Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удельные затраты на создание и хранение запасов




Принятие решения по запасам основывается на понимании оптимального значения размера заказа либо на сопоставлении вариантов систем управления запасами с использованием кри­терия минимума общих затрат.

Расчеты величин Ки М, входящих в формулу Уилсона, вы­полняют с целью принятия решений в области управления запа­сами. Понимание размера удельных затрат на создание и хра­нение запасов соответствует принципу конкретности логистики, так как позволяет выполнить точную оценку затрат, необходи­мых для реализации того или иного решения в области управ­ления запасами.

Следует отметить, что значительная часть отечественных компаний в сфере производства и обращения в настоящее вре­мя не располагает информацией об указанных величинах, что превращает системы управления запасами в своеобразные "чер­ные ящики" затрат: экономический результат известен, но ме­ханизм зависимости результата от принимаемых решений в об­ласти управления запасами непонятен.

Расчеты величин К и М выполняют на основе составления смет расходов за анализируемый период на создание и хране­ние запасов. Названные категории расходов включают в себя множество видов прямых и косвенных затрат. Для поиска опти­мального размера заказа следует принять во внимание лишь те статьи, затраты по которым за анализируемый период меняют­ся в зависимости от размера заказа, т. е. статьи, чувствитель­ные к размеру заказа. Те статьи, затраты по которым за период не меняются при изменении размера заказа, из расчета удель­ных затрат следует исключить, так как расходы за период по таким статьям носят постоянный характер и не влияют на ре­шения по размеру заказа.

Таким образом, в сметы включают не все виды затрат, а лишь те, величина которых в течение периода меняется в за­висимости от размера заказываемой партии.

Возможность игнорирования значительного числа статей расходов при решении оптимизационных задач в области управления запасами создает реальную возможность решения этих задач в условиях реальной хозяйственной практики.

Рассмотрим порядок расчета удельных затрат на создание и хранение запасов.

1. Расчет удельных затрат на создание запасов, т. е. за­трат, которые предприятие несет от момента принятия реше­ния о размещении заказа поставщику до момента прихода по­ступившего товара.

Расходы в расчете на один заказ (величина К) определяюют делением расходов прошлого периода, связанных с созданием запасов на предприятии, на число размещенных и полученные за этот период заказов.

Смета расходов на создание запасов может включать сле­дующие виды затрат:

к 1 — затраты, связанные с оформлением договора поставки, т. е. расходы на возможные командировки, представительские расходы на проведение пере-говоров, расходы, связанные с необхо­димостью осуществления контроля за процессом поставок, и т.п.

к 2 — затраты на охрану груза в процессе доставки;

к 3 — затраты на страхование;

к 4 — затраты на транспортирование;

к 5 — прочие расходы, связанные с размещением и испол­нением заказа, величина которых за период меняется в зави­симости от количества размещенных и выполненных за пери­од заказов.

Следует иметь в виду, что затраты к 2, к 3, и к 4 включаются в состав транспортно-заготовительных расходов лишь в той сте­пени, в какой это предусмотрено условиями франкировки груза[52].

Расходы в расчете на один заказ определяют по формуле

где ki − затраты за период по статьям, чувствительным к из­менению размера заказа;

L — количество заказов, размещенных и выполненных за анализируемый период.

Учитываться долж­ны лишь те виды затрат, величина которых за период меняется в зависимости от размера заказа. Ниже приводится пример, иллюстрирующий целесообразность либо нецелесообразность включения транспортных расходов за период в расчет удель­ных затрат на создание запасов.

Рассмотрим два варианта размещения и выполнения заказа.

Вариант 1.

Предприятие оптовой торговли, находящееся в Москве, за­купает у предприятия-изготовителя, находящегося в Ярослав­ле, один вид товара (вид А). Квартальный план продаж этого из­делия для оптовика составляет 9 т. Размер изделия таков, что все 9 т можно загрузить в один автомобиль и привезти за один раз. Транспортный тариф составляет 5000 руб. Соответственно, квартальные транспортные затраты оптовика по данному виду наделил составят 5000 руб.

Можно поступить иначе: заказывать и привозить товар каждый день, т. е. 90 раз в квартал, ежедневно посылая из Москвы в Ярославль тот же автомобиль. Доставлять при этом автомобиле будет по 100 кг (автомобиль практически пустой), однако стоит каждая доставка также будет 5000 рублей. Транспортные рас­ходы оптовика возрастут соответственно в 90 раз.

Как видим, квартальные транспортные затраты (затраты за период) при такой системе доставки меняются пропорционально из­менению размера заказа. Следовательно, транспортные затраты следует включить в расчет удельных затрат на создание запаси.

Вариант 2.

Предприятие оптовой торговли, находящееся в Москве, за­купает у предприятия-изготовителя, находящегося в Ярославле, помимо товара вида А широкую номенклатуру товаров. Общий объем закупок — 900 т в квартал. Автомобиль из Ярославля в Мо­скву ежедневно перевозит по 10 т. Партию товара вида А можно перевезти одним рейсом, а можно возить каждый день. Общие затраты на транспортировку данной позиции за квартал не будут существенно отличаться от 5000 руб., так как транспортировка за­каза в 100 кг будет обходиться гораздо дешевле (примерно в 50 руб.), поскольку автомобиль будет дозагружен до 10 т другими товарами, на которые и придется основная часть транспортного тарифа.

Как видим в данном случае транспортные затраты за квар­тал не зависят от размера заказа. Следовательно, транспорт­ные затраты следует исключить из расчета удельных затрат на создание запаса.

2. Расчет удельных затрат на хранение запасов (величина М), т.е. определение доли, которую составляют годовые затра­ты по хранению в стоимости среднего запаса за тот же период (доли от стоимости единицы товара, которую составляет стоимость его хранения в течение года).

Удельные затраты на хранение запасов рассчитываются на основе оценки затрат за период по ряду статей, затраты по которым чувствительны к изменению размера заказа. К таким статьям могут быть отнесены следующие:

· проценты за кредит, необходимый для оплаты стоимости запасов;

• риски, связанные с содержанием запасов;

• затраты на эксплуатацию складов, в которых хранятся запасы.

Прямая пропорциональная зависимость между размером зaпaca и годовыми затратами по первым двум статьям очевидна.

Годовые эксплуатационные затраты (затраты на содержа­ние складов и оплату труда персонала) носят постоянный ха­рактер и на первый взгляд не зависят от размера заказа. Это не совсем так. Складские ресурсы, как правило, избыточными не бывают, и создаются в соответствии с размерами предназначен­ных для хранения запасов. Следовательно прямая связь меж­ду затратами на содержание склада и запасами имеется. Косвенным свидетельством тому является учет складского ресур­са при принятии решений по размеру заказа по одной из пози­ций многономенклатурного склада.

Однако в том случае, когда ресурсы склада настолько вели­ки, что при управлении запасами они перестают быть ограничивающим параметром, затраты на их содержание могут не учи­тываться при принятии решений по размерам запасов.

Остановимся на краткой характеристике отдельных статей расходов, связанных с хранением запасов.

Проценты за кредит (m 1, руб./год), необходимый для оплаты стоимости запасов, определяют по формуле

где Зср — размер среднего запаса на складе в денежном выра­жении, руб.;

λ − годовая процентная ставка за кредит, %/год.

Риски содержания запасов (т2, руб/год) — последствия различных страховых случаев и оценка стоимости риска в денежной форме). Оценка стоимости риска в денежной форме производится:

• через расходы на страхование;

• через тарифы и ставки страховых премий.

Затраты на эксплуатацию складов, в которых хранятся запасы, также измеряются в и могут включать в себя сле­дующие статьи:

• т2 — заработная плата персонала, связанного с содержа­нием запасов;

m 3 — амортизация зданий и оборудования, используемых для хранения запасов;

m 4 — административные расходы и коммунальные услуги;

m 5 — прочие текущие расходы, связанные с содержани­ем запасов и изменяющиеся при изменении величины средне­го запаса.

Величина М, т. е. доля, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период, определяется по формуле




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.