КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы художественного изображения действительности в литературном произведении
Вопрос 1. Система образов художественного произведения. Художественный мир: пространство и время (хронотоп), система персонажей, их характеристики, принципы построения сюжета. Формы художественного изображения действительности в литературном произведении. Тема: Сюжет и композиция План лекции: 1. Система образов художественного произведения. Художественный мир: пространство и время (хронотоп), система персонажей, принципы и способы построения сюжета. Формы художественного изображения действительности в литературном произведении. Источник повествования: автор, рассказчик, лирический герой. 2. Все о сюжете. Фабула. Источники сюжетов. Художественный конфликт как основная движущая сила произведения. 3. Все о композиции. Внесюжетные элементы. 4. Приемы создания художественного образа персонажа. Сюжет, композиция и характер персонажа. 5. Приемы создания интерьера, пейзажа.
Система образов художественного произведения включает в себя разные образы – через которые художник отражает, познает и выражает мир (см. Лекция 3-4): 1) Образ – деталь 2) Образ – вещь 3) Образ – пейзаж 4) Образ – интерьер 5) Образ – картина 6) Образ животного 7) Образ литературного произведения 8) Образ – символ 9) Образ – архетип 10) Образ – идея 11) Образ – переживание 12) Образ –персонаж (образ человека разной степени обобщенности, от персонажа до типического героя)
Способы создания этих образов в литературе обусловлены тем, что литература – искусство слова, и она оперирует словесными образами, а это: 1) Образ – звук (поэтическая фоника) 2) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика) 3) Образ – троп (поэтическая семантика) 4) Образ – фигура (поэтический синтаксис). Мы имеем дело с четырьмя пластами художественного языка.
Хронотоп - (дословно "время-пространство") художественное пространство и время - это единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного смысла. Широкое распространение в литературоведении, а затем в эстетике термин хронотоп получил благодаря трудам М. Бахтина. Пространство и время понимаются как взаимосвязанные координаты единого четырехмерного мира (высота, длина, ширина и время), содержательно зависимые от описываемой ими реальности. Как взаимосвязанные и взаимо определяемые трактовал эти категории Гегель. С другой стороны, этот термин соотносится с описанием В. И. Вернадским ноосферы, характеризуемой единым пространством-временем, связанным с духовным измерением жизни. Оно принципиально отлично от психологического пространства и времени. Здесь же имеется в виду одновременно духовная и материальная реальность, в центре которой находится человек. Центральной в понимании хронотопа, по Бахтину, является аксиологическая направленность пространственно-временного единства, функция которого в художественном произведении состоит в выражении личностной позиции, смысла: "Вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа". Иначе говоря, содержащиеся в произведении смыслы могут быть объективированы только через их пространственно-временное выражение. Хронотоп индивидуален для каждого смысла, поэтому художественное произведение с этой точки зрения имеет многослойную ("полифоническую") структуру. Каждый вид искусства характеризуется своим типом хронотопа, обусловленным его "материей". В соответствии с этим искусства разделяются на: пространственные, в хронотопах которых временные качества выражены в пространственных формах; временные, где пространственные параметры "переложены" на временные координаты; и пространственно-временные, в которых присутствуют хронотопы и того и другого типов. О хронотопическом строении литературного произведения можно говорить с точки зрения сюжетного мотива (напр., X. порога, дороги, жизненного перелома и др. в поэтике Достоевско-го). Хронотопом определются и различные типы человеческой культуры и цивилизации: 1) Первобытная культура - пространственно-временное мышление первобытных людей предметно-чувственно и вневременно, так как сознание времени сакрализовано, эмоционально окрашено, и основано на древних религиозно - мифологических формах мышления 2) Культура Древнего Востока и античности выстроен мифом, в котором время циклично, а пространство (Космос) одушевленно. 3) Средневековая культура сформировала свой хронотоп, складывающийся из линейного необратимого времени и иерархически выстроенного, насквозь символичного пространства, идеальным выражением которого является микрокосм храма 4) Культура Эпохи Возрождения создала хронотоп, во многом актуальный и для современности: противопоставление человека миру как субъекта - объекту позволило осознать и измерить его пространственную глубину, одновременно появляется объективное время. 5) Культура Нового времени создала отчужденного от человека пространства и времени, сделала эти категории абстракциями, что зафиксировано в ньютоновской физике 6) Современная культура со всей сложностью и многообразием ее социальных, отношений характеризуется множеством различных хронотопов, среди них самым показательным является, тот, что выражает образ сжатого пространства и утекающего ("утраченного") времени, в котором (в противоположность сознанию древних) практически нет настоящего («есть только миг – между прошлым и будущим).
Принципы и способы построения сюжета (подробнее – во втором вопросе): 1) Элементы сюжета: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, эпилог 2) Разные способы изложения сюжета в зависимости от приемов композиции: по прямой хронологии, в обратном хронологическом порядке, в смешанной форме экскурсов в будущее, прошлое и настоящее 1. Повествование – это связное изложение каких-либо событий, которые происходят в отображаемом литературой мире. В литературном произведение повествование может вестись от имени автора, от имени другого рассказчика (этот образ рассказчика создается автором), от имени одного из героев произведения. Источник повествования: автор, рассказчик, герой, лирический герой. Когда повествование ведется от имени самого автора – то создается образ автора. Например, образ автора в «Евгении Онегине» А. Пушкина Образ рассказчика может быть мало заметным, «спрятанным»: в рассказах Чехова. Или может быть ярко выраженным: в «Повестях Белкина» А. Пушкина, в «Маленьком принце» А. Экзюпери. Один из героев произведения может вести повествование: «Подросток» Достоевского, что придает этому герою дополнительные очень глубинные характеристики. В лирических жанрах литературы (род – Лирика, имеет много разных жанров) автором – рассказчиком – героем чаще всего становится одно и то же лицо, и называется оно лирический герой (например, «К Керн» («Я помню чудное мгновение…» А. Пушкина) Автор. Повествователь. Герой ( На примере прозы и поэм Лермонтова). В них значительное место принадлежит повествователю, ведется ли повествование от имени безымянного рассказчика или от первого лица. Повествователь у Лермонтова или излагает сюжет или вводит в действие, воссоздавая внешнюю обстановку («Демон», «Мцыри», «Тамбовская казначейша»), и служит существенной формой проявления позиции автора. Однако отождествление повествователя с автором нередко ведет к сужению проблематики произв., особенно поэм Лермонтова, которые при таком подходе оказываются замкнутыми в пределах индивидуально-романтического сознания главного героя («Мцыри», «Демон»). Но - лермонтовские поэмы не сводятся к сюжетным и духовным «приключениям» героя: судьба его представляется хотя и важным, но в известном смысле «частным» явлением, подлежащим включению во всеобщий мир. Так, существование Демона пересекается с ходом земной жизни (природа, быт семьи Гудала, свадьба, похороны, сражение; не случайно описание коня занимает целую главу). Подобно этому жизнь Печорина пересекается с орбитами жизней многих людей, даже почти не знакомых с ним. Судьба Мцыри включена в события кавказской войны, а история героев «Тамбовской казначейши» — не только в провинциальный быт, но также в круг интересов читающей публики. Слово героя в поэме «Мцыри», в отличие от эпически-отстраненного слова повествователя, предельно исповедально, однако с точки зрения лексики, стиля, стиха между ними нет резкой грани, что свидетельствует о некоем духовном единстве всех носителей слова в поэме. Решение романтического конфликта — в предсмертных словах Мцыри и в последнем стихе поэмы: «И никого не прокляну»; но это одновременно и слово самого автора, прямое выражение авторской позиции. Существенно, что такое решение должно быть принято именно самим героем. Так выявляется отношение автора к слову героя и повествователя. Позиции повествователей и героя в поэме имеют локальное значение; всеобъемлющей является лишь позиция автора. В романе «Герой нашего времени» смена точек зрения автора, повествователя и героя непосредственно обнаруживается в композиции произведения. Безымянный повествователь выступает фактически в роли третейского судьи между Максимом Максимычем и Печориным (в предисловии к журналу Печорина). Это подтверждает и предисловие от автора: в нем та же позиция в отношении героя. Композиция романа подчинена задаче выявления сущности героя: - сначала — предваряющий рассказ Максима Максимыча, - затем — объясняющий журнал Печорина, - между этими двумя рассказчиками - возникает фигура повествователя. Мнение повествователя о Максиме Максимыче — не без оттенка романтической восторженности — долго принималось исследователями за художественно объективное и окончательное, вследствие отождествления повествователя с автором. В романе «рассказ» ведется от имени повествователя, Максима Максимыча, Печорина и автора первого предисловия. Различие позиций повествующих персонажей обусловливает разностороннее освещение явлений действительности, создавая в значительной степени впечатление самовысказывания жизни. Повествование вмещает в себя такие формы рассказа: - описание – подробное изображение какой-либо статичной или динамичной картины жизни, это может быть портрет, пейзаж, интерьер, ситуация, события и т.п., с целью донести до читателя самое яркое и точное представление о том, что рассказывается - пейзаж – картина природы в художественном произведении - портрет – изображение внешней характеристики образа- персонажа - интерьер – описание внутреннего и внешнего вида дома, комнаты, усадьбы, квартиры, где живет герой - размышление или описание эмоций (философские и лирические авторские отступления) – мысли и чувства автора, прямая авторская оценка того, что происходит в русле выбранной им темы, проблемы и идеи, в жизни изображенных персонажей, раскрывают авторскую позицию, раскрывает идейную нагрузку всех художественных приемов и концептуальность всех его художественных образов - характеристика – описание чаще всего персонажей, объединенное с размышлениями и эмоциями автора, с его авторским отношением к этим персонажам (описание Татьяны и Ольги в «Евгении Онегине») 2. Диалог – это вторая форма художественного изображения мира в литературном произведении, которая воссоздает речь персонажей и не относится к повествованию.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |