Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросительные предложения

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, получить ответ от собеседника: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Вопросительные предложения делятся на три группы:

а) собст­венно вопросительные;

б) вопросительно-риторические;

в) вопросительно-побудительные.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе во­прос, предполагающий обязательный ответ. Они побуждают собесед­ника дать ту или иную информацию, подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение говорящего: – Маша! Что с тобой? – сказал он... – За что ты хочешь мучить меня?.. Отчего ты так странно говоришь со мной? (Л. Толстой).

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться? А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? ( Бл.).

Вопросительно-риторические содержат скрытое утверждение или отри­цание и не требуют ответа, так как ответ заключается в самом вопросе. Они употребляются как стилистическое средство эмоционально насыщенной речи: Зачем обманы­вать себя? (Л. Толстой) = Незачем обманывать себя; Зимою что может быть лучше веселой пылающей печки! (Серебровская) = Зимою ничего не может быть лучше. Эти предложения являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи: Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и – можешь себе представить? – ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе от­тенок побуждения к действию,выраженное посредством вопроса: Поехали на реку, а? (Фогель); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация – повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? – Разве ты песнею зазывала счастье?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? ( Л.);

3) вопросительные слова – вопросительные частицы, наречия, местоимения, частицы неужели и разве обычно ставятся в нача­ле предложения, а частица ли – после того слова, с которым связан вопрос: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.);

Для выражения вопроса грамматикализуется большое количество средств: не правда ли, не так ли, что если, а если, но если и: Не правда ли, он милостив и всемогущ? (Л. Толстой); Свобода – ведь это одиночество – не так ли? (Горький).

Вопросительные местоимения и наречия (кто, что, какой, ко­торый, чей, сколько, где, куда, как, когда, почему и др.), оформляя значение вопроса, являются и членами предложения: Что же нужно, чтоб дерево начало петь? (Солоухин); Но откуда, из-за чего, из-за кoгo чаше всего возникают, проистекают трудности на стройках? (Виноградов).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера – неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Повествовательные предложения | Побудительные предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.