КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социализация
Под социализацией имеют в виду то взаимодействие поколений, в результате которого от одного поколения к другому передается созданная и накопленная к этому времени культура. Культура понимается здесь широко, как совокупность тех достижений и обретений, которыми руководствовались предшествующие поколения для решения проблем, жизненно важных для существования человека. Социализация — это тот путь, который проходит биологическое существо, чтобы стать зрелым членом общества. Социализация — это одно из ос новополагающих понятий в общественных науках, опирающееся на соотношение «индивид» и «общество» (X. Браун, 1976) (Н. Brown). Социализация — это путь становления личности и одновременно гарантия непрерывности социума. Система символических привычек и действий, свойственных той или иной культуре, передается через социализацию от поколения к поколению. Социализацией в широком смысле можно считать все то усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализа ция продолжается в течение всей жизни; особенно важен период роста, из-за стремительности изменений. В узком смысле социализация — это процесс усвоения и присвоения, в результате которого человек получает и присваивает основополагающие ценности социума и нормы той культуры, в которой он живет. Социализация является объектом исследования многих наук: психологии, социальной психологии, педагогики, социологии и антропологии. Так, психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида. Общество же, в которое человек, так сказать, социализируется, исследованию практически не подлежит. Одно из направлений психологии, основанное 3. Фрей дом, — психоанализ — особое внимание уделяет изучению эмоциональной жизни ребенка. Отношения между ребенком и родителями рассматриваются как важнейшее условие развития личности ребенка и в целом как центральный фактор социализа ции вообще, т. е. адаптации личности к социуму. Социология рассматривает социализацию широко: 1. Проблемы социализации личности в конкретном обществе и возможные пути решения этих проблем. 2. Специфика групп и институтов общества, затронутых процессом социализации, будь то «институт брака» или любой коллектив: от детского сада до штата учреждения или завода. 3. Ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому. Антропология и, особенно, смежная с социологией наука — социальная антропология — изучают социализацию в своем аспекте, сравнивая социализацию людей в разной жизненной среде, опираясь на сопоставление и различие культур. В сфере общественных наук особый интерес к процессу социализации проявляют функционалисты, т. е. приверженцы функционалистического направления. Они задаются вопросом: каким образом общество выживает, сохраняет свою цельность. По функционалистической теории социализации (напр. Э. Дюркгейм и Т. Парсонс) общество выживает с помощью институционированных норм и тех общепризнанных ценностей, которые усваиваются как раз в процессе социализации (А. Рэнбю, 1986) (A. Ronnby). По той же теории, помехи социальной системы проистекают из отклоненного поведения индивидов, что свидетельствует о недостатках в цепи передачи норм социализации. Общество, в котором социализация и социальный контроль не функциональны, проявляет признаки упадка и разрушения. С/щиальная адаптация индивида происходит только через социализацию. Иными словами — смысл социализации и есть социальная адаптация. Самая ранняя социализация происходит, как правило, в сфере семьи и процессе воспитания, позже возрастает внешнее влияние. В процессе социализации индивид формирует собственное представление об обществе и усваивает поведенческие стереотипы, принятые в обществе для данной ситуации. 5. 4. 3. Конфликт. Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом. Конфликты встречаются на всех возможных уровнях, начиная с ролевого конфликта индивида до международного государственного конфликта. Промышленный конфликт — это драматическое расхождение в интересах между двумя важнейшими сторонами индустриального общества — капиталом и рабочей силой. Промышленный конфликт — это отражение социальных институтов, классовых отношений и политики индустриального общества. Многие считают конфликт необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать. Социальные конфликты имеют как позитивные, так и негативные последствия. Позитивные среди прочего следующие: 1. Социальный конфликт укрепляет взаимную связь внутри конфликтующих сторон. 2. Выявляет ожидания и цели конфликтующих групп. 3. Уменьшает индивидуальные отклонения и аномию в группах (т. к. вступившая в конфликт группа должна быть едина). 4. Усиливает тенденцию созидания и желание обновления. К негативным влияниям конфликта можно причислить следующие: 1. Социальный конфликт упрощает и схематизирует решения в том случае, если конфликтующие стороны хотят найти компромисс. Когда люди до конца не понимают друг друга, они легко прибегают к упрощениям, чтобы не углублять конфликт. 2. Социальный конфликт инкриминирует группе отклоняющееся поведение часто по одному частному случаю. Например, если в каком-то конфликте в Швеции был замешан хоть один финн, то его поступок обобщается и инкриминируется финнам вообще. Или группы, отличающиеся по какому-то признаку от основного населения, чаще и «легче» обвиняются обществом, при этом нередко основанием служит частный случай. 3. Социальный конфликт затрудняет поддержание порядка и устойчивости (Р. Лоури & Р. Ран-кин, 1972) (R. Lowry & R. Rankin). В социологии существуют различные теории состояния общества. Одни подчеркивают динамический характер общества и конфликты, связанные с этим, другие акцентируют стабильность и стремление к равновесию. Первая трактовка являет собой конфликтную модель состояния общества, вторая — равновесную модель. Представители структурно-функционалистичес-кого учения (Э. Дюркгейм, Т. O`pqnmq и др.), относящиеся скорее к сторонникам равновесия, считают, что общественная жизнь не прерывается, так как общество владеет методами и имеет структуры, с помощью которых оно выполняет присущие ему функции и удовлетворяет предъявляемые ему ожидания и потребности. Теоретики конфликта, например Ралф Дарен-дорф (1957) (Ralf Darendorf), подчеркивают, что в большинстве обществ постоянно происходят различные конфликты, особенно конфликты интересов. Динамичность общества означает, что в нем постоянно происходят изменения и одновременно с изменениями — конфликты и разногласия. Конфликтные ситуации могут быть объединены в следующие группы: — региональные, — национальные, — расовые, — религиозные, — производственные. Многие исследователи сходятся на том, что конфликт предохраняет социальные системы от окостенения, требуя изобретений новшеств и созидательности. По их мнению, например, европейская культура уже перестала бы существовать, не будь классовых противоречий и социальных конфликтов. По этой теории конфликты необходимы социальной системе для обновления энергии и возрождения творческих сил. Экономическое, техническое и социальное развитие рождалось в противоречиях и подталкивалось ими.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |