Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная динамика и типология личности




Динамика личности рассматривается в социологии с двух позиций: с одной стороны, как внешне обусловленная и детерминированная деятельность человека, осуществляемая им в процессе социализации, а с другой – как его собственная активность, выраженная в индивидуальном стиле жизни и характере жизненных установок. В первом понимании социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязываемые ему его окружением, во внутренние нормы, которым он подчиняется добровольно. Иначе говоря, личность делает нормы частью собственного «Я».

При втором подходе социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: люди стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие ожиданиям других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Таким образом, социализация – это процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в данном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние воспитателей, обучение и т.д.). Данное определение не охватывает всего смыслового содержания понятия «социализация», поэтому ряд социологов-ученых используют другие термины для характеристики процесса освоения личностью социокультурного опыта. Отметим некоторые из них.

Инкультурация – это процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерных для культуры, к которой он сам принадлежит.

Аккультурация – процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры.

Интернализация (интериоризация) – это процесс переноса «внешних» форм опыта во «внутреннее» содержание личности. В учебниках могут встретится и другие термины.

А теперь выделим основные направления и формы социализации. Это процесс двусторонний: с одной стороны он характеризуется типизацией, т.е. принятием правил поведения, типичных для данной социальной группы или общности, а с другой индивидуализацией, как активным воздействием личности на свое социальное окружение и созданием новых индивидуальных форм опыта. Подчеркнем, что типизация – это способ усвоения личностью ценностей, норм, идей и преобразования их в субъективное социальное содержание, а индивидуализация – это преобразование индивидуального поведенческого опыта личности в субъективные формы культуры.

Термин «социализация» был введен в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социопсихологами. Социализацию они рассматривали как тотальный, всеобъемлющий процесс, который целиком определяет то, какими чертами будет обладать личность. Авторы психоаналитических теорий также утверждали, что в детстве закладываются схемы (паттерны) взаимодействия, которые будут определять в дальнейшем социальное содержание личности.

По времени процесс социализации начинается в самом раннем детстве и прекращается в старости. Первичная социализация охватывает период детства, вторичная социализация – остальную часть жизни человека. По мнению большинства исследователей, первичная социализация оказывает наиболее сильное влияние на становление личности, а вторичная социализация накладывает отпечаток на то, что было приобретено при первичной. Неудачная первичная социализация может привести к тому, что представления человека о реальности не будут соответствовать ей. В этом случае личность может либо пройти процесс ресоциализации (переучивания) и усвоить новые представления, либо выбрать антисоциальный образ жизни. Если ресоциализация – это вторичная социализация даже в период социальной зрелости, то десоциализация – это утрата первичных норм и ценностей, нарушение социализации, которое может привести к психическим отклонениям, различным видам беспокойств (фобий), деградации личности и преступности. Радикальные реформы общества 90-х гг. прошлого века стали жизненной драмой для многих россиян. Одни из них через позитивную ресоциализацию перешли на новую социальную позицию, усвоили новую идеологию, новые правила экономических отношений, а другие через десоциализацию оказались в маргинальных группах. Маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, не способный адаптироваться к новой социокультурной среде, склонный к экстремизму или криминалу.

В социологии сложилось несколько концепций развития личности в процессе социализации, разных подходов в выделении ее стадий или этапов. За основу классификации берется какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Концепции условно делятся на универсальные – процесс социализации всего жизненного цикла и частные, объясняющие первичную социализацию личности. Большинство ученых ограничиваются первичной социализацией.

Дж. Мид считал, что процесс социализации включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирования); игровую стадию (проигрывание ролей); стадию коллективных игр (осознание ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

По мнению З. Фрейда, индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. В основе конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются другими людьми или собственным суперэго.

В социализации как ответе на кризис (автор Эрик Эриксон) лежит преодоление кризисов, которые выступают основой развития личности в течение всей жизни. Эрик Эриксон выделяет восемь стадий, где переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса. Пять первых стадий приходится на детство, а три последующие соответствуют этапам жизни взрослого человека: одиночество; застой (средний возраст); отчаяние (старость). Последний этап (старость) социализацией не является. Это адаптация – пассивное приспособление к среде, ожидание смерти.

Критерии нравственного развития детей положил в основу стадиальности социализации американский социолог А. Колберг. Французский социолог Ж.Пиаже первичную социализацию рассматривал как процесс обучения личности мышлению через 4 стадии.

Отечественный социолог Г.М. Андреева выделяет основные стадии социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Она предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послетрудовую стадии.

Для характеристики процесса и условий социализации применяется термин «агенты». Агентами социализации называют любых субъектов социальной сферы, которые оказывают значимое влияние на этот процесс. Количество и состав агентов социализации различается в разные периоды жизни человека:

1) в раннем детстве главными агентами являются родители и люди, замещающие их;

2) в период от 3 до 8 лет количество агентов увеличивается, в том числе включаются средства массовой информации;

3) в период от 13 до 19 лет, который является исключительно важным в процессе социализации, изменяется роль агентов социализации, появляется стремление к риску, независимости и самостоятельности, возрастает агрессивность, усиливается восприимчивость к негативным оценкам окружающих, происходит трансформация ценностных ориентаций и т.д.

Таким образом, агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на всех стадиях: детства, юности, студенчества, выбора профессии, семейной жизни, службы в армии, работы в коллективе, выхода на пенсию.

В качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение). Дж. Мид в своей концепции ролевого поведения считал, что принятие роли – это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнения роли – фактические действия или акты ролевого поведения.

Психологические механизмы социализации подробно описал З. Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения – исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановка) и идентификация.

В заключение подчеркнем, что социальная динамика личности – это не только процесс освоения личностью (внешних) ценностей, норм и ролей, но и внутренняя активность и направленность на сознательное конструирование своей жизни. Высшей формой активности личности в современном обществе является ее гражданская активность – как форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод); в поддержании целостности общества и его институтов.

В этой связи выделим две важные характеристики активности:

1) активная жизненная позиция – устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. Активная жизненная позиция личности может быть как позитивной (соответствовать общественным нормам), так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития.

2) жизненная стратегия личности – динамическая система перспективного ориентирования личности, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном пространстве в течение длительного времени. Существует анализ типов жизненных стратегий и соответствующим им моделей реализации на поведенческом уровне. Например, жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество.

Завершая второй вопрос лекции, рассмотрим кратко социальную типологию личности.

Типология личности как в общем, так и в конкретно-научном плане очень разнообразна. Определенные типы личности являются результатом разнообразных по своему содержанию процессов социализации. Классификация их зависит от множества интерпретаций, разработанных в психологии, антропологии и социологии. Приведем сравнительную характеристику наиболее важных типологий личности[15].

В приведенной ниже таблице представлены психологическая и социально-психологическая типология (в концепциях К. Хорни, К. Юнга, Э. Шпрангера, Э.Фромма). Роберт Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам. К.А. Абульханова использует типологию как метод системного исследования активности личности. В качестве типологических признаков она выделила активность, характер притязаний, степень самостоятельности.

 

 

Устойчивые ориентации и характеристики личности
Характер взаимодействия с другими (К. Хорни) Внешняя или внутренняя ориентация (К. Юнг) Доминирующие ценности (Э. Шпрангер) Тип социального характера (Э.Фромм) Отношение к целям и средствам (Р. Мертон) Уровень активности (К.А. Абульханова)
1.Уступчивый (ориентация на людей) 2.Обосолен-ный (от лю-дей) 3. Враждебный (настроенный против людей) 1.Экстраверт (ориентированный на других) 2.Интроверт (ориентированный на себя, свой внутренний мир) 1.Теоретический 2.Экономический 3.Эстетический 4.Социальный 5.Политический 6.Религиозный 1.Рецептивный 2.Эксплуатирующий 3.Накапливающий 4.Рыночный 5.Продуктивный 1.Конформист 2.Новатор 3.Ритуалист 4.Изолированный тип 5.Мятежник 1.Стихийно-обыден-ный 2.Функционально-действенный. 3.Созерцательный. 4.Творчески-преобразующий

 

Известный социолог Р. Дарендорф рассматривал личность как продукт развития культуры, выделил четыре типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага); человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением); человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности); человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).

Можно сделать вывод, что критерии типологического анализа личности отличаются большим разнообразием и порой выбираются произвольно, т.к. зависят от предмета исследования, вместе с тем психологический подход связан с выделением психологических характеристик индивида, антропологический характеризует культурное и эстетическое сходство людей, а социологический подход выражает общие характеристики ролевого поведения людей в сходных для них ситуациях.

 

Список литературы

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханов. Воронеж, 1999.

Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека / Е.Б. Весна // Мир психологии. 1999. № 4.

Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. Минск: Тетра Системс, 2006.

Джерелиевская И.К. Человек в социокультурной реальности: моногр.: учеб.-метод. пособие / И.К. Джерелиевская. М.: МПСИ, 2005.

Михайлов В.В. Социальные ограничения: структура и механика подавления человека / В.В. Михайлов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ком Книга, 2006.

Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего / В.Н. Стегний. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: моногр. / Ж.Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2008.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.