Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие диверсификации





Любая национальная экономика является самодостаточной, если она имеет в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. Совместно со средним и малым бизнесом она позволяет любой стране обеспечить устойчивый во времени рост валового национального продукта и жизненного уровня населения. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев. Одним из наиболее широко применяемых путей развития крупного бизнеса в Российской экономике стало создание большого числа диверсифицированных компаний.

Однако, как отмечал руководитель проекта TACIS Паоло Бордзатто, еще в 1998 году, «смысл…соединения различных бизнесов состоит в том, что, чтобы между ними возникло то, что называется синергией, или усилением взаимного действия… корпоративное планирование, которое является инструментом корпоративной стратегии и одним из самых главных управленческих инструментов, в России сейчас практически отсутствует».

Вопросы, связанные с диверсификацией производства стали особо привлекать к себе внимание и изучаться в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям. Причем диверсификация стала актуальна в связи с увеличением степени экономической свободы предприятий, расширением конкуренции, а также бурным развитием процесса конверсии военно-промышленного комплекса. Выбирать стратегию диверсификации производства стали многие российские предприятия, функционирующие в различных отраслях, преследующие самые разнообразные цели: от простого желания выжить до получения дополнительной прибыли.

В последнее время достаточно много внимания уделялось особенностям процесса диверсификации производства на оборонных предприятиях, но экономические, социальные и технологические аспекты явления «диверсификация» для промышленных предприятий отечественной экономической теорией изучены недостаточно.

В экономической литературе встречается большое количество определений диверсификации. Но сложность заключается в том, что диверсификация – такая экономическая категория, которой не всегда можно дать однозначное определение. Разные люди подразумевают под ней разные процессы, поэтому важным моментом является способность распознать и истолковать эту концепцию применительно к своим обстоятельствам. Тем не менее, можно дать достаточно общее, широкое определение диверсификации.

Диверсификация (познелат. diversificatio – изменения, общее разнообразие, от лат. Diversus – разный и facio – делаю) есть в самом виде расширение номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Диверсификация связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и организацию новых видов производства, проникновенно в другие отрасли. Таким образом, в отечественной экономической литературе диверсификация определялась как «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности».



Исходя из вышесказанного видно, что с экономической точки зрения, диверсификация – это развитие производства или прирост объемов за счет выпуска дополнительно новой продукции на новые рынки и поиска более сильной позиции на нем. Такое определение почти всегда оправдывает себя. Однако оно не учитывает другие аспекты диверсификации, которые имеют место в деятельности современных предприятий. Среди них – способность фирмы «упорядочить» свой капитал и интеллект, по причине конкуренции, а также способность иметь огромное поле деятельности для управленцев и достаточно возможностей для дальнейшего роста. Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации – добиться в будущем повышения показателей экономической эффективности при полном использовании ресурсов.

Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделявшим большое внимание этой проблеме, звучит следующим образом: «диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения» ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».

Необходимо данное определение дополнить двумя уточнениями.

Во-первых, этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.

Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения устойчивого поступательного роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной, если они находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания.

Таким образом, множество определений диверсификации могут быть сгруппированы в пределах двух концепций – «номенклатурной (ассортиментной)» и «без явных связей», т. е. определений имеющих различный смысл в зависимости от способа интерпретации исследуемого понятия.

Обобщая различные терминологические подходы, мы пришли к выводу о правомерности следующего определения: диверсификация производства – это трансформация предприятия, связанная с внедрением ранее не выпускавшихся товаров; не применявшихся технологий производства, управления, предпринимательства; освоением новых рынков, осуществляемая на основе перераспределения и рационализации использования ресурсов. При этом следует различать:

– собственно диверсификацию производства, связанную с расширением номенклатуры выпускаемой продукции или организацией новых производств;
– диверсификацию вложений, как распределение капитала инвестора между различными ценными бумагами для снижения инвестиционного риска;
– диверсификацию маркетинговой деятельности, представляющую собой особый вид стратегии маркетинга, направленной на расширение рыночных сфер за счет внедрения новых видов продукции и услуг, не имеющих тесных связей с основной деятельностью предприятия.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели, и определяет направления реструктуризации экономики.

В последнее время все больше отечественных предприятий стремится диверсифицировать свою деятельность. Процесс диверсификации проистекает вопреки условиям, создаваемым государством. За все время проведения реформ в России не было ни одного законодательного акта, который бы указывал на проведение продуманной государственной политики, направленной на поддержку этого процесса. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» явился единственным документом, дающим ряд преимуществ диверсифицированным объединениям предприятий, и направлен на сближение промышленного и банковского капитала.

Преимущества диверсифицированного предприятия заключаются в способности быстро перестраиваться в зависимости от изменений условий хозяйствования, что особенно актуально в период реформ и отсутствия стабильного правового и налогового поля, необходимого для его успешного функционирования. Кроме того, диверсификация деятельности дает возможность аккумулировать необходимые для инвестиций финансовые ресурсы, особенно дефицитные в России в период реформ, и достойно конкурировать с крупными иностранными компаниями и корпорациями на отечественном и мировом рынках.

В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Правительство Российской Федерации Распоряжением от 19 января 2006 г. № 38-Р утвердило Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы) и План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы). В качестве основной цели Программы намечено достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
– диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского

бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;

– создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

– использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Достижению указанных целей будут способствовать завершение процесса присоединения Российской Федерации к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, гармонизация российского законодательства с международными нормами и правилами.

Хаотичность процесса диверсификации отечественных предприятий и объединений связана не только с отсутствием государственной политики, но и с отсутствием специалистов, способных сделать этот процесс осознанным и полезным для диверсифицируемых предприятий. На многих предприятиях до сих пор не отлажен процесс стратегического планирования деятельности. Осуществляется исключительно оперативное планирование, которое позволяет поддерживать текущую деятельность, но не осуществлять планомерное и поступательное развитие. Исследования европейских экспертов показали, что на большинстве российских диверсифицированных предприятиях и объединениях предприятий отсутствуют навыки корпоративного планирования.

Суть стратегии диверсификации производства заключается в обеспечении стратегической стабильности деятельности компании и уменьшении ее зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка.

В результате диверсификации происходит физическое и организационное изменение в структуре бизнеса, которое не дает возможности полностью воспользоваться предыдущим опытом деятельности компании, т. е. происходит формирование нового технологического, информационного уклада производства, появление новых каналов сбыта, изменения касаются, в том числе и структуры персонала.

Можно выделить ряд причин диверсификации:

– увеличение степени риска, связанного с усилением конкуренции на рынке, что сказывается на финансовом положении в течение определенного времени;

– наличие свободных оборотных средств и неполная загрузка производственных мощностей;

– падение рентабельности основного производства;

– стремление к росту масштаба производства (расширение бизнеса, благодаря синергизму с нынешним бизнесом).

Таким образом, основными задачами диверсификации являются следующие:

– сделать компанию растущей, т. е. улучшить модель роста компании;

– укрепить стабильность компании, несмотря на наличие случайностей, имеющих неблагоприятные для компании последствия (снижение рисков за счет перераспределения капитала в многопрофильной деятельности).

В основе диверсификации, прежде всего, лежат экономические выгоды для предприятий, проявляющиеся, в частности, в ослаблении воздействия кризисных факторов, таких как усиление конкуренции, глобализация экономики, падение рентабельности основного вида бизнеса и т. д. и смягчении их последствий.

Важность определения цели диверсификации заключается в том, что она является основой управления этим процессом и помогает фирме определить главный способ повышения эффективности организации.

Процесс целеполагания в каждой отрасли и на каждом предприятии происходит в некоторых фиксированных условиях, которые могут существенно различаться. Приведем фрагмент опроса руководителей 227 американских и 255 японских фирм, осуществленного журналом «Top-Manager» № 32 (14) от 13.07.02. Результаты опроса определили приоритеты целей по условной шкале баллов (пятибалльная шкала) следующим образом: (фирмы США / фирмы Японии):

– норма прибыли на инвестиции – 2,43 / 1,24;

– прибыль на акцию – 1,4 / 0,02;

– увеличение рыночной доли – 0,73 / 1,43;

– увеличение доли новых продуктов – 0,21 / 1,06.

Баллы выставлены исходя из принципа приоритетности целей для руководства исследуемых компаний. Этот пример доказывает, что для большинства компаний основной целью является все-таки рост нормы прибыли, а использование стратегии диверсификации как раз и ведет к достижению поставленной цели.

Результатом анализа экономической литературы и обобщения исследований отечественной и зарубежной науки, в котором упорядочены мотивы и цели диверсификации производства.

Мотивы и цели, показывают, что диверсификация развивается на принципах кооперации различных видов труда. Чем больше развивается разделение труда и специализация производства, тем многограннее возможности фирмы в процессе объединения различных видов и сфер предпринимательства. Проведение стратегии диверсификации в каждой конкретной фирме может быть оправданным, прежде всего, распределением риска между различными видами деятельности. Здесь необходимо также отметить, что эффективность внедрения данной стратегии может быть обусловлена достаточной величиной первоначального капитала.

Проникновение в новое дело может преследовать одну или несколько целей, достижение которых обеспечивается одним или несколькими направлениями диверсификации. Отсюда следует, что главная цель диверсификации производства – это создание условий стабильного и эффективного социально-экономического развития компании, которое трансформируется в конкретные цели структурной политики, такие как:

– рост масштаба/размера фирмы;

– повышение рентабельности;

– сбалансированность стратегического набора фирмы;

– обеспечение финансовой устойчивости компании, определяемые потребностью в том или ином виде продукции, работ и услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что диверсификация создает предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства на данном предприятии, ведет к оптимизации и повышению конкурентоспособности бизнеса, а также к его финансовой устойчивости. Диверсификация производства становится подвижной и гибкой частью воспроизводства, что делает предприятие более чувствительным к изменениям внешней среды, чутким к восприятию новых потребностей рынка, а, следовательно, готовым к завоеванию новых сегментов рынка, отраслей, регионов.

Диверсифицированные фирмы превратились в один из основных институтов современной рыночной экономики. Дополнительными источниками роста эффективности использования ресурсов по сравнению с источниками узкоспециализированных фирм здесь являются:

– синергия, т. е. эффект взаимодействия различных продуктовых подразделений предприятия и совместное использование ресурсов;

– возможность оптимального сочетания производимой продукции и обслуживаемых ею рынков с учетом динамики спроса и степени новизны продукции.

Стратегия диверсификации преследует 5 основных групп целей.

Рост компании. В случае если рынок основной продукции из-за насыщенности и высокой конкуренции становится непривлекательным, принимается решение о входе в другую область деятельности с целью роста компании.
Снижение рисков. Наряду с ростом компании дальнейшей целью диверсификации является снижение риска. Риск деятельности специализированной компании может уменьшиться, если она диверсифицируется в области, мало связанные с основной. Так, если основная продукция компании сильно подвержена сезонности или конъюнктурным спадам, выход на новые рынки представляет возможности для сглаживания возможных спадов.

Создание конкурентных преимуществ. Предприятия в рамках стратегии диверсификации могут усилить свои конкурентные позиции путем соединения различных технологий.

Увеличение рентабельности. С помощью стратегии диверсификации часто достигается такая цель, как увеличение рентабельности деятельности предприятия. Рентабельность зависит в особенности от того, насколько эффективно используются ресурсы предприятия. Неэффективно вложенные или имеющиеся в избытки материальные и нематериальные ресурсы в результате диверсификации могут использоваться более эффективно.

Диверсификация может также позволить предприятиям загрузить не до загруженные производственные мощности и соответственно увеличить рентабельность связанного с этим капитала.

Социальные цели. Социальные цели диверсификации служат сохранению рабочих мест в случае, если продукция основного производства не будет пользоваться спросом.

В последнее время на диверсификацию обратили внимание, прежде всего практические работники в связи с демонополизацией экономики, конверсией военно-промышленного комплекса, созданием предпосылок конкуренции. Все чащи как крупные, так и средние российские предприятия стараются прибегнуть именно к диверсификации деятельности с целью роста компаний. Зачастую решения и диверсификации деятельности принимают интуитивно, не оценивая при этом новые области деятельности ни отдельно, ни в связи с влияние на основную деятельность. Поэтому следует рассмотреть существующие виды диверсификации.

Связанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, связанных с основным профилем деятельности компании. Различают следующие три формы связанной диверсификации:

– диверсификация в поставки, означает развитие деятельности, обеспечивающей входные потоки в компанию (например, производство заготовок, оборудования и т. п.);

– диверсификация в продвижение, относится к развитию деятельности, связанной с выходными потоками (например, транспорт, доставка, ремонт, обслуживание);

– горизонтальная диверсификация, предполагающая развитие продуктов-заменителей либо продуктов, дополняющих уже производимый ряд. Несвязанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, не связанных с основной деятельностью компании.

Возможные преимущества:

– использование избыточной наличности или доходов;

– использование незагруженных мощностей и других ресурсов;

– избавление от существующего бизнеса;

– распределение рисков.

Каждый из представленных видов следует рассматривать как составляющую и частный случай диверсификации производства – более общего и многоаспектного понятия.

В зависимости от широты охвата территории различают:

– узкую диверсификацию, осуществляемую в пределах национальной социально-экономической системы;

– широкую диверсификацию, сопровождающуюся проникновением в международные производственные системы.

Последняя получает широкое развитие в условиях глобализации и создание международных производственно-предпринимательских сетей.
Выделяют прямую и косвенную диверсификацию. Косвенная диверсификация развивается при финансовых и управленческих ограничениях, прямая – при существовании дополнительных условий к расширению производства.

В отечественной практике особое развитие получили развитие горизонтальная, вертикальная и концентрическая диверсификации. Горизонтальная представляет собой производство множества товаров, близких по производственно-технологическим, снабженческим и сбытовым условиям в рамках существующего производственно-рыночного потенциала. Вертикальная диверсификация является следствием увеличения «глубины» товарной программы (на основе дифференциации товарной номенклатуры и рынков сбыта производимой продукции). Концентрическая диверсификация базируется на организации новых направлений деятельности и производстве новой продукции, для которой необходимы модернизированные технологии. Она применяется в тех случаях, когда рыночные возможности предприятий близки к исчерпанию, и ставятся задачи по внедрению на другие, более перспективные рынки. Кроме того, в литературе встречается упоминание и таких типов диверсификации как товарная диверсификация, отраслевая диверсификация, многоотраслевая диверсификация, географическая диверсификация, глобальная диверсификация и т. д.

Применительно к различным вариантам диверсификации в качестве основного критерия классификации может быть использован критерий получения синергического эффекта при использовании стратегии диверсификации. В соответствии с этим критерием можно выделить два основных типа диверсификации – синергическую диверсификацию и конгломератную диверсификацию.

Конгломератная диверсификация, выражающаяся в переходе фирмы в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям и потребностям рынка, не подлежит дальнейшей классификации. Основным положением, на котором базируется решение о конгломератной диверсификации, является то, что любой бизнес, который может быть приобретен на выгодных условиях и имеет хорошие перспективы получения прибыли, представляет собой выгодное направление диверсификации. При этом руководство фирмы не дает никаких установок на поиск стратегического соответствия между своим бизнесом и другими сферами деятельности.

Синергическая диверсификация основана на идее о том, что диверсификация должна осуществляться путем выхода за рамки промышленной цепочки, внутри которой действовала фирма, и поиском новых видов деятельности, дополняющих существующие в технологическом или коммерческом плане с целью получения эффекта синергизма. Синергическая диверсификация в зависимости от объекта, использование которого приносит синергический эффект, подразделяется на три направления:

– при ориентации на существующие потребности при смене технологии – используется – стратегия концентрической диверсификации;

– при ориентации на существующий технологический способ производства используется стратегия горизонтальной диверсификации;

– при ориентации на получение синергического эффекта от использования технологий, предшествующих или последующих за существующим производственным циклом используется стратегия вертикальной диверсификации (интеграции).

Выбираемый фирмой тип диверсификации во многом зависит от специфики самой фирмы, и в первую очередь – от ее целей. Если фирма ставит перед собой такие цели как завоевание и удержание рыночной доли, занятие позиций технологического лидера, создания определенного образа в глазах общественности, лидерства в издержках, то чаще применяется стратегия синергической диверсификации. Если же фирма преследует финансовую цель – получение прибыли, то она чаще прибегает к диверсификации конгломератного типа. Так, было доказано, что если в качестве показателя эффективности диверсификации выбираются такие показатели активности фирм, как рост объемов продаж, увеличение доли рынка, рост доходов от продаж, то более высокие оценки эффективности получают компании, которые проводят диверсификацию в направлениях, близких или непосредственно связанных с основной деятельностью. Если же в первую очередь рассматриваются финансовые показатели – дивиденды, рост рыночной стоимости акций, то наиболее высокие оценки получают конгломераты.

Выбор направления диверсификации в пользу конгломератной или синергической определяют несколько факторов: структура бюджета фирмы (фирмы, в бюджете которых значительную долю составляют расходы на НИОКР, стремятся к синергической диверсификации, так как значительные вложения в исследования не могут быть использованы при конгломератной диверсификации и постоянной переброске ресурсов из одного направления бизнеса в другой; в то же время при синергической диверсификации их результаты могут быть использованы в нескольких направлениях бизнеса, что снизит долю затрат на НИОКР в цене единицы реализуемой продукции); мобильность капитала фирмы (предприятие, в силу особенностей технологического процесса значительную часть своего капитала содержащее в виде основных средств, будет стремиться к более полному их использованию, а, следовательно, к синергической – диверсификации); размер предприятия (крупные производственные предприятия тяготеют к синергической, а малые – к конгломератной диверсификации).

По мере роста фирмы меняются и ее приоритеты в целях. При нахождении фирмы на уровне выживания основной целью фирмы является получение прибыли, и, следовательно, фирма прибегает к конгломератной диверсификации с целью скорейшего увеличения своего капитала за счет получения максимальной прибыли. Со временем увеличение капитала приводит к тому, что цели предприятий постепенно смещаются с получения максимальной прибыли к экономической стабильности и финансовой устойчивости, а затем – к завоеванию других рынков и социальным целям, что отражается в переходе к синергической диверсификации.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, «советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства» и создала огромные монопродуктовых субъекты деятельности. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала. Во-вторых, диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

В целях сокращения издержек на поиск сфер приложения капитала и разработку перспективных стратегий диверсификации необходимо ответить на вопрос: почему равновеликие инвестиции, вложенные в различные отрасли и сферы деятельности, присваивают различные массы прибыли? Самое простое объяснение разницы потенциальной эффективности отраслей состоит в том, что исторически в различные отрасли экономики вложено неодинаковое количество и качество совокупного общественного труда. Накопленный капитал – основной, финансовый, интеллектуальный – в отраслях с высоким производственным потенциалом позволил удовлетворить потребительский спрос и свел норму прибыли к среднеотраслевой.

Ярким примером, подтверждающим это объяснение, может быть автомобилестроение. Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Для данной отрасли характерна высочайшая структурная конкуренция в основном цен и качества выпускаемых автомобилей. Вопрос лидерства в отрасли мог бы быть предметом долгой дискуссии, однако определенно можно выделить в числе лидеров японских производителей, автомобили которых отличаются высоким качеством и невысокой ценой. Важной характеристикой автомобилестроения является относительно низкая норма прибыли. Таким образом, высокая степень конкуренции, существование барьеров и самое главное – невысокая норма прибыли делают эту отрасль малопривлекательной для потенциальных инвесторов.

В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ. Выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли: конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию; возможность появления новых конкурентов; производство товаров-заменителей; позиции поставщиков сырья и материалов и положение покупателей на рынке.

Не отрицая важности перечисленных факторов, характеризующих привлекательность диверсификации производства, укажем те, которыми руководствуется предприятие при выборе того или иного вида деятельности: экономическая эффективность, уровень предпринимательского риска, продолжительность оборота капитала, уровень ликвидности.

С точки зрения эволюции предприятия совокупность и величина признаков отличия остаются неизменными в определенный период времени. По мере удовлетворения потребностей, насыщения спроса, изменения вкусов и предпочтений потребителей меняются приоритеты в обществе. Ситуация заставляет предприятия адекватно приспосабливаться к изменившейся ситуации и искать новые товары, технологии, перспективы существования.

Посредством постоянного перелива и распределения между различными сферами в зависимости от понижения и повышения нормы прибыли капитал обусловливает такое соотношение между спросом и предложением, что всегда существует стремление развивать отрасли с высокой рентабельностью и тормозить с низкой. В ходе этого достигается не просто равновесие между спросом на товары и предложением, а более существенное равновесие между производственным потенциалом каждой отрасли и потребностями в продукции этой отрасли. Отсюда можно сделать вывод, важный как для определения направлений реструктуризации экономики, так и для распределения ресурсов: уровень потребностей обратно пропорционален уровню производственного потенциала отрасли, удовлетворяющей эту потребность.

Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер деятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположных направления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательным проведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, т. е. той отрасли специализации, которая первоначально была положена в основу создания предприятия. Иногда ее называют ключевой сферой либо основным профилем фирмы. Более того, предлагаются различные показатели и методы измерения связей.

Второму направлению свойственно, наоборот, другое утверждение – стратегия диверсификации необязательно связана с главным производством. Между двумя крайними позициями, по моему убеждению, нет противоречия. Существо различных подходов состоит в том, что стратегические направления диверсификационной политики также зависят от финансового состояния и тенденции эволюции предприятия. Связь между финансовым положением предприятия и диверсификацией производства является достаточно простой, поскольку первое определяет направления и эффективность второго. Так, направления диверсификации, характерные для начальных этапов развития, опирались на объективную основу – альтернативное использование отходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесно связаны с финансовыми возможностями традиционного производства.

 

 

Темпы роста

ТЕМПЫ РОСТА [growth rate] — относительная скорость изменения уровня временного ряда в единицу времени. В статистике применяются следующие показатели (в литературе приняты обозначения уровней временных рядов либо с индексомyt, либо со скобками — y(t) или y(t–2) и т. д.).

Абсолютный прирост — разность двух уровней временного ряда, один из которых (исследуемый) рассматривается как текущий, другой (с которым он сравнивается) как базисный. Если сравнивают каждый текущий уровень (yt или y(t)) с непосредственно ему предшествующим (yt-1) или y(t-1)), то получают цепные абсолютные приросты. Если сравнивают уровень yt с начальным уровнем ряда (y0) или иным уровнем, принятым за базу сравнения (yt), то получают базисные абсолютные приросты. Приросты выражаются либо в абсолютных величинах, либо в процентах, в единицах.

Темп прироста (в других терминах — темп роста) — отношение прироста исследуемого показателя к соответствующему уровню временного ряда, принятому за базу сравнения:

в случае, когда ведется сравнение с предшествующим периодом, или

когда сравнивается конечный член ряда в n периодов (лет) с начальным.

Темп роста (в других терминах — рост или индекс роста) — отношение одного уровня временного ряда к другому, взятому за базу сравнения; выражается в процентах либо в коэффициентах роста. Средний Т. роста за n периодов (лет) исчисляется по формуле:

Приведенные формулы применяются в статистике и потому носят дискретный характер. В случае же моделей с непрерывным временем темп роста может быть вычислен по формуле:

где y — переменная величина исследуемого показателя.

Если темп прироста (Тпр) обозначить через α и принять, что он неизменен во времени, то динамика показателя y (t) может быть описана как yt = y0 (1+α)′.

На практике используются таблицы расчета темпов, не требующие сложных вычислений.

Яндекс.Словари › Лопатников. — 2003

 


[1] Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т 3 — М • Изл мо "Новости" (АПН), 1990. — С. 41.

[2] Подробно содержание понятий материального и информационного потоков рассматривается соответственно в главах 3 и 12.

[3] Все результаты человеческого труда — продукты труда подразде­ляются на две группы: вещественные (материальные) и нематериальные. Логистика рассматривает движение вещественных продуктов труда.

[4] Продукция производственно-технического назначения — продук­ция, предназначенная для производственного потребления. К ней отно­сятся сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, инструмен­ты, машины, оборудование, запасные части, полуфабрикаты и т. д.

[5] Изделия народного потребления — изделия, предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей.

[6] Понятие логистической операции раскрывается в гл. 3.

[7] В настоящее время в Российской Федерации за практической дея­тельностью по управлению материальными потоками нередко закрепля­ется модное название "логистика" вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

[8] Подробно содержание понятия "интегративные свойства" рассма­тривается в гл. 4.

[9] Здесь и далее по тексту учебника цель логистики определяется четырьмя указанными условиями, стоящими на одном иерархическом уровне. Условие "нужный продукт" может быть детализировано услови­ями "продукт в необходимом количестве" и "продукт необходимого каче­ства". Однако последние два условия возникают в результате декомпо­зиции корневого условия "нужный продукт" и находятся на следующем уровне иерархии.

[10] Другим действенным методом снижения затрат, связанных с про­цессом доведения сахара-песка до розничной сети, является организа­ция централизованной доставки. Подробно метод рассмотрен в парагра­фе 5.6.

[11] Следует отметить, что организация снабжения по методу "точно в срок" лишена смысла без соответствующей четкой организации про­изводственного процесса, для которого это снабжение осуществляется. Действительно, для того чтобы описанная система работала, строитель­ные бригады должны, во-первых, планировать производственный про­цесс с точностью до минуты, во-вторых, уметь выдерживать составлен­ный график. В противном случае доставленную точно в срок конструк­цию придется разгрузить на строительную площадку, т. е. результат бу­дет тот же, что и при разбалансированном снабжении.

[12] Сравнительная характеристика классического и системного под­ходов к формированию систем представлена в гл. 5.

[13] Семененко А. И. Предпринимательская логистика. — СПб.: Поли­техника, 1997.—С. 268.

[14] См. § 1.4 "Предпосылки развития логистики".

с п

[15] На предприятиях оптовой торговли выходной поток называют, как правило, грузооборотом склада.

[16] При более подробном рассмотрении каждая из перечисленных ццinI - подсистем сама разворачивается в сложную систему.

[17] Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусст-во: Пер. с англ. / Под ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 1978.

[18] Моментный ряд динамики — это ряд цифровых данных, характе­ризующих размеры запаса по состоянию на определенную дату.

[19] Интервальный ряд динамики — это ряд цифровых данных, ха­рактеризующих размеры среднего запаса за определенные промежутки времени (за ряд декад, месяцев, кварталов, лет).

[20] Возможен и другой вариант отгрузки, когда на одном поддоне соби­раются разные товары, предназначенные одному магазину.

[21] При максимально широком подходе - от первичного источника сырья до конечного потребителя.

[22] Напомним, что в рамках настоящего курса рассматриваются цеп звеньев товародвижения, охваченные единой системой управлений сквозным материальным потоком и образующие логистические системы, В том случае, когда управление в сопряженных звеньях цепи товародви­жения не взаимосвязано и не скоординировано друг с другом, преследуй различные и, возможно, конфликтующие цели, то можно говорить лиця о товародвижении, но не о логистике.

[23] Различие терминов "сбытовая" и "распределительная" логистики рассматривается в данном параграфе ниже.

[24] В качестве простого примера рассмотрим группу способных пред­принимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только "на себя", но и на общий результат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, возрастут.

[25] Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает об­работку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступле­ния. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении материального потока в текущий момент времени и своев­ременно выдавать соответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.

[26] Поскольку эту долю, как правило, использовать нельзя, то далее происходит обмен на то, что может быть потреблено, а затем непосредственно потребление.

[27] Доведение материального потока силами и средствами поставщи­ки до получателя, являющегося следующим звеном в цепи товародвиже- Hiiii, относится к области сбытовой логистики.

[28] Товарный рынок — система взаимосвязанных субъектов экономики: производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения. Цель функционирования товарного рынка — обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

29 Транспортный коридор − часть национальной или международной транспортной системы, обеспечивающей значительные грузоперевозки между географическими районами.

[30] Транспортная цепь — этапы перевозок груза на определенные расстояния в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).

[31] Прежде под короткими расстояниями понимались расстояния в 50 - 100 км. В настоящее время в связи с прогрессом в автомобилестро­ении и с развитием дорожной сети короткими считаются расстояния в Пределах 200-300 км.

[32] Приведенные в примере тарифные и процентные ставки являются условными.

[33] Отправка груза — партия груза, принятая к перевозке по отдельному перевозочному документу, в котором указан один грузоотправитель и один грузополучатель.

[34] Приведенные в примере тарифы и ставки также являются условными.

[35] Расходы и потери, вытекающие из увеличения времени доставим груза, затраты на более дорогую упаковку, страхование, дополнительные складские расходы, потери рынков сбыта в связи с несовершенством транспортного процесса и т. п.

[36] Пароходство — транспортная организация, осуществляющая пе­ревозку пассажиров и грузов по водным путям. В ее ведении находятся флот, порты пристани и судоремонтные предприятия. Пароходство нес г ответственность перед грузоотправителями и грузополучателями за cum евременную доставку и сохранность грузов.

[37] Фрахтовый рынок — рынок продукции судоходства. Международш.ill характер торгового мореплавания и широкое международное разделен ш i труда привели к объединению ранее существовавших изолированных друя от друга местных фрахтовых рынков в мировой фрахтовый рынок.

[38] Информация (экономическая) — совокупность функционирующие в экономических объектах различных сведений (об общественных про­цессах производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразо­вывать и использовать для осуществления таких функций управления как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

[39] Промыслов Б. Д., Жученко И. А. Логистические основы управле ния материальными и денежными потоками (Проблемы, поиски, реше ния). — М.: Нефть и газ, 1994.

[40] Васильев М. Ю. КИА Центр. Материалы бизнес-семинара.ОП

[41] Цифровой номер товара можно сравнить с номерным знаком автобиля, который сам по себе не несет никакой информации ни о марке, ни о цвете, ни о владельце автомобиля. Вся необходимая информация содержится в карточке, соответствующей этому номеру и хранящейся в автомобильной инспекции.

[42] В России — Ассоциация автоматической идентификации "ЮНИ СКАН/ГС1 РУС".

[43] Данный метод количественной оценки уровня логистического об­служивания описан в работе А. А. Смехова Введение в логистику. — М.: Транспорт, 1993.

[44] Экспонента (экспоненциальная функция), функция у = ех, в которой независимая переменная (в данном случае — уровень сервиса) является показателем степени, в основании которой лежит число е ≈ 2,7.

[45] Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. — 13-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 11)81. — С. 192.

[46] Специфика услуг заключается в том, что они не могут создаваться "про запас", так как момент производства услуг совпадает с моментом их Потребления.

[47] Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управление запасами. — СПб: Питер, 2001. —С. 56, 57.

[48] Данное значение является усредненным.

[49] Здесь и далее имеется в виду производство материальных благ. ]

[50] Затраты на содержание складов и оплату труда персонала ног постоянный характер и, на первый взгляд, не зависят от размера зап.х Это не совсем так. Складские ресурсы, как правило, избыточными не Ли вают и создаются в соответствии с размерами предназначенных для хрм нения запасов. Следовательно, прямая связь между затратами на соде с жание склада и запасами имеется. Свидетельством тому является уч< складского ресурса при принятии решений по размеру заказа по один из позиций многономенклатурного склада.

Однако в том случае, когда ресурсы склада настолько велики, 41 при управлении запасами они перестают быть ограничивающим парим* тром, затраты на их содержание не учитываются при принятии решемм по размерам запасов.

[51] Напомним, что текущий запас обеспечивает плановые потребности предприятий.

[52] Франко — пункт на пути движения товара от поставщика к поку- Иптелю, стоимость продвижения до которого входит в стоимость товара.

[53] Признаки нормальности распределения приведены в § 18.5.

[54] Вероятность возникновения дефицита (а) и уровень сервиса (η), определяемый как отношение числа выполненных заказов к общему чис­лу поступивших заказов, связаны соотношением η = 1 - а.

Учитывая это, получим значение уровня сервиса: h = 1 - 0,04 = 0,96, или в процентах η = 96%.

[55] Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М. Н. Фридман; Под ред. npoi Н. Ш. Кремера. — М.: ЮНИТИ, 2000. — С. 391.

[56] На рис. 68-74 поступление заказов смещено по оси ОХ вправо относительно момента заказа на величину времени, необходимого для передачи заказа поставщику и доставки заказанного товара.

[57] Предполагается, что норма страхового запаса для всех складов

[58] Содержание метода быстрого реагирования раскрыто в § 8.6.

[59] Данная концепция управления запасами широко применяется се­годня на Западе. При этом служба логистики должна найти такие схемы доставки, которые обеспечат снижение транпсортно-заготовительных рас­ходов и, соответственно, экономическую целесообразность завоза неболь­ших партий товаров.

[60] Методика решения, задач помеченных звездочкой (*), подробно рассмотрена в § 22.2, 22.3 и 22.4.

[61] ПРТС-работы — часто встречающаяся аббревиатура: погрузочно- разгрузочные и транспортно-складские работы.

[62] Закон квадратного корня подробно рассмотрен в § 20.2.

[63] Полный перебор вариантов размещения распределительного центра для транспортной сети с N узлами — пересечениями дорог, включи ет в себя оценку 2N вариантов. Таким образом, при расширении сети, т.е. при увеличении N, трудоемкость решения (даже для компьютера) несо­измеримо возрастает.

[64] Метод разработан автором учебника А. М. Гаджинским.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2946; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.029 сек.