Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория отставания культуры

ПЕРЕМЕНА И ЕЕ ТОЛКОВАНИЯ

В обществе постоянно происходят перемены, как социальные, так и культурные. Социальная перемена означает процесс, в ходе которого наблюдаются значительные изменения структуры и деятельности какой-то социальной системы. В результате возникают новые группы, а следовательно, и новый тип взаимодействия.

Понятие «социальная перемена» не совпадает с понятиями «социальное развитие» и «прогресс», так как в эти последние входит оценочный компонент, в то время как в понятии «социальная перемена» его нет. Социальная перемена порождает социологические проблемы, связанные с необходимостью адаптации.

Вильям Ф. Огберн (William Ogburn, 1886-1959) доказал, что первостепенным стимулятором социально-культурной перемены в индустриальных странах является техника. Техника, по его мнению, развивается по своим законам. Она, как будто независимая, переменная величина, постоянные вариации которой в ходе технического прогресса порождают напряжение и длительные процессы приспособления в других секторах общества.-Однако в целом в обществе существует гипотетическое состояние равновесия, которое определяется в каждый момент по соответствующему этому моменту состоянию техники.

Так как техническое развитие постоянно и быстро идет вперед, может случиться так, что занимающий более длительное время процесс адаптации в дру гих областях не достигает соответствующего уровня к этому моменту. Поэтому можно говорить об «отставании культуры» в сравнении с техникой. Например, правила и нормы уличного движения входят в практику, как правило, гораздо позже, чем возникает новая обстановка движения, определяемая новым уровнем техники.

Исключительно интересно соотношение морали, этики и технического прогресса. Например, едва ли можно «обвинять» Жолио и Марию Кюри, открывших радиоактивность, в создании на основе этого открытия атомной бомбы («отцом» которой, как известно, считается Р. Оппенгеймер). Без большой натяжки можно предположить, что вряд ли эти ученые остановили бы свои эксперименты, если бы даже могли предвидеть, к каким трагическим последствиям приведет их открытие в будущем. Научную мысль, технический прогресс остановить невозможно, и дело этики и морали, т. е. «культуры» вообще, использовать технические достижения позитивно.

Схема на с. 174 в упрощенном виде изображает это соотношение. Изменение технического уровня происходит к моменту Т-1, а культурные ценности и нормы достигают соответствующего изменения только к моменту Т-2. Между этими моментами остается маргинальный период, состояние без норм или время нестабильности. Это создает большие проблемы для общества, которое не имеет в этот период ясных ориентиров в своей деятельности.

Теория «культурного отставания», предложенная В. Огберном, показывает, что культурные ценности и нормы меняются несравненно медленнее, чем совершается технический прогресс. Однако и техника не существует вне общества как нечто совсем не зависящее от него или стоящее над ним (ср. идею «технократии»). Процесс адаптации между обществом и техникой — двусторонний.

Существенные социальные изменения как в технике, так и в культуре — ментальной сфере — приводят к изменению типа общества в целом.

6. 2. ОТ ОБЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО К ОБЩЕСТВУ, УПРАВЛЯЕМОМУ ИЗВНЕ.

Существует несколько классификаций общества, основанных на разных критериях. Например, дихотомия Э. Дюркгейма предлагает считать обществом «механическую и органическую солидарность»; Ф. Тэннис ввел в социологию понятия «Gemeinschaft» (гемейншафт) и «Gesellschaft» (ге-зелыпафт), за которыми стоит противопоставление «неспециализирующихся» и «комплексных» обществ.

Исследуя влияние разных религий на общество, и особенно значение протестантской этики для развития капитализма, М. Вебер (М. Weber) подчер кивал, что появление индустриальных обществ из недр аграрных явилось прежде всего результатом изменения нравственных норм и актуализации таких достоинств, как прилежание, чувство долга, трудолюбие и нравственная чистота. Реформатор Мартин Лютер (1483-1546) и его последователь Жан Кальвин (1509-1564) (по имени которого названо одно из религиозных направлений — кальвинизм), подчеркивали эти черты как достоинства, гарантирующие экономический и общественный успех на gelke и вечность после смерти.

На этих исследованиях базируется и дефиниция Давида Рисмана (1953) (David Riesman), включающая в себя также и анализ производства как материальной базы общества. Его теория содержит два важнейших аспекта: специфика производства в рамках разных культур и демографический фактор. Остановимся на последнем.

Произошедший в XVIII веке прогресс в науке, особенно в естествознании, и вызванное этим улучшение здравоохранения, питания и жилищных условий понизили смертность. За этим, через некоторое время, последовал спад рождаемости. В ре зультате взаимодействия этих демографических факторов образуется такой феномен, как «сила населения». Если «силу населения» изобразить графически, то можно четко выделить три уровня. Первый уровень характеризует высокая рождае мость и высокая смертность. На третьем уровне оба фактора низки. Средний уровень отражает нестабильный период перемен.

График силы населения, показывающий динамику прироста населения, дал Д.

Рисману повод различать три типа социального уровня развития: 1.Традиционное общество, в котором поведением индивидов управляют традиционные ценности.

2. Общество, управляемое изнутри, в котором поведением индивидов управляют личные ценности.

3. Общество, управляемое извне, — в котором индивид оценивает и направляет свою деятельность, сообразуясь с оценкой, исходящей от «посторон них», например коллег, друзей, соседей, или ориентируясь на общепринятое мнение.

Традиционное общество — это прежде всего общество аграрное, в котором профессия, как правило, переходит от отца к сыну и в котором поведением управляют традиции. То или иное решение может удовлетворять или не удовлетворять индивида, но он практически не имеет выбора: он должен поступать так, как предписано традицией.

Общество, управляемое изнутри, актуализирует индивидуальность, самостоятельные решения, собственную точку зрения. Такое поведение характерно особенно для периода активной экономической жизни, для стадии индустриализации, при повышении социальной мобильности. Переходный период отличается отсутствием твердых норм, и поэтому «управляемый изнутри» человек должен искать опору в себе самом и в тех ценностях и нормах, которые были усвоены им в процессе социализации.

Общество, управляемое извне, характеризуется тертиарными (лат. тертиус — третий) промыслами, под чем подразумеваются маркетинг и услуги. Производство и в этом случае, естественно, занимает важное место, но общественные проблемы возникают, скорее всего, из-за трудностей сбыта и даже перепроизводства. В oephnd экономического роста и в производстве и сфере услуг появляются новые профессии и новые группы работников. Вслед за этим формируются новые общественные организации, профсоюзы, ассоциации и пр. Обществу необходима быстрая адаптация к вновь возникающим ситуациям.

Для более успешной адаптации человек вынужден переквалифицироваться и вообще обучаться тем механизмам, которые помогают приспосабливаться к меняющимся ситуациям. Опора только на традиции или идеалы, усвоенные в социализации, уже не гарантирует успеха, для его достижения индивид должен учитывать внешние обстоятельства и приспосабливаться к ним. «Строя» свое поведение, индивид должен обращать внимание на мнение членских и референтных групп, к которым он принадлежит. При этом он заново присваивает коллективное поведение, получая извне его нормы и модели.

Профессию теперь выбирают не только по традиции или по собственному желанию, но и с помощью институциональной профессиональной ориентации.

Например, в финских школах есть специальный предмет «Профессиональная ориентация», и даже в самом маленьком городке Финляндии существует специальное учреждение «tyovoimatoimisto», что значит «биржа труда», где работают специалисты, помогающие людям получить новую квалификацию и найти свое место «в рабочем строю».

Типология Д. Рисмана дает представление о переходе общества с довольно статичного аграрного уровня к индустриальному и, наконец, к постин дустриальному, который характеризуют ускоряющиеся перемены. Изложенные в типологии стадии развития выявляют существенные черты этих перемен.

6. 3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО.

Американский социолог Даниель Белл (1974) (Daniel Bell) ввел в употребление понятие «постиндустриальное общество», которое (понятие) обо значает, что общество перешло на стадию тертиарных промыслов и что в сфере услуг занято не менее 50 % работающего населения. США достигли этого в 1960 году, Финляндия на 20 лет позже.

Следующий график показывает динамику деловой жизни с точки зрения производительности труда и способности потребления (The Future Is Tomorrow.

Europe 2000. 1972).

Постиндустриальное общество способно производить как аграрные, так и промышленные продукты, намного превышая собственные потребности. Это — период перепроизводства, которому свойственно максимальное развитие маркетинга и услуг и к которому даже приложим термин «общество сервисного хозяйства».

На основании исследований Д. Белла его последователями составлена таблица, представляющая общественно-экономические фазы и уровень развития.

Opedhmdsqrph`k|m` фаза здесь соответствует упомянутому ранее аграрному об ществу.

Из таблицы, приведенной на с. 182-183, видно, что постиндустриальную фазу характеризуют, помимо услуг, направленность в будущее, межличностная коммуникация, большая роль научных исследований, так же как и теоретических знаний и образования.

По причине использования принципиально новой технологии постиндустриальное общество стали называть также и «информационным обществом», в котором «умственная технология», информация, и обработка знаний занимают все большее и большее место (И. Масуда, 1983) (Y. Masuda). Повышение роли знаний повысило и престиж образования в обществе. Уже до постиндустриальной стадии говорилось об «обществе образования», позже этот термин приобрел новый оттенок — «образование Прединдустриаль Индустриальная Постиндустриаль ная фаза фаза ная фаза Принцип, управ Традиционализм Экономический Центральное ляющий рост место знаний развитием Главный сектор Заготовка сырья Обработка Услуги Производства Главный контин Крестьянин, Рабочий, заня Служащий, гент рабочей занятый тый работающий с силы освоением переработкой информацией, природной среды материалов знаниями, символами Управленческая Хозяин, Предприниматель Исследователь, группа, владелец, профессиональ специалист, соединяющая ный ведущий ресурсы руководитель администратор Основная Семья Предприятие, Исследовательск производственна завод, фабрика ий институт, я единица сервисный офис Высший уровень Основные Социальные по Самореализация, потребностей бытовые требности потребность в потребности знаниях Перспектива Направленность Адаптация к Направленность времени в прошлое настоящему в будущее, Времени прогнозы, Сценарии Члены Человек — Человек — Человек — социальной природа машина человек Коммуникации Движущая сила Природные Созданная Информация, ресурсы энергия обработка физическая сила знаний Стратегический Продукты Реальный Образование, Ресурс питания капитал, умст- Сырье «свод правил», венный капитал «ноу- хау» Технология Ручной труд Механизированна Умственная я технология Технология Метод, управля Здравый смысл, Эмпиризм, Модель, теорети ющий решениями «метод проб и испытательное ческая база при ошибок», опыт исследование нятия решений, анализ систем и т.п.

взрослых, переквалификация и дополнительное образование», которые из-за быстро меняющейся профессиональной и промысловой структуры и постоянно обновляющейся технологии вышли на передний план в адаптации человека в современном обществе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поведение персонала гостиниц в экстремальных условиях | Информационное общество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.