Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные платежи (Закон о прибыли)

Суммы, уплачиваемые поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (П (С) БУ № 7), сумма стоимости приобретения (Закон о прибыли).

Хотя формулировки, использованные в нормативных документах, несколько отличаются, речь идёт об одном и том же – о сумме компенсации (в денежной материальной либо нематериальной форме), которую покупатель объекта основных средств (фондов) должен передать продавцу согласно условиям договора.

В П (С) БУ № 7 этот вид расходов не назван, однако необходимость включения их в первоначальную стоимость основных средств сомнения не вызывает, особенно в тех случаях, если доставку объекта осуществляет сторонняя организация, услуги которой оплачивает покупатель.

Расходы по страхованию рисков доставки основных средств (П (С) БУ № 7), страховые платежи (Закон о прибыли). Налоговая формулировка нуждается в уточнении относительно того, что речь идёт именно о страховании рисков доставки, ведь страховые платежи при страховании основных фондов как части имущества предприятия включаются в валовые расходы.

Расходы на установку, монтаж, наладку основных средств (П (С) БУ № 7). В Законе о прибыли этот вид расходов прямо не назван. Но они прекрасно «вписываются» как в «стоимость приобретения», так и в «другие расходы». Расходы на установку, монтаж и т.д. могут быть двух видов: оплата услуг сторонних организаций и расходы на оплату труда работников, приобретение материалов и т.д. И в первом, и во втором случае расходы включаются в первоначальную стоимость соответствующего объекта в бухгалтерском учёте и увеличивают балансовую стоимость группы в налоговом учёте.

Регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств (П (С) БУ № 7). В Законе о прибыли эти суммы попадают в «другие расходы». Расходы этой группы связаны с приобретением некоторых видов основных средств (фондов).

Суммы косвенных налогов, уплаченные в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию) (П (С) БУ № 7). Речь идет, прежде всего, об НДС. Законом о прибыли определено, что балансовая стоимость группы увеличивается на сумму расходов без учёта НДС, если плательщик налога на прибыль является и плательщиком НДС. Следовательно, если плательщик налога на прибыль не зарегистрирован в качестве плательщика НДС, балансовая стоимость групп основных фондов увеличивается на суммы расходов, включающие НДС.

Аналогичная ситуация и в бухгалтерском учёте:

- если покупатель основных средств не является плательщиком НДС, в первоначальную стоимость объекта он включает всю сумму, уплаченную поставщику;

- если объект основных средств будет использоваться (полностью или частично) для осуществления не облагаемых НДС операций, сумма НДС, уплаченная поставщику, должна войти в первоначальную стоимость объекта в части, пропорциональной объёму необлагаемых операций.

К другим расходам, связанным с приобретением основных фондов, можно отнести:

- таможенные сборы;

- оплату посреднических предприятий;

- плату за проведение экспертной оценки.

В то же время нет оснований включать в первоначальную стоимость объектов в бухгалтерском учёте и увеличивать балансовую стоимость групп основных фондов в целях налогообложения на сумму расходов, которые возникают не в момент приобретения, а позже. К таким расходам, в частности, относятся: проценты, уплаченные за пользование кредитом, привлечённым для приобретения основных средств; курсовые разницы по задолженности в иностранной валюте, если основные фонды приобретены у нерезидента. Отражение таких расходов в налоговом учёте регламентируется специальными нормами Закона о прибыли. А относительно процентов есть специальная норма в П (С) БУ № 7: «Расходы на уплату процентов за пользование кредитом не включаются в первоначальную стоимость основных средств, приобретенных (созданных) полностью или частично за счёт заёмного капитала».

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается только в случаях:

- реконструкции, достройки, дооборудования, технического переоснащения и других видов улучшения основных средств, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод от их использования;

- переоценки (индексации) балансовой стоимости основных средств;

- частичной ликвидации соответствующих объектов.

 

Под восстановительной стоимостью основных средств понимают стоимость их воспроизводства в современных условиях, при современном уровне сложившихся норм, цен и расценок.

Сущность данной стоимости заключается в следующем, каждый год вводятся в эксплуатацию здания, машины, оборудование, однако на каждом временном этапе цены на средства производства различаются. В результате на балансе предприятий числятся основные производственные фонды, приобретенные в разное время и оценённые в силу этого в различных ценах, т.е. фактически они выражаются в несопоставимых ценах. Для оценки основных фондов в единых ценах требуется их периодическая всеобщая (по единой методике и всем отраслям) переоценка. При переоценке каждый объект переоценивается либо методом прямой оценки, либо индексным методом. Метод прямой оценки полной восстановительной стоимости основных фондов является более точным и позволяет исправить неточности, накопившиеся в результате применения среднегрупповых индексов в ходе предшествующих переоценок. Восстановительная стоимость определяется путём переоценки всех элементов основных средств.

Восстановительная стоимость основных средств имеет большое практическое значение, поскольку обеспечивает более рациональное планирование новых капитальных инвестиций.

В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные качества, т.е. физически и морально изнашиваются (физический износ- степень нагрузки, качество основных средств, особенности технологического процесса, качество ухода за основными средствами, квалификация работников; моральный износ – отсталость по техническим характеристикам, экономическая эффективность). Соответственно, их фактическая стоимость по мере износа уменьшается на его величину. Остаточная (балансовая) стоимость представляет собой разницу между первоначальной стоимостью и начисленной суммой износа.

В текущем учёте основные средства отражаются по первоначальной стоимости, а подвергшиеся переоценке – по восстановительной. В балансе основные средства показываются по остаточной (балансовой) стоимости. Справочно, без включения в итог баланса указывается первоначальная (восстановительная) стоимость и износ основных средств.

 

1.2. Документальное оформление учёта основных средств.

Общая характеристика операций с необоротными активами.

«Жизненный» цикл любого объекта основных средств на конкретном предприятии включает три основные этапа:

· поступление (зачисление на баланс);

· эксплуатацию;

· выбытие (списание с баланса).

Для каждого этапа характерны определённые хозяйственные операции. Представим это в виде схемы:

 

Приобретение за денежные средства

Приобретение в обмен на другие активы

Бесплатное получение

Получение в качестве взноса в уставный капитал

Получение в аренду

 

 

 
 


Амортизация

Улучшение (ремонт, реконструкция,

модернизация и др.)

Переоценка (индексация)

Консервация

Уменьшение полезности

 

 
 


Продажа за денежные средства

Продажа по бартеру

Бесплатная передача

Передача в качестве взноса

в Уставный капитал

Возврат арендованного объекта

Ликвидация

 

 

В бухгалтерском учёте отражаются все операции, для налогового учёта имеют значение только те, которые связаны с изменением (увеличением или уменьшением) балансовой стоимости групп.

Балансовая стоимость групп основных фондов увеличивается, если налогоплательщик осуществляет расходы на:

- приобретение основных фондов, в том числе по договору финансового лизинга;

- самостоятельное изготовление основных фондов;

- улучшение основных фондов;

- а также в случае индексации основных фондов.

 

Балансовая стоимость групп основных фондов уменьшается, если основные фонды или нематериальные активы выводятся из эксплуатации в связи с:

- продажей;

- передачей в уставный фонд другого юридического лица;

- ликвидацией отдельных объектов основных фондов группы 1;

- капитальным ремонтом, реконструкцией и консервацией отдельных объектов основных фондов группы 1;

- ежеквартальным начислением амортизации;

- получением суммы компенсации за разрушенные или уничтоженные объекты основных фондов групп 2 и 3.

Таким образом, перечни операций, которые отражаются в бухгалтерском и налоговом учёте, существенно отличаются.

В то же время одна и та же операция может отражаться в учёте по-разному в зависимости от обстоятельств и некоторых дополнительных факторов. В частности, и для бухгалтерского, и для налогового учёта имеют существенное значение такие факторы:

- форма расчёта (денежная, бартерная, смешанная, взаимозачёт и т.д.);

- статус партнёра по операции (резидент или нерезидент, частный предприниматель, физическое лицо, государственное предприятие, связанное лицо и т.д.);

- приобретается объект за границей или на территории Украины и т.д.

Для налогового учёта имеют значение и некоторые другие факторы, в частности:

- принадлежность объектов основных фондов к одной из трёх групп, установленных Законом о прибыли;

- причины ликвидации объектов;

- происходит вся операция в одном отчётном периоде или же отдельные её части относятся к разным периодам;

- состоит операция из двух событий (оплата и получение объекта, отгрузка и получение оплаты) или же осуществляется по более сложной схеме;

- некоторые другие факторы.

 

Все операции, связанные с движением основных средств, оформляют первичными документами, обеспечивающими своевременность и правильность их учёта.

Приёмка в эксплуатацию основных средств осуществляется комиссией, назначенной для этой цели приказом или распоряжением руководителя предприятия. Как правило, на предприятии создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включают механика специалиста по строительству, инженера по технике безопасности, бухгалтера, материально-ответственных лиц.

Ввод в действие объектов основных средств, а также их покупку комиссия оформляет «Актом приёма-передачи (внутреннего перемещения) основных средств» типовая форма № 03-1 применяется для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов для учёта введения их в эксплуатацию, для внутреннего перемещения основных средств из одного цеха (отдела, участка) в другой.

При покупке (получении) основных средств акт составляется комиссией, в одном экземпляре на каждый объект учёта. Составление общего акта, которым оформляется приёмка нескольких объектов основных средств, разрешается лишь при учёте хозяйственного инвентаря, инструментов, оборудования и т.д., при условии, что эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются в одном отчётном периоде (одновременно), под ответственность одного и того же материально-ответственного лица.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт составляется в двух экземплярах, в отделе передающем основные средства.

Акт является единственным первичным бухгалтерским документом, в котором указывается состав комиссии, подробная характеристика объекта, источник приобретения (возведения), год постройки или выпуска заводом, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая документация, результаты испытания, его соответствие техническим условиям, заключение комиссии. В случае если на предприятие поступают основные средства бывшие в эксплуатации, в акте приёма-передачи указывают сумму ранее начисленного износа.

Полностью оформленный акт вместе с приложенной технической документацией после утверждения руководителем предприятия передаётся в бухгалтерию.

Типовая форма № 03-2 «Акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов» применяется для оформления приёма-сдачи основных средств из капитального ремонта, реконструкции и модернизации. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет другое предприятие, то акт составляется в двух экземплярах (второй экземпляр передаётся предприятию, осуществившему ремонт основных средств). Акт типовой формы № 03-2 составляется при приёмке законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений и увеличивающих его балансовую стоимость.

 

Основные средства выбывают из предприятия в результате частичной, или полной ликвидации; безвозмездной передачи их другим предприятиям или лицам; реализации; недостач, выявленных при инвентаризации.

При безвозмездной передаче основных средств другому предприятию, продаже сторонним организациям на каждый объект составляется акт по типовой форме № 03-1. Отпуск объекта основных средств в порядке реализации оформляется товарно-транспортной накладной, счётом-фактурой, в которых указывается первоначальная или восстановительная стоимость объекта, начисленный за время эксплуатации износ, отпускную цену, НДС и др. В необходимых случаях к ней может быть приложена имеющаяся на предприятии техническая и другая документация.

Для списания пришедших в негодность объектов основных средств, аналогично, как и для приёмки, создаётся специальная комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет «Акт на списание основных средств» (типовая форма № 03-3) и «Акт на списание автотранспортных средств» (типовая форма № 03-4). В акте указываются наименование объекта, его инвентарный номер, дата ввода в эксплуатацию, место эксплуатации, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа за период эксплуатации, обоснование необходимости списания с баланса. Расходы по ликвидации, а также стоимость материальных ценностей, полученных от разбора строений, демонтажа оборудования и т.п., отражают в акте в разделе «Расчёт результатов списания объекта».

При составлении акта на списание автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, а при списании основных средств, выбывших вследствие аварии, к акту прилагают копию акта об аварии, а также поясняются причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц. Акт на списание составляется в двух экземплярах. После утверждения руководителем предприятия первый экземпляр акта передаётся в бухгалтерию, второй остаётся у материально-ответственного лица и служит основанием для сдачи на склад полученных в результате ликвидации материалов.

Бухгалтерский учёт основных средств должен быть организован по отдельным инвентарным объектам. Каждому объекту присваивается порядковый номер, который проставляется в акте приёма-передачи. Инвентарные карточки являются основанием для ведения аналитического учёта основных средств (типовая форма № 03-6).

При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений предприятия по которым затраты учитываются отдельно, следует открыть наряду с общей инвентарной карточкой на объект в целом также справочные инвентарные карточки с пометкой «для начисления амортизации» отдельно по каждому направлению затрат в соответствии с утверждённым распределением площади и балансовой стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки в бухгалтерии не хранится, а передаётся под расписку в соответствующее подразделение предприятия. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в «Описях инвентарных карточек по учёту основных средств» (типовая форма № 03-7), которые ведутся бухгалтерией (в 1 экз.) по классификационным группам (видам) объектов основных средств.

Для пообъектного учёта основных средств в местах их нахождения, эксплуатации ведутся инвентарные списки основных средств (типовая форма № 03-9), в которых указываются инвентарный номер, полное название и первоначальная стоимость объекта, его выбытие (перемещение). Предприятиям разрешается вести учёт объектов по месту их нахождения на инвентарных карточках, которые в этом случае выписываются бухгалтерией в двух экземплярах – второй экземпляр передаётся по месту нахождения объекта. При перемещении объекта этот экземпляр вместе с накладной на перемещение передаётся по новому месту нахождения. Накладная на внутреннее перемещение основных средств из одного подразделения в другое составляется в двух экземплярах работником подразделения – сдатчика. Первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, а второй остаётся у подразделения – сдатчика. Аналогичная накладная выписывается при передаче основных средств в эксплуатацию из запаса.

Если в ходе перемещения основных средств производится разборка его фундамента или какой-либо части объекта или демонтаж всего объекта, то оно оформляется актом по форме № 03-3. Расходы на новом месте в этом случае производятся за счёт средств финансирования капитальных вложений, и прибавляется к балансовой стоимости.

Для получения аналитических данных о наличии и движении основных средств по их классификационным признакам в бухгалтерии по итоговым данным записей за отчётный месяц в инвентарных карточках (книгах) заполняется «Карточка учёта движения основных средств» по форме № 03-8. Эти карточки ведутся отдельно по каждой отраслевой группе и признаку использования основных средств, а по отраслевой группе основной деятельности предприятия, кроме того, по видам основных средств.

На принятые в аренду отдельные объекты основных средств инвентарные карточки не открываются. Регистром аналитического учёта у арендатора является полученная от арендодателя копия инвентарной карточки, которая хранится в бухгалтерии арендатора отдельно.

При документальном оформлении хозяйственных операций и связанных с ними изменений на предприятии происходит движение учётной информации между первичной документацией, регистрами синтетического и аналитического учётов и отчётностью.

Единицей учёта основных средств является отдельный инвентарный объект – законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему, или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций и определённой работы. Инвентарным объектом признаётся также обособленный комплекс конструктивно соединённых предметов одного или различного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления и устройства, общее управление, единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определённую работу только в составе комплекса, а не самостоятельно. Для организации учёта и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту, независимо от того, находится ли он в эксплуатации или в запасе, присваивается соответствующий инвентарный номер. Этот номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения на данном предприятии. Инвентарные номера выбывших (переданных безвозмездно, реализованных, ликвидированных) объектов не могут присваиваться другим, вновь поступающим основным средствам. Аналитический пообъектный учёт основных средств ведётся бухгалтерией на инвентарных карточках в гривнах (без копеек).

Открывается инвентарная карточка на каждый инвентарный объект (группу). Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Характеристика объектов и отдельных их конструктивных элементов должна быть краткой и отражать индивидуальные особенности объекта.

Проиндексированные (переоценённые) объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». Карточки недействующих основных средств группируются отдельно.

Учёт объектов основных средств по месту их эксплуатации (нахождения) осуществляется в инвентарном списке. Данные пообъектного учёта основных средств по местам их нахождения должны быть тождественны записям в инвентарных карточках (книгах).

В отдельных случаях учёт объектов по месту их эксплуатации может вестись на инвентарных карточках, которые бухгалтерия выписывает в двух экземплярах. Второй экземпляр передаётся по месту нахождения объекта. При перемещении объекта инвентарная карточка вместе с накладной на перемещение передаётся по новому месту эксплуатации (нахождения).

Количество карточек по объектам основных средств в местах эксплуатации (нахождения) должно соответствовать их количеству в бухгалтерии, что достигается путём подсчёта и сличения карточек.

Инвентарные карточки, а также карточки учёта движения основных средств суммарно сверяются с данными синтетического учёта основных средств.

Заполнение инвентарных карточек и книг проводится на основании первичных документов по поступлению, передвижению, выбытию.

 

1.3. Учёт переоценки основных средств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прочие политические идеологии | Условия и сроки проведения переоценки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.