Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие

Подсистемы Преимущественные функции
Социальная Интеграция, осуществляется через статусы и роли
Культурная Воспроизводство образца
Личностная Целедостижение
Поведенческий организм Адаптация к окружающей среде

 

Рис. 2. Структура социального действия по Т. Парсонсу

(см.: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. С. 418)

 

Подсистемы расположены в иерархическом порядке. Для социальной системы культурная, личностная и поведенческая подсистемы представляют собой окружающую среду.

Т. Парсонс называет элементарным действием мельчайшую единицу действия. Социальные действия любого социального актора (индивида, группы, коллектива) едины по своей внутренней природе. Эти действия выступают как системы, представляя их различные уровни. Социальное действие обладает своей спецификой: а) символичностью, т.е. регулированием поступков людей речью и другими системами символов; б) нормативностью, зависимостью поведения людей от принятых в обществе норм и ценностей; в) волюнтаристичностью, под этим понимается произвольность поведения акторов в связи с субъективным восприятием ситуации.

Для анализа социальных действий у того или иного народа Т. Парсонс выдвинул свою классификацию мотивов социального действия, представленную в виде альтернатив. Основу классификации составил анализ мотивов деятеля (актора), на что, на какие свойства, принципы, критерии он ориентируется, строя свои отношения с другими:

Альтернатива ориентации индивида на универсальное и частное правило (универсализм – партикуляризм). Универсализм предполагает применение единого (универсального) критерия при оценке деятельности человека, как в сфере нравственности (все должны быть честными, порядочными), так и в правовых аспектах (все должны подчиняться закону). Универсализм больше стремится к ориентации на достижения. Партикуляризм в современном обществе проявляется в наличии двойной морали (к подчиненным одни требования, к начальнику – другие), в предоставлении привилегий, исключений «своим людям», приближенным.

Альтернатива ориентации на достижение или приобретенное другим человеком при рождении (достиженчество – аскриптивность). В ранних обществах предпочтение отдавалось земляку, родственнику, соседу, человеку той же национальности. При феодализме аскриптивность (приписанность) проявлялась в принципе престолонаследия, сословной структуре общества. В современной России все еще существует ориентация на дружеские, родственные, групповые связи, а не на профессионализм, особенно это характерно для представителей субкультур и малых народов. Следует отметить, что ориентация на аскриптивность не противоречит эффективности. Примером может служить японская система менеджмента, где наличествует пожизненная занятость. Крупные корпорации обеспечивают своим работникам пенсии, оплачиваемые отпуска, выезды на природу, питание и т.д. Достиженчество же характерно, прежде всего, для капитализма. Исторически именно ориентация на достижение уничтожила кровнородственные, клановые предрассудки. В центре ее находится индивид, способный достичь в жизни многого сам. Т. Парсонс в качестве основной ценности американского общества как раз и рассматривал на стремление к достижению успеха. «Американской мечтой» стал приобретший большую популярность и идеологическую значимость образ-символ «человека, который сделал себя сам».

Альтернатива ориентации на личную выгоду или на коллектив. Она позволяет понять, что важнее для индивида – личные или коллективные цели, например, получить премию самому, перевыполнив план выпуска, или помочь отстающему работнику бригады. В дальнейшем Т. Парсонс исключил эту альтернативу.

Альтернатива принятия индивидом на себя широких (диффузных) или специфических, специализированных обязательств (диффузность – специфичность). Например, стоит ли преподавателю посвящать свои лекции широкому кругу жизненных проблем или необходимо руководствоваться учебным планом и программой курса дисциплины.

Использование индивидом в своих действиях эмоциональных (аффективных) или рациональных (нейтральных) критериев ( аффективность – рациональность). Желательно, чтобы индивид принимал решения нейтрально, но часто гордость за свою профессию, чувство долга, желание признания и т.д. становятся основой высокопрофессиональных действий. Например, нужно ли учителю завязывать панибратские отношения со старшеклассниками или ему следует соблюдать дистанцию.

По мнению Т. Парсонса, аскриптивность, ориентация на партикуляризм, на коллектив, принятие широких обязательств, использование аффективных критериев характерно для советского общества, а противоположная тенденция – для современных западных демократий. Первая альтернатива может сохраниться и в этих обществах, например в семье. Альтернативы нейтральны, ни один из вариантов не является хорошим или плохим, все зависит от ситуации. В реальной жизни между этими альтернативами находится множество вариантов. В чистом виде альтернативы не встречаются.

Теория социальной системы. Социальная подсистема системы действия рассматривается Т. Парсонсом как самостоятельная система, состоящая из четырех элементов. Он ввел понятие «функциональная зависимость» – то, что придает совокупности элементов свойство целостности, которым в отдельности ни один элемент не обладает. Явление становится элементом системы, когда выполняет функцию, важную для системы в целом.

Структуру общества можно представить на рисунке:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Макросоциологические теории в западной социологии | Роли, статусы, нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.