КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аффилиация и социальное обучение
На основе потребности в социальной самоидентификации происходит важнейший для животных процесс — процесс обучения. В основе обучения лежит подражание, имитация реакций других членов своего сообщества. Новорожденный подражает сначала матери, а затем другим окружающим его людям. Первоначально ребенок подражает простым двигательным реакциям: на улыбку отвечает улыбкой; если взрослый поднимает брови, то ребенок тоже поднимает брови; если взрослый широко раскрывает рот— ребенок тоже и т. п. На следующих этапах развития ребенок имитирует уже психические реакции и стиль поведения (тревожность, гневливость, враждебность, дружелюбие и т. п.) окружающих его людей. Если мать весела, дружелюбна, много играет с ребенком, то и он игрив и жизнерадостен; если женщина страдает послеродовой депрессией, то в поведенческом репертуаре ее ребенка уже с трехмесячного возраста преобладают проявления отрицательных аффектов. Таким образом, личность человека формируется уже к пяти годам. Принципиально важно то, что ребенок подражает не всем встречающимся людям, а только тем, кого он считает принадлежащими к своему сообществу. Подражание, имитация — основная форма обучения, в том числе, и у человека. Таким образом, утверждения «Я самодостаточен», «Я сделал себя сам» («I am a self-made man»), «Всем хорошим во мне я обязан книгам» ложны, хотя бы потому, что человек, лишенный в детстве общества других людей («маугли»), не может развиться в нормальную личность. С помощью условного рефлекса закрепляются навыки, приобретенные в процессе подражания. Даже отшельник, у которого основной формой активности является молитва, не лишен воспоминаний о людях. Распространенность высказываний, подобных приведенным, обусловлена еще и тем, что большинство людей склонно преувеличивать оценку того, что они дают другим, и преуменьшать значение полученного от других. Далеко не все люди отдают себе отчет в том, сколько они получили от других. Например, в отличие от многих, Марк Аврелий, который высоко оценивал и свои личностные качества, и свою деятельность как императора, первую из двенадцати книг своих размышлений «Наедине с собой» полностью посвятил перечислению людей (и богов), которым считал себя обязанным. Таким образом, на основе потребности к социальной самоидентификации происходит формирование личности человека за счет подражания другим членам сообщества. Имитация поведенческих и психических реакций чаще всего происходит бессознательно. Особенно активно этот процесс идет в детстве, в тот период, когда формируется человеческая личность человека.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |