КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика учебной задачи
Мотивация – первый компонент структуры УД Внешняя структура учебной деятельности Продукт учебной деятельности, ее результат Средства и способы учебной деятельности Предмет учебной деятельности Психологическое строение индивидуальной деятельности
Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (Зимняя). Учебная деятельность - это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач - психолог И.С. Якиманская. Исходя из общепсихологического определения сущности деятельности, под учебной деятельностью надо понимать систему педагогически регулируемых мотивированных действий учащихся, направленных на достижение выдвигаемых в ходе обучения познавательных и практических целей (Вилькеев). Таким образом, учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. В учебной деятельности выделяют следующие стороны: 1. Мотивационно-целевая сторона. Учитель с помощью стимулов актуализирует познавательную потребность учащихся, создает мотив учебной деятельности, формулирует цель деятельности учащихся на уроке и вызывает целенаправленную активность класса. 2. Организационно-планирующая сторона. Учитель организует класс на учебную работу, привлекает учащихся к организации и планированию их учебной деятельности на уроке. 3. Содержательно-операциональная сторона. Учитель знакомит учащихся с содержанием темы урока и предлагает им выполнить ряд последовательных действий и операций по осмыслению и усвоению этого содержания. 4. Контрольно-оценочная сторона. Учитель контролирует и оценивает деятельность учащихся и обучает их самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности. Основными видами учебной деятельности являются познавательная, практическая и творческая. Каждый вид учебной деятельности состоит из действий. Учебные действия бывают предметные, перцептивные, умственные, речевые, мнемические, символические. Учебные действия делятся на сложные и простые. Простые действия, входя в сложные, называются операциями. Учебные действия в зависимости от их функций в усвоении знаний делятся: а) на специфические, обеспечивающие усвоение определенного конкретного содержания материала ypoка. б) общелогические учебные действия, не зависимые от конкретного содержания темы урока, в) творческие действия. Действия, в том числе и учебные, выполняются на основе применения определенного способа действия или ряда действий. Выбор последовательности выполнения простых действий - операций есть выбор способа сложного действия, нео6ходимого для решения какой-либо задачи на уроке. Структура действий и операций, применяемых при решении определенной познавательной задачи, представляет собой способ решения данной задачи. Выделяют три группы способов учебно-познавательной деятельности I ГРУППА. Специальные (частные) способы, т.е. способы действий и операций, применяемые при усвоении отдельных понятий, раскрытии сущности какого-либо отдельного закона, при решении лишь одной нестандартной задачи (способы объяснения некоторых сложных понятий, законов, правил, способы их переноса в новые учебные ситуации, например переноса грамматических правил или правил математических). II ГРУППА. Общие логические способы учебно - познававательной деятельности. К таким способам относятся: а) способы выполнения основных умственных действий: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации; б) способы логических действий: определения понятий, построения индуктивного, дедуктивного умозаключений, описания, объяснения, построения гипотез, доказательства. III ГРУППА. Способы творческой деятельности: видения проблем, высказывания догадок и интуитивного решения задач, моделирования, художественного творчества и т.д. Основные характеристики учебной деятельности (свойства УД) Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм научения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность); 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д.Б. Эльконин); 5) учебная деятельность – активная форма учения, а именно изменение психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт). Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание. Предметное содержание учебной деятельности В предметное содержание учебной деятельности включено: предмет учебной деятельности, средства и способы учебной деятельности, продукт учебной деятельности, ее результат. Предметом (содержанием) учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах: Во-первых, интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт. Способы учебной деятельности: реп продуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Мотивация существенная характеристика самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Учебная задача в структуре учебной деятельности Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему – то (применят правило, решать задачи и т.д.), усвоить какие –то закономерности, разобраться в каких –то правилах, сформулировать определенный навык или умение. Отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д. Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой, усвоение учебной задачи отрабатывается как понимание школьниками конечной цели и назначения данного учебного задания. Любая учебная задача имеет операциональный состав: — предметная область — класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь; — отношения, которые связывают эти объекты; — требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения; — оператор задачи (способ решения) — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 13383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |