информационное обеспечение материальных потоков.

Каждая из перечисленных групп функций обладает определённой спецификой, в связи с чем выделяют соответствую­щие функциональные области логистики: закупочную,производственную, сбытовую (распределительную[23]), транспорт­ную и информационную, которые подробно изучаются в следующих главах учебника. В настоящем параграфе кратко охарактеризуем каждую функциональную область.

1.В процессе снабжения предприятия материальными и товарными ресурсами решается множество задач: принимаются решения, что и сколько следует купить, изучаются рынки, вы­бираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, организуются доставка и приемка закупленной продукции, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Часть из перечисленных задач решается службой логистики. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемый в процессе доведения материального потока от складов продавца до складов и цехов предприятия — покупателя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обосо­бленного раздела логистики — закупочной логистики.

2. В процессе управления материальным потоком внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведению потока выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. Материальный поток продвигается не в результате договоров, заключенных данным предприятием с его поставщиками или покупателями, а в результате внутренних решений, принимаемых системой управления предприятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и сбыта готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области — управление материальными потоками в процессе осуществления работ внутри предприятия, производственного или торгового.

3. При управлении материальными потоками в процессе реализации готовой продукции решаются задачи сбытовой или распределительной логистики. Уточним содержание этих часто встречающихся в отечественной литературе терминов.

Доведение материального потока силами и средствами поставщика до получателя, являющегося следующим звеном в цепи товародвижения, относится к области сбытовой логистики. Если же в процессе сбыта системой логистического менеджмента охвачено управление материальным потоком на протяжении нескольких звеньев цепи товародвижения, то используют термин "распределительная логистика".

Например, мебельная фабрика, расположенная в Москве имеет склад готовой продукции, также расположенный вМоскве. Один из региональных оптовых складов этой фабрики расположен в Уфе. Региональные дилеры, работающие с московской фабрикой и получающие мебельную продукцию со склада фабрики в Уфе, расположены в Бугульме, Магнитогорске, Оренбурге и Орске. Рассмотрим два варианта организации товародвижении

Вариант 1. Служба логистики мебельной фабрики организует доставку мебели на региональный оптовый склад в Уфе, поддерживает на этом складе запас в соответствии с заданным уровнем обслуживания дилеров. Дилеры самостоятельно приезжают на региональный склад, получают мебельную продукцию и доставляют в свои магазины или покупателям. Логистика дилеров практически никак не связана с логистикой московской фабрики. В этом случае имеет место сбытовая логистике московской фабрики.

Вариант 2. Задача службы логистики московской фабрики не ограничивается поддержанием запаса мебели на складе в Уфе. По заранее налаженным каналам связи служба логистики московской фабрики получает от дилеров информацию о заказах их клиентов (конечных покупателей мебели), на основе чего обеспечивает продвижение заказанной мебели в соответствующий город по наиболее рациональной схеме. Совместно с дилерами выбирается правильный вид и тип транспорта, согласуются маршруты и графики, разрабатываются схемы укладки групп кузове автомобиля, а также решается множество других задач логистики. Создаваемая совместно с дилерами логистическая система обеспечивает доведение мебели от фабрики, расположенной в Москве, до конечного потребителя, расположенного в регионе. В этом случае имеет место распределительная логистика.

Распределительная логистика включает обширный круг задач, решением которых службы логистики производственных и торговых предприятий занимаются совместно со службами сбыта и продаж. Перечислим некоторые из этих задач: какой канал использовать для доведения товара до покупателя, где в цепи товародвижения сконцентрировать запасы, в какую тару упа­ковать отгружаемую покупателю продукцию, как ее промарки­ровать, как организовать отгрузку и по какому маршруту доста­вить товар покупателю.

В дальнейшем по тексту учебника используется единый термин распределительная логистика.

4. При управлении материальными потоками на транспортных участках решаются специфические задачи транспортной логистики. Совокупный объем транспортной работы, выполня­емой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две примерно равные группы:

• работы, выполняемые транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

• работы, выполняемые собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Ме­тоды транспортной логистики могут применяться при организа­ции любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.

5. Информационная логистика. Результаты движения ма­териальных потоков находятся в прямой связи с рациональной организации информационных потоков. В последние десятилетия именно возможность эффективного управления мощ­ными информационными потоками позволила ставить и решать задачи сквозного управления потоками материальными. Высо­ким значимость информационной составляющей в логистических процессах стала причиной выделения специального раздела логистики — информационной логистики.

Объектом исследования информационной логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, свя­занные с организацией информационных потоков (сопряжен­ных с материальными).

Информационная логистика тесно связанна с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассма­тривает организацию информационных потоков внутри пред­приятия, а также обмен информацией между различными участ­никами логистических процессов, находящимися на значитель­ных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1562; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.