Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий политический процесс в современной России

 

На политическом поле современной России развивается мно­жество политических процессов. Конечно, наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, привед­шее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.

Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, ко­торый избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключа­лась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах. Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы правления в СССР заключалась в ру­ководящей роли Коммунистической партии. Все важнейшие ре­шения в стране принимались ее высшим руководством. Таким образом, форма правления в СССР была советским типом госу­дарственности, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего реальное разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, контроль об­щества за органами власти верховенство закона над властью.

Современный политический процесс в России высокими тем­пами перевел в новое состояние ее политическую систему. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Нач­нем с формы правления Современная Россия, как это подчер­кивается в Конституции страны (статья I), является республи­кой. Однако нынешняя республиканская форма весьма суще­ственно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политическим процесс в стране наполнил ее адекват­ным ей содержанием. Республиканская форма правления в со­временной России обрела сущностные характеристики разде­ление властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.

Вместе с тем российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности государство стре­мится остаться в роли главного распределителя средств, продол­жать контролировать различные стороны жизни общества, со­храняется в определенной мере номенклатурный принцип под­бора руководящих кадров. Таким образом, нет основании говорить о том, что для России характерна совершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным критериям

То же самое можно сказать о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, раз­виваясь, породил много сложностей Современное федеративное устройство Российского государства — одна из них. В России среди субъектов Федерации сейчас есть как национально-государственные образования (в их числе республики, автоном­ные области, автономные округа), так и административно-тер­риториальные единицы (края, области, города) Всего их — 89. Это больше, чем в какой либо другой стране. Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочии между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми. Уже заключено несколько десятков двусторонних соглашений между Центром и субъектами Федерации, которые закрепляют их компетенции.

Развитие общего политического процесса в России в части смены формы политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий полити­ческий процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие общего по­литического процесса в современной России привело к созда­нию переходного типа государства, устремленного к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализа­ция. Ее суть заключается в том, что усилия государства направ­лены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ори­ентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это пред­полагает равноправие всех форм собственности, совершенство­вание проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей эконо­мической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны.

Успешное дальнейшее развитие общего политического про­цесса России призвано обеспечить:

• повышение уровня политического руководства российским обществом;

• достижение устойчивости общественных отношений;

• интенсификацию деятельности по созданию правового и социального государства;

• новые взаимоотношения государства с гражданским об­ществом;

• совершенствование федеративного устройства Российско­го государства;

• эффективные мероприятия по формированию среднего класса;

• дальнейшие демократические преобразования в экономи­ческой сфере;

• развитие политического плюрализма;

• проведение эффективной социальной политики;

• создание и реализацию четкой геополитической програм­мы развития страны, соблюдения ее национальных инте­ресов.

8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов

 

Как уже было отмечено, научные исследования политичес­ких процессов сопровождаются многочисленными дискуссиями. Остановимся на двух проблемах.

1. Проблема определения категории «политический процесс ». Здесь наиболее распространены три точки зрения. Во-первых, под политическим процессом понимается все, что происходит в политике. Во-вторых, данное понятие отождествляется с кате­горией «политика». В-третьих, понятие «политический процесс» трактуется как смена состояний политической системы обще­ства.

2. Проблема типологизации политических процессов. Главный объект дискуссий — общий политический процесс. Например, американский политолог Л. Пай, сравнивая общие политичес­кие процессы разных стран, выделяет два их типа — западные и незападные политические процессы. В своей работе «Незапад­ный политический процесс» Л. Пай назвал основные черты от­личия политических процессов незападного типа от западных.

1. В незападных странах политические процессы развиваются в условиях, когда сфера политики практически не отделена от других общественных сфер.

2. В данных странах оппозиционные партии и контрэлиты нередко выступают в форме революционных сил.

3. Весьма существенные различия в политических ориентациях поколений оказывают в незападных странах большое влия­ние на ход политического процесса.

4. Велико влияние на политическийпроцесс политическихлидеров харизматического типа.

5. На политический процесс в незападных странах воздей­ствует тот факт, что в системе политической власти, как прави­ло, нет единства в определении стратегии и тактики развития государства.

Всего Л. Пай назвал около двух десятков таких отличий. Второй тип классификации политических процессов основан на их дифференциации на горизонтальные и вертикальные. Пер­вые в своей основе имеют признание формального равенства главных участников и их относительной автономности. Все уча­стники политического процесса «играют» по общим правилам, полагаясь на единые юридические нормы. Такой тип политичес­ких процессов возможен в демократических политических ре­жимах с адекватным типом политической культуры.

Вертикально организованный политический процесс отличается тем, что лидер страны всемерно стремится формировать и под­держивать свой авторитет. Это достигается различными мерами приобщения народа к ценностям, которые предполагают ува­жение закона и послушание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология частных политических процессов | Цивільно-правові договори: поняття і види
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.