Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные школы в западной социологии




ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ХХ ВЕКА

ЛЕКЦИЯ 2

План

 

1. Основные научные школы в западной социологии.

2. Макросоциологические теории в западной социологии.

3. Микросоциологические концепции.

 

В ХIХ в. в центре социологической мысли находилась Западная Европа, с 1920-х гг. – США. Концепция американской социологии представляет собой социологический плюрализм. Упор был сделан на конкретные, прикладные исследования. Однако рассматривались и глобальные проблемы, которые мы и рассмотрим в начале лекции.

Первой академической школой в США была Чикагская школа, которая занимала доминирующее положение в социологии в 1915 – 1935 гг. Она сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета, возглавлявшегося Албионом Вудбери Смоллом (1854-1926) с 1892 г. Подготовительный период Чикагской школы был связан с деятельностью так называемой «большой четверки» – А.В. Смолла, Д. Винсента, Ч. Хендерсона, У.А. Томаса. В 1892 г. началось издание первого в стране социологического журнала «Американский журнал социологии» («American Journal of Sociology»). В 1905 г. Смолл стал одним из организаторов Американского социологического общества и был много лет его председателем. Областью его научного интереса была концепция социального процесса. Базой социального процесса, по мнению Смолла, является деятельность группы, которая основывается на элементарных человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение, познание, красоту и справедливость. Неизбежность конфликта этих интересов способствует динамике процесса. Социология должна давать практические рекомендации в форме «социальной технологии», способствовать совершенствованию социальных институтов.

Заслугой Смолла как декана факультета и главного редактора журнала было установление тесных связей с городским правлением Чикаго и его административными службами. Социологи убедили руководство города, что решение острейших проблем Чикаго невозможно без социологического анализа, без учета альтернативных решений, без проработки последствий этих решений. Поэтому социологи изучали жизнь этнических групп эмигрантов в США (японцев, чехов, итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев, финской общины в Мичигане); положение чернокожих американцев и отношение к ним; девиантное и маргинальное поведение, исследовавшееся на примере суда для несовершеннолетних, тюрем, бродяжничества, психических заболеваний, религиозных сект; социологию семьи, молодежи и пола. Еще одно направление исследований Чикагской школы – формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях урбанизации. Активно исследовались СМИ, коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио. Кроме того, Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма как свою основную социально-философскую концепцию.

Деятельность Чикагской школы можно разделить на три периода. Первый продолжался с основания школы до Первой мировой войны. К нему относились А.В. Смолл, Д. Винсент, Ч. Хендерсон, У.А. Томас, Ф.В. Знанецкий и др.

Широкую известность приобрела пятитомная работа первого периода Чикагской школы – «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920), авторами которой были У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий. Уильям Айзек Томас (1863-1947) сформулировал свою концепцию социальной ситуации. Данная ситуация состоит из объективных условий, заложенных в существующих социальных теориях и установках, установок индивида и группы, определения ситуации индивидом. В «Польском крестьянине» Томас исследовал систему социальных установок и показал, что конфликты возникают, когда социальные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями. Он выделил несколько типов побудительных желаний человека: необходимость нового опыта, обеспечение безопасности, стремление к стабильности, потребность в признании себя со стороны окружения и жажда господства. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах и законах, определение же ситуации на индивидуальном уровне – о приспособленности, конформности индивида. В связи с этим У.А. Томас и Ф.В. Знанецкий рассмотрели типологию личностей с точки зрения их социальной адаптации. Они выделили мещанский тип (отличается традиционностью установок), богемный (нестойкие и несвязные установки, но общая степень адаптации высокая), творческий (легкомысленный, но играет самую важную роль в социальном прогрессе, поскольку способен на инновации и изобретения, на лучшее «определение ситуации»).

Флориан Витольд Знанецкий (1882-1958) считал предметом социологии социальные системы. Он выделил следующие – социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы. Знанецкий считал для социолога необходимым учитывать «человеческий коэффициент», подразумевая под этим требование принимать во внимание точки зрения индивидов, участвующих в социальной ситуации. В более широком плане этот принцип понимается как рассмотрение социальных явлений в качестве результата сознательной деятельности людей. По мнению Знанецкого, основой для теоретических выводов могут служить только эмпирические данные, в особенности те, которые позволяют учитывать человеческий коэффициент. В «Польском крестьянине» совместно с Томасом Знанецкий применил биографический метод. Он заключается в сборе и обобщении материалов, отражающих участие человека в социальных событиях и отношение к ним. Были проанализированы переписка между семьями, уехавшими в США и оставшимися в Польше, автобиографии эмигрантов, дневники, воспоминания. Они обеспечивали учет субъективной точки зрения обследуемых.

Второе поколение Чикагской школы сформировалось между Первой мировой войной и серединой 1930-х гг. Лидерами в это время были Р. Парк и Э. Берджесс. Основными проблемами стали процессы урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность приобрела книга Р. Парка и Э. Берджесса «Введение в науку социологии».

Роберт Эзра Парк (1864-1944) считается идейным вдохновителем Чикагской школы. В Чикагский университет пришел только в 1913 г., с 1925 г. являлся президентом Американского социологического общества. Широко известны его работы «Иммигрантская пресса и ее контроль», «Город». Социология, по мнению Парка, должна изучать образцы социального поведения, формирующиеся в результате развития общества. Последнее предстает как организм и «глубоко биологический феномен». В основе его социального развития лежит биотический уровень, а более высоким стал социальный (культурный). Движущей силой развития общества является конкуренция, которая по мере перехода от первого ко второму уровню принимает разные формы: от борьбы за выживание через конфликт и адаптацию к ассимиляции. Социальная эволюция проходит 4 стадии и любой социальный организм имеет четыре соответствующих порядка: экологический (пространственное, физическое взаимодействие), экономический, политический и культурный. По мере продвижение к культурному порядку усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия, и наоборот, общество достигает «соревновательной кооперации и согласия». Поэтому общество рассматривается как взаимодействие. Социализация индивидов («социальных атомов») становится основой деления общества на биотическую основу и социальную надстройку. На макроуровне общества биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, на микроуровне – в способности человека к передвижению, в пространственном взаимодействии, в миграции. Надстройка общества, по Р. Парку, – экономический, политический и культурный порядок – представляет собой «организацию контроля» индивида через экономические законы, право, нравы, обычаи. Поэтому общество есть, прежде всего, контроль и согласие. Социальные же изменения связаны с изменением моральных норм, индивидуальных установок, сознания. Эти изменения начинаются на биотическом уровне как пространственная, а затем социальная мобильность. Социальные перемещения, изменения социоэкономического статуса являются предметом изучения теории социальной дистанции Парка. Он сформулировал понятие маргинальной личности как индивида, находящегося на стыке социальных групп, либо на периферии общества. Социальная экология Р. Парка стала теоретическим обоснованием прикладных исследований по изучению локальных сообществ в Чикаго. Содержание теории Парка изложено в работах «Социальная экология», «Человеческая природа и коллективное поведение», «Социология и современное общество».

Вместе с Парком теорию социальной экологии развивал Эрнст Берджесс (1886-1966). С 1934 г. он являлся президентом Американского социологического общества. Основными его интересами были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины.

Понятие социологии города связано с Берджессом и Парком. Город рассматривался ими как естественная социологическая лаборатория, в которой можно изучать человеческую природу и содержание общественной жизни. Городская общность предстала как сложная мозаика различных социальных групп, каждая из которых имела определенную территориальную зону. Пространственно город представлял собой совокупность концентрических зон, каждая из которых принадлежит к особой социальной группе. Изменение в соотношении сил между группами приводит к переделу городской территории. Методами исследования были сбор статистической информации, картографирование, интервью и включенное наблюдение. На основе разработанной Э. Берджессом «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923-1924) было выделено 75 естественных зон и более 3000 локальных сообществ, которые затем и исследовались. Гипотеза проверялась, в частности, по материалам переписи населения. На основе переписей 1930 и 1934 гг. социолог разработал классификацию районов Чикаго, которая сохраняет свое значение до сего дня. В середине 1930-х гг. Э. Берджесс покинул Чикагский университет, а школа потеряла монополию на определение путей развития социологии в США.

Третье поколение Чикагской школы (середина 1930-х – начало 1950-х гг.) связано с деятельность Уильяма Огборна (1886-1959). Он был деканом социологического факультета с 1937 по 1951 г., в 1929 г. избирался президентом Американского социологического общества. Основной его работой стала книга «Социальные изменения» (1922). Главной заслугой Огборна стало выведение социологии с местного на общенациональный уровень, ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам научные исследования. У. Огборн занимался теорией социальных изменений. Он считал, что материальная культура изменяется быстрее, чем нематериальная (адаптивная) культура. Причинами этого являются небольшое количество изобретений в области адаптивной культуры и препятствия со стороны группы адаптивным изменениям. В целом эта теория положила начало формированию концепции технологического детерминизма.

Третье поколение представлено также Эвереттом Хьюзом, Самуэлом Стауффером, Луисом Виртом (1897-1952). Известность ему принесла работа «Гетто», посвященная судьбам еврейских эмигрантов. Он продолжил разработку социологии города, выдвинув в конце 1930-х гг. понятие городского образа жизни. Оно формируется под влиянием специфики городского поселения: большая численность и высокая концентрация населения, социальная неоднородность. Городской образ жизни противопоставлялся традиционному, общинному. Общение горожан, по мнению Л. Вирта, носит поверхностный, формальный, анонимный характер. Личные связи (семейные, соседские, дружеские) распадаются, социальная сплоченность и социальные контроль ослабляются. Такая ситуация приводит к социальной дезорганизации, с одной стороны, и к сегментации личности, с другой. Человек не может проявить себя как многогранная индивидуальность в общении с другими, не может воспринимать других людей в этом качестве. Однако дальнейшие исследования в этой области не подтвердили правильность выводов Вирта.

Четвертое поколение исследователей Чикагской школы работали во второй половине ХХ в. Его лидерами являются Герберт Блумер и Моррис Яновиц.

Чикагская школа действует до сих пор. Итак, в результате Чикагская школа сформировала интегративную программу проведения исследований, которая стала важным этапом в становлении социологии как науки.

Франкфуртская школа – это одно из наиболее влиятельных и известных движений в неомарксизме. Она оформилась в 1930-е гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1931 г. этим институтом руководил Макс Хоркхаймер (1895 – 1973). Он организовал издание «Журнала социальных исследований». После установления нацистского режима большинство ученых эмигрировали. Центр Франкфуртской школы располагался сначала в Женеве, затем в Париже, а с 1939 г. в США при Колумбийском университете. После окончания Второй мировой войны институт вернулся в ФРГ, во Франкфурт-на-Майне. Главными теоретиками школы были М. Хоркхаймер, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас. Влияние школы возрастало с 1940-х до начала 1970-х гг. Как структурное подразделение школа была расформирована в 1969 г.

Ученые Франкфуртской школы назвали свой метод «имманентной критикой» («критическая теория общества»), занимались разработкой проблематики отчуждения и рациональности («рационализации»), восходящей к М. Веберу, но получившей оригинальную трактовку. Ученые изучали период «позднего капитализма», который характеризуется «фашизацией», вне зависимости от того, существует ли в стране фашистский режим или нет.

М. Хоркхаймер, который совместно с Т. Адорно написал «Диалектику просвещения» (1947), отмечает, что западноевропейский буржуазный разум стал «сумасшедшим». Произошло это на почве изначального противопоставления его природе как воли к власти. Буржуазный разум подавлял все «природное» в самом человеке и вне его, культура западного мира была основана на господстве человека над природой. Такое положение неизбежно приводит к авторитаризму в отношениях и между людьми. Авторитаризм в культуре в конечном итоге служит, с одной стороны, появлению новых форм эксплуатации и подавления человека, к пассивному подчинению индивида власти. С другой стороны, определенная часть индивидов стремиться к господству над другими любой ценой. Эволюция человечества предстает как история «неудавшейся цивилизации». История Запада – это патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной свободы в «фашизоидном капитализме» и откровенном фашизме. Основными задачами «критической теории» Хоркхаймер видел «теоретическую рефлексию» социальной обусловленности предпосылок этой теории, радикальную критику всяких проявлений угнетательского, бесчеловечного «позднекапиталистического общества», обращая внимание и на социально-экономическую, и на культурную сферу, особенно в массовой культуре. Решающую роль в борьбе обществом должен был сыграть пролетариат, но после утверждения режима Гитлера в Германии Хоркхаймер разочаровался в этом классе. Свои надежды он стал возлагать на «критически мыслящую» интеллигенцию. С одной стороны, ее появление и качества обусловлены тотальностью общества, с другой, интеллигенция свободна от этой тоталитарности в силу своей способности критически мыслить.

Теодор Адорно (1903-1969) занимался изучением социальных антагонизмов капиталистического общества, обращая внимание на конкретные явления, в частности на музыку. В работе «Социальная критика и радиомузыка» он отмечает, что современная западная музыка моделирует отчуждение человека от общества, выполняя тем самым идеологическую функцию. Однако культурные деятели отражают в своем творчестве, может и не желая этого, неразрешенные противоречия общества. Под авторитаризмом ученый понимал режим с политической монополией единственной партии, отсутствием оппозиции, ограничением или подавлением свободы. Основным типом личности в таком обществе является авторитарная личность. Она характеризуется консерватизмом, потребностью в иерархии и уважением силы, негибкостью, стереотипным стилем мышления, враждебностью и агрессией, недоверием по отношению к другим индивидам. Такой тип личности встречается и в демократических странах, например в США.

Герберт Маркузе (1898-1979) в США издал работу «Разум и революция: Гегель и подъем социальной теории» (1941). После окончания Второй мировой войны остался в США, сотрудничал с Колумбийским и Гарвардским университетами в качестве эксперта по советскому марксизму. В работе «Советский марксизм» (1958) он определили соцреализм как гармонистическую эстетику, основанную на ложном понимании того, что социальные противоречия уже преодолены. Подлинное же искусство должно содержать негативные, критические элементы. Наиболее известной его работой стала книга «Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества». «Одномерность» сознания человека зависит от подавления многомерной диалектики разума и реальности, которая характерна для негативных философий Г. Гегеля и К. Маркса. У «одномерного человека» отсутствует критичность, отрицание репрессивности современного мира. Поэтому современный человек не участвует в акциях протеста, которые легко подавляются буржуазными культурными механизмами, индивид легко воспринимает рациональность западного мира, видит личное счастье в примитивном наслаждении. Либерализм маскирует, по мнению. Г. Маркузе, «фашизоидную сущность» капиталистических стран. Советское же общество тоталитарно. Марксистский подход Г. Маркузе с культурных и эстетических позиций изменил представление об этом учении как о концепции экономического детерминизма.

Широкую известность Эриху Фромму (1900-1980) принесла книга «Бегство от свободы» (1941). В ней он анализирует развитие свободы и самосознания индивида со Средневековья по настоящее время. Общество, по мнению Фромма, не только подавляет индивида, но и творит его. Люди любого общества, несмотря на все различия, имеют в своих психологических свойствах нечто общее, что называется социальным характером. Социальный характер – это то, что присуще большинству членов одной и той же культуры. Его функция заключается в том, чтобы направлять и формировать человеческую энергию внутри данного общества. Поэтому социальный характер рассматривается как фактор стабилизации общества. Фромм выделил непродуктивные и продуктивные типы социального характера. Непродуктивные типы – это воспринимающий, эксплуататорский, накопительский и рыночный, они основываются соответственно на негативных психологических механизмах: мазохистском, садистском, деструктивном и конформистском. В основе же продуктивных типов лежат любовь, вера и ориентация на бытие.

Одной из центральных тем в творчестве Э. Фромма является проблема отчуждения. Современное ему общество характеризуется тотальным отчуждением, поэтому оно превращается в «цивилизацию манипулируемых масс». Невозможно понять функционирование и развитие общества без анализа его негативных функций. Именно поэтому ученый большое внимание уделил анализу «бессознательного». Благодаря ему общество еще не поглотило индивида, хотя в нем господствует «логика навыворот», когда всеобщий самообман воспринимается членами общества как всеобщая правда, ненормальность кажется нормой, а болезнь – здоровьем. Кризисы индустриальной системы вызываются экономическими и психологическими противоречиями самого общества. Фромм определил, что необходимо для изменения такого общества: демократия участия в индустрии и политике, замена бюрократического способа управления гуманистическим, переход к здоровому потреблению.

Юрген Хабермас (р. 1929) представлял второе поколение Франкфуртской школы. Наиболее фундаментальным достижением социолога считается разработка им теории социальной коммуникации. Он ввел понятие «коммуникативные способности». Истинной рациональности, по мнению Хабермаса, можно добиться при наличии условий, отвечающих идеальным коммуникативным ситуациям. В такой ситуации все стороны имеют одинаковые возможности для вступления в диалог и отсутствуют ограничения и идеологические искажения. Хабермас признавал, что современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию.

Итак, социально-философская концепция Франкфуртской школы сыграла значительную роль в идеологическом оформлении движения «новых левых». Ученые показали опасности, стоящие на пути капитализма, и проанализировали недостатки социалистического пути развития. Наиболее ценной для сегодняшней науки стала разработка ими принципов гуманистического существования современного мира.

Таким образом, мы познакомились с крупнейшими социологическими школами в западной науке и можем перейти к подробному анализу макросоциологических теорий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.