Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основа социализации

 

Биологическая основа социализации

 

Вид гомосапиенс социален по своей природе, способность к групповой жизни и потребность в ней развивалась в человеке-животном в течение долгой эволюции. Для него социализация и возможна, и необходима, т.е. люди имеют врожденную потребность в социальной жизни, а также способности осуществлять социальную жизнь. Но каждое поколение и каждый индивид должен обучиться, как быть социальным в конкретном месте и в конкретное время.

 

Уровни проявления человеческой личности:

- природное - существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

- биологическое - общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными;

- наследственное- существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое наследственно);

- социальное - приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смыслеразделяют на три составляющих:

- собственно социальное- совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных полей;

- специфически культурное - совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

- нравственное - высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Социализациюможно рассматривать с двух точек зрения:

- с точки зрения общества;

- с точки зрения индивида.

Для общества социализация - это процесс приспособления новых индивидов к организованному образу жизни в обществе и обучение их культурным традициям общества. Социализация преобразует человека-животное в человека - члена общества. Благодаря этому преобразованию большинство детей вырастают, чтобы стать полностью функционирующими социальными существами, способными употреблять язык своих родителей, и компетентными в культуре своего общества.

С точки зрения индивида, социализация - это процесс развития личности. Благодаря взаимодействию с другими человек приобретает идентичность (принадлежность), развивает ценности и стремления и при благоприятных условиях становится способным к полному использованию своих способностей. Социализация необходима для роста самосознания и формирования личности. Таким образом, она выполняет две функции: передает социальное наследие и создает личность.

 

Человеческая социализация основывается на нескольких врожденных качествах. Среди них:

1) отсутствие инстинктов (они у животных, у людей - биологические побуждения);

2) длительный период зависимости в детстве;

3) способность обучаться;

4) способность к языковой деятельности;

5) потребность в социальном контакте. Изоляция и ее последствия. Социальная, физическая, эмоциональная изоляция.

 

Способы социального обучения

 

Социальное обучение происходит, по меньшей мере, четырьмя способами:

- условный рефлекс(определенный усваиваемый вид реакции на стимулы, идущие из среды);

- осознание себя(в течение всей жизни разным образом происходит обучение различным ролям);

- усвоение образцов поведения (глубокое социальное воздействие имеет освобождающий эффект, когда индивид развивает личные нормы, наблюдая поведение этого образца. С другой стороны, личное развитие может быть ограниченным, если индивид ощущает сильную зависимость от этого образца);

- умение справляться с ситуацией(когда нормы и ценности становятся частью личности, они интернализованы. Столкнувшись с новой ситуацией, человек может не знать, как на нее реагировать. Ранее приобретенное понятие о себе и образцы поведения не подходят).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Социализация: процесс становления личности | Цели социализации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.