КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Институциональные ловушки как издержки институциональной динамики
Понятие институциональной ловушки. Давно ведутся дискуссии о соотношении ожидаемого и непредсказуемого в последствиях принимаемых людьми решений. Особый интерес к исследованию неожиданных результатов действия проявляли такие представители либеральной мысли, как Ф. Хайек и К. Поппер, причем последний специально увязывал неожиданные результаты с осознанными решениями. Суть институциональных ловушек заключается в следующем. Изменения какого-либо института вне связи с трансформацией правил по другим интитутам создают тупиковую ситуацию для решения стоящих перед экономикой задач. Явление, получившее название «институциональная ловушка», вызвано к жизни отсутствием необходимой согласованности макроэкономических регуляторов. В описании и развитии понятия институциональной ловушки исключительно велика роль академика В.М. Полтеровича. В ряде своих работ и, прежде всего, в работе 1998 г. «Институциональные ловушки и экономические реформы» им подробно исследованы эти интересные явления переходной экономики. Существование институциональных ловушек во многом определило специфику рыночной трансформации российской экономики. В последующие годы основные идеи Полтеровича были конкретизированыи развиты в работах экономистов-исследователей - А. Амосова, В. Андреффа, Е. Балацкого, А. Дынкина, Р. Капелюшникова, Р. Нуреева, Л. Олейника, В.Римского, А. Яковлева. Нацеленные на лучшие либеральные цели реформы дали настолько противоречивые результаты, что это превратило теоретический парадокс в совершенно реальную проблему. Отмена планирования привела не к увеличению производства, а к его глубокому спаду; уничтожение системы всеобъемлющего контроля над населением обусловило не становление свободного гражданского общества, а рост преступного и девиантного поведения; отказ от монополии на внешнюю торговлю обернулся стихийным вывозом капитала и природных ресурсов. Причин трансформационного спада множество и можно выделить три обобщенных фактора: 1. Отвлечение ресурсов из традиционных сфер инвестирования на создание новых институтов. Демонтаж старого хозяйственного механизма, приватизация предприятий, создание новой банковской системы, переход на новые методы ценообразования и налогообложения - все это связано с отвлечением ресурсов от традиционных сфер инвестирования. Вложения в реформы сопряжены с гораздо большим риском, чем обычные инвестиции; этот риск должен быть учтен при априорной оценке издержек институциональной трансформации; 2. Издержки дезорганизации. Различают два ее аспекта. Прежде всего, в ходе реформ разрушение старой системы происходит еще до того, как проявится эффективность новой. Экономические агенты спешат занять новые ниши, обосноваться в зарождающемся частном секторе раньше других в предвидении будущих доходов, однако лишь часть из них реализует свои ожидания; в результате общество несет потери. Более важен второй аспект, а именно: несогласованность действий различных агентов, включая государство, в процессе движения к равновесию. Этот динамический аспект существенно недооценивался реформаторами и до сих пор недостаточно изучен. Неявно предполагалось, что после отпуска цен они установятся на равновесных значениях за достаточно короткое время, так что потерями от неравновесия в переходном процессе можно пренебречь. Оказалось, однако, что время переходного режима исчисляется годами. Цены отпущены, но не равновесны и подвержены резким колебаниям. В процессе поиска равновесия происходит интенсивная структурная перестройка. Спрос на товары и уровень их производства меняются столь быстро, что экономические агенты не успевают эффективно маневрировать ресурсами. Часть мощностей простаивает из-за отсутствия сырья или спроса на производимую продукцию, а часть произведенных товаров не находит сбыта и теряется. 3) Издержки перераспределения переходной ренты. Любое ограничение свободного перетока ресурсов или уровня цен эквивалентно некоторой привилегии и порождает дополнительный рентный доход. Важнейшими источниками такого дохода в экономиках являются различия между оптовыми и розничными, а также между внутренними и мировыми ценами. Основная часть ренты в советское время шла государству. В переходном режиме частные фирмы получают рентные доходы, от которых отказалось государство. Хотя эти доходы исчезают со временем, они могут быть столь велики в начальный период, что приводят к фантастически быстрому обогащению тех, кто оказался «в нужное время в нужном месте». Масса потребителей нищает. Активизируется борьба за ренту, приводящая к скачку непроизводительных расходов, а значит, и трансформационных издержек. Резкая дифференциация доходов, «легкие» деньги стимулируют рост коррупции и создание криминальных структур.
В своих работах Полтерович развивает понятийный аппарат для объяснения того, почему в процессе реформ (направленных на повышение эффективности экономической системы) появляются устойчивые неэффективные институты (нормы поведения). Неэффективную устойчивую норму (неэффективный институт) будем называть институциональной ловушкой (в англоязычной литературе используются термины (traps или lock-in, которые иногда переводят как «блокировка»). Как и в случае любой нормы, устойчивость институциональной ловушки означает, что при малых возмущениях система остается в этой ловушке, возможно, лишь слегка меняя свои параметры, и возвращается в прежнее состояние, как только источник возмущения устранен. Для описания институциональных ловушек выделяют три большие группы нормообразующих факторов: фундаментальные, организационные и социетальные. Для описания закрепления норм рассматриваются эффект координации, эффект сопряжения и культурной инерции. Именно наивная вера в спонтанное формирование эффективных рыночных институтов, гипертрофия макроэкономической политики в ущерб институциональной, легкомысленное заимствование институтов из чужой культурной среды послужили источником крупных ошибок при реформировании централизованных экономик. Основной путь выхода из институциональных ловушек - создание эффективных институтов. Опыт других стран (например, Японии, Южной Кореи, КНР) показывает: институциональные трансформации приводят к успеху тогда, когда найдено сочетание элементов рынка и государственного регулирования, в большей степени соответствующего традициям и сложившимся хозяйственным условиям страны, когда имеется «институциональная почва» как готовность общества к широкому одобрению и применению новых институтов. Таким образом, институциональные ловушки появились в результате некритического восприятия опыта западных стран.
В связи с многочисленностью и разнообразием видов институциональных ловушек и их крайне негативной ролью в переходных экономиках существует необходимость в комплексном инструменте их изучения и классификации. Систематизация институциональных ловушек представлена в классификатор (табл. 5).
Таблица 5. Классификатор институциональных ловушек
Из классификатора следует, что институциональные ловушки действуют на разномасштабные объекты. Для их комплексного изучения предлагается использовать матрицу исследования институциональных ловушек. На разных уровнях институциональные ловушки рассматриваются в разрезе факторов, влияющих на нормы в обществе (фундаментальных, организационных и социетальных). Рассмотрим матрицу на примере анализа коррупции (тал.6.). Коррупция общий термин, обозначающий использование своего положения в обществе в личных целях. Более узко под коррупцией следует понимать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечение выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях. Коррупция является проблемой любого государства. Однако лишь в 70-х годах XX века было осознано, что коррупция - это экономическая проблема. К настоящему времени по теории коррупции написано множество книг и статей, построены разнообразные модели коррупционного поведения. Экономические потери от коррупции огромны. По подсчетам ученых Гарвардского университета, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг на 5-15%. Потери от коррупции в сфере государственных заказов и закупок составляют до 30% всех бюджетных затрат по этим статьям. Коррупция тесно переплетается с теневой экономикой. Таблица 6. Матрица исследования коррупционной институциональной ловушки.
Далее. В рамках развития концепции трансакционных издержек сформулируем следующую (принципиально важную) мысль: в период институциональной трансформации содержание изменения институциональных ловушек является основным источником динамики трансакционных издержек. Для обоснования этого тезиса изобразим графически процесс импорта институтов (рис.1). 1993 1998 2006
Рис 1. Схема импорта институтов и структура трансакционных издержек
Как известно, за основу институционального строительства в России в начале 1990-х годов правительством монетаристов был выбран импорт институтов из высокоразвитых стран. Предполагалось, что за несколько лет произойдет адаптация этих институтов в обществе и. соответственно, за краткий исторический период будет построена высокоразвитая рыночная экономика. Этот гипотетический план отражен на рисунке линией АБ - траектория движения общества от точки А (состояние слаборазвитых рынков, на которых величина трансакционных издержек составляет около 15%), до точки Б (состояние высокоразвитых рынков, где величина трансакционных издержек достигает 3%). Однако игнорирование особенностей институциональной среды привело к конфликту импортируемых и действующих институтов. Возникли многочисленные дополнительные издержки институциональной трансформации (институциональные ловушки). Начался их интенсивный рост трансакционных издержек (кривая АВГ).
Задача выхода из институциональной ловушки заведомо нетривиальная, поскольку система находится в равновесии или движется по равновесной траектории, а значит, экономическим агентам невыгодно менять свои стратегии в рамках тех средств, которыми они располагают. Равновесие, сложившееся в системе, не является Парето-эффективным, иными словами, невозможно одновременно улучшить ситуацию для всех экономических агентов. Однако для этого требуются их скоординированные действия. Никто не в состоянии улучшить ситуацию, действуя в пределах сложившейся институциональной системы, каждый предпочитает оставаться в «плохом» равновесии - в институциональной ловушке. Для выхода из нее необходимо изменить действующие институты путем спонтанной эволюции или целенаправленного государственного вмешательства.
Вопросам выхода из той или иной институциональной ловушки (как бороться с коррупцией, с неплатежами, с теневой экономикой и т. п.) посвящена обширнейшая литература. Но подавляющее большинство предложений дают лишь временный эффект. Наиболее системное рассмотрение и сопоставление упомянутых выше и ряда других инструментов и институтов, которые могут способствовать разрушению или, по крайней мере, ослаблению механизмов, поддерживающих институциональные ловушки, провел В.М. Полтерович. По его мнению, институциональные ловушки чаще всего оказываются устойчивыми лишь в среднесрочных периодах, и экономические системы постепенно вырабатывают механизмы, способствующие выходу из неэффективных равновесий. В общем случае агенты предпочтут переход к эффективной норме, если сумма соответствующих ей приведенных трансакционных издержек и издержек институциональной трансформации окажется меньше приведенных трансакционных издержек функционирования в рамках действующей неэффективной нормы. Следовательно, чтобы выйти из ловушки, необходимо решить хотя бы одну из трех задач: увеличить трансакционные издержки действующей неэффективной нормы; уменьшить трансакционные издержки альтернативной эффективной нормы; снизить трансформационные издержки перехода к альтернативной норме. Для этого следует соответствующим образом воздействовать на механизмы координации, сопряжения и культурной инерции. В.М. Полтерович намечает пути выхода из институциональных ловушек, указывает, что эффекты координации, обучения и сопряжения уменьшают трансакционные издержки действующей нормы и увеличивают издержки ее трансформации. Требуется масштабно изменить фундаментальные или организационные факторы, например: радикально ужесточить наказание за отклонение от общественно эффективной нормы. Есть все основания предположить, что с течением времени в экономической системе спонтанно сформируются механизмы, способствующие выходу из институциональной ловушки. Если рыночная инфраструктура не совершенна и, соответственно, издержки рыночных трансакций велики, то неизбежен спонтанный процесс укрупнения фирм. Укрупнение корпораций частично снимает проблему бартера и неплатежей, облегчает сбор налогов, препятствует г правда, за счет усиления монопольной власти. Другой принцип постепенного выхода из институциональной ловушки рассматривается в работах, посвященных коррупции: большое значение имеет поведение агента – оно формирует его репутацию и тем самым оказывает кумулятивный эффект на его возможности в будущем; Вследствие эффекта сопряжения издержки выхода из институциональной ловушки могут стать столь большими, что переключение окажется невыгодным. Единожды выбрав неэффективную траекторию система будет вынуждена продолжать двигаться по ней, пока не разовьется кризис. Эволюцию плановых экономик можно рассматривать как пример такого развития. Неспособность правительств найти «мягкий», управляемый выход из институциональных ловушек является, видимо, одной из основных причин возникновения системных кризисов, наблюдаемых сейчас в ряде развивающихся и переходных экономик. Теория институциональных ловушек, будучи нейтральной по отношению к идеологическим спорам, демонстрирует ошибочность радикальных позиций либерального толка. Как показывают многочисленные примеры, именно радикальные решения чаще всего способствуют возникновению институциональных ловушек. Одна из главных опасностей для реформы - превращение переходных норм в постоянно действующие и неэффективные в долгосрочной перспективе. Протекционистская политика, необходимая на определенном этапе, может породить неэффективную неконкурентоспособную структуру, поддерживаемую соответствующим лобби. Другой важный универсальный принцип - поддержание разнообразия институциональных форм. Мы не всегда понимаем, какую именно роль играет тот или иной институт в поддержании институционального равновесия, и далеко не всегда умеем прогнозировать эффективность той или иной нормы в долгосрочной перспективе. Отнюдь не любой институт, эффективный в одной культурной среде, способен эффективно функционировать в другой. Необходимо учитывать культурную инерцию и вероятность возникновения институционального конфликта Внедрение любой новой конструкции, в том числе институциональной, требует времени на наладку и адаптацию. Для институциональных инноваций, затрагивающих интересы миллионов людей, особенно важно иметь проект переходного режима, включая, возможно, создание промежуточных институтов. Одна из важных задач начального этапа реформ - изъятие переходной ренты в пользу государства, с тем чтобы не допустить неоправданной дифференциации доходов и криминализации общества.
Библиографический список 1. Андрианов, В. Эволюция основных концепций регулирования экономики (от теории меркантилизма до теории функциональных экономических систем) / В. Андрианов // Общество и экономика. 2005. № 4. 2. Амосов, А. Макроэкономическая политика и институциональные «ловушки» / А. Амосов // Экономист. 2002. № 2. 3. Андрефф, В. Российская приватизация: подходы и последствия / В. Андрефф // Вопр. экономики. 2004. № 6. 4. Валевич, Ю. Институциональное равновесие / Ю. Валевич // ЭКОВЕСТ. 2002. № 2. 5. Дрейзен, А. Почему откладываются реформы. Теоретический анализ / А. Дрейзен // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31. Вып. 3. 6. Ивкин, И. В. Научные записки НГАЭиУ / И. В. Ивкин. Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. Вып. 2. 7. Кирдина, С. Г. Об институциональных матрицах: макросоциологическая объяснительная гипотеза /С. Г. Кирдина // СоцИс. 2001. № 2. 8. Клейнер, Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. М.: ЦЭМИ РАН, 2004. 9. Макаров, В. Л. Бартер переходного периода: особенности и тенденции / В. Л. Макаров, Г. Б. Клейнер // Экономика и математическиеметоды. 1997. Т. 33. №2. 10. Макаров, В. Л. Развитие бартерных отношений в России. Институциональный этап: препринт / В. Л. Макаров, Г. Б. Клейнер; ЦЭМИ. М., 1999. 11. Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д Норт // ТНЕSIS. 1993. Т. 1. Вып. 2. 12. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М., 1997. 13. Попов, Е. В. Институциональные ловушки Полтеровича и трансакционные издержки / Е. В. Попов, В. В. Лесных. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2006. 14. Олейник, А. Институциональные ловушки постприватизационого периода в России / А. Олейник // Вопр. экономики. 2004. № 6. 15. Олейник, А. В поисках институциональной теории переходного общества / А. Олейник // Вопр. экономики. 1997. № 10. 16. Олейник, А. Институциональная экономика / А. Олейник. М., 2000. 17. Полтерович, В. М Институциональные ловушки и экономические реформы //Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2. С. 3-20. 18. Полтерович, В. М. Трансплантация экономических институтов / В. М. Полтерович // Экономическая наука современной России. 2001. №3. 19. Полтерович, В. М. Институциональные ловушки: есть ли выход? / В. М. Полтерович // Общественные науки и современность. 2004. № 3. 20. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма. Формы, рынки и «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. СПб.,1996. Гл. 7-8. 21. Хайек, Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф. А. Хайек М., 1992. 22. Чешков, М. А. Глобальный контекст постсоветской России / М. А. Чешков. М, 1999. 23. Трансформация экономических институтов в постсоветской России / Р. М. Нуреев и др. М., 2000. 24. Эрроу, К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов / К. Эрроу // ТНЕSIS. 1993. Т. 1. Вып. 2
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |