Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексические нормы и речевая культура

Заимствованные слова в современном русском языке

Лексические нормы и речевая культура.

Тема 2.2. Лексические нормы

Лексика русского языка и её формирование.

Словарный состав русского языка богат и разнообразен. Так, в наиболее полном «Словаре современного русского литературного языка», изданном в конце сороковых годов - начале пятидесятых годов ХХ века зафиксировано 120 000 слов.

При подходе к лексике с точки зрения источников её формирования, происхождения исследователи выделяют два ряда лексических пластов: 1)слова незаимствованные, исконные, возникшие в самом русском языке или унаследованные из более древнего общего языка- источника -общеславянского (мать, отец, кот, корова, осина, ночь, весна, день, ведро, вилы, горы, заблудиться, одуванчик, насупиться, самовар, крынка).

2)слова, заимствованные русским языком как из близкородственных, так и неродственных, неславянских языков.

 

Среди заимствованных из славянских языков, особую роль играют старославянизмы, слова пришедшие из старославянского языка, языка древнейших (Х-Х1) памятников славянской письменности.

На старославянское происхождение многих слов указывают фонетические признаки: а) наличие в положении между согласными неполногласных сочетания –ра-ла, -ре,-ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями (-ело), -ере, например: град-город, сладкий- солодкий, брег- берег, плен – полон; б) сочетания –ра,-ла, в начале некоторых слов в соответствии с русскими сочетаниями – ро, -ло, например: равный-ровный, лолодка-ладья;

в) сочетания жд в соответствии с русским ж, например: невежда- невежа;

г) щ в соответствии с русским ч, например: пещера – Печора;

 

В лексику русского языка на протяжении развития его словарного запаса вошло значительное число слов, заимствованных из других языков. Основная причина заимствования связана прежде всего с проникновением в общество предметов, понятий, ранее отсутствовавших в жизни русских людей.

С течением времени в связи с вхождением новых понятий в жизнь такие слова или прочно усваиваются нашим языком, например: гардероб, буфет, диван, трамвай,спиннинг и т.д. или заменяются собственными словами, например: самолет вместо аэроплан, или остаются в пассивном запасе языка, например: голкипер при более современном вратарь.

 

Лексику с точки зрения употребления принято разбивать на две большие группы:

а) слова общеупотребительные, межстилевые;

б) слова, ограниченные в употреблении.

 

 

Основным пластом лексики современного русского языка являются слова общеупотребительные, межстилевые, например: помогать, говорить, свет, жизнь, утро, день, и т.д.

На фоне этой стилистически нейтральной лексики выделяются два других разряда слов: слова с повышенной стилистической окраской – книжные и слова с пониженной стилистической окраской – разговорные.

Книжные слова – это слова, присущие прежде всего письменной речи (научным работам, официально- деловым документам, публицистике),например: аспект, генезис, интерпретировать, дифференциальный и т.п. Чаще всего книжные слова не имеют экспрессивной окрашенности. Однако, в книжной лексике выделяются слова высокие, придающие окраску торжественности, возвышенности или поэтичности, например: беззаветный, возмездие, грядущее, зиждиться.

Разговорная лексика – это слова, свойственные повседневной, обиходной речи, имеющие признаки непринужденности и поэтому не всегда уместные в речи книжной, например: хворать(вместо болеть),картошка (вместо картофель), впустую (вместо напрасно).

Ещё большую сниженность по сравнению с разговорной лексикой имеют слова просторечные, характеризующиеся грубоватостью, упрощенностью и служащие обычно для выражения разных отрицательных оценок: башка (голова), облапошить (обмануть), муторный (неприятный),замызганный (грязный).

Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения.У одного слова может быть несколько значений, и для каждого значения многозначного слова характерно своё окружение, своя сочетаемость с другими словами.Вопрос о сочетаемости слова с другими словами - один из важнейших вопросов речевой культуры.Нередко говорящий ставит перед собой вопрос, как лучше сказать: рецензия о статье или рецензия на статью,категорический человек или категоричный и т.д. Сочетаемость может быть свободной, широкой и крайне ограниченной.Так, сочетаемость слов стол, лампа, карандаш ограничена лишь естественными связями в окружающем мире, а сочетаемость слов моргать (глазами), узы(брака,дружбы), замкнуть (цепь) и т.д. Чем больше у слова значений, тем богаче и многообразнее его потенциальное окружение.Например: играть во что - в теннис,в футбол, играть на чём, играть чем и т.д. Значение слова нужно знать точно и полнлстью.Кроме того,необходимо учитывать, что семантический облик слова со временем может изменяться, изменяется и его сочетаемость.Существительное резюме в литературном языке используется в значении "краткий вывод из сказанного, написанного": резюме статьи,доклада, книги.Кроме того, в последние годы слово резюме часто используется в значении "краткая трудовая биография": подготовить резюме,образец резюме и т.д.

Характерная черта современного русского языка - расширение сочетаемости слов, относящихся к сферам политики и экономики: менеджер,акции и т. д. Именно различия в сочетаемости позволяют разграничивать слова-паронимы.Например,паронимы гарантийный и гарантированный сочетаются с разным набором существительных. Чтобы избежать ошибок в сочетаемости, следует обращаться к словарям.Специальные словари трудностей русского языка фиксируют те словосочетания, в которых особенно часто допускаются речевые ошибки.

 

 

 

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И МАСТЕРСТВО ОБЩЕНИЯ

 

 
Выпуск 20 Архив рассылки

КАК УВЕЛИЧИВАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?



Как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? Предполагаю, что точного ответа не знает никто. Даже специалисты способны назвать только порядок, но не точное число. Как утверждают некоторые из них - около пятисот тысяч слов (тут напрашиваются три восклицательных знака).

Некоторые иностранцы - философы и писатели, которые хорошо владели нашим языком - утверждали, что русский язык - один из самых выразительных среди европейских языков. "Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы" - заметил Проспер Мериме. Если русский язык самый выразительный в Европе, то вполне возможно, что и во всем мире тоже.

Можно сказать, что нам повезло в том, что мы с рождения получили в своё распоряжение такое мощное выразительное средство, как русский язык. Мы можем быть довольны тем, что имеем возможность описывать свои мысли более точно, чем прочие иностранцы.

Однако, друзья, даже если бы мы с вами имели в своем лексиконе все полмиллиона слов нашего великого и могучего языка, и даже если бы мы при этом могли манипулировать ими с необычайной легкость, то даже в этом случае мы не смогли бы адекватно отразить свои мысли в своей речи. Почему? Потому что мысль первична, а язык вторичен. Мысль может иметь миллионы оттенков, а при помощи языка можно передать лишь некоторые из них. За одну секунду можно подумать о том, что требует многоминутного изложения. Поэтому, каким бы богатейшим не был язык, он не в состоянии полностью отразить все тонкости человеческого мышления.

А если учесть, что у среднестатистического гражданина в запасе не пятьсот тысяч, а, по оценкам некоторых счетоводов - примерно три тысячи слов, то можно увидеть всю ограниченность его выразительных возможностей. Чем больше слов мы будем иметь в запасе, тем более точно и легко сможем выражать свои мысли в речи.

Как вы понимаете, словарный запас каждого из нас делится на пассивный (слова, которые мы знаем, но не употребляем) и активный (слова, которые мы используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас на порядок превышает активный.

Наш активный словарный запас весьма подвижен - с одной стороны он растет, а с другой - потихоньку тает. Если человек долго сидел в одиночной камере и при этом ни с кем не общался, то после выхода на свободу он обнаружит, что во время разговора он стал активнее двигать руками, т.к. развившаяся косноязычность заставляет его вставлять дополнительные жесты вместо забытых слов. Если вы изучали иностранный язык, то могли заметить, что если язык не практиковать, то он быстро забывается. Поэтому, для увеличения словарного запаса необходимо не только ускорить поступление новых, но и замедлить процесс забывания уже имеющихся в запасе слов (под забыванием имеется в виду не пропадание слов из памяти навсегда, а переход из актива в пассив).

Рост нашего словарного запаса происходит всю жизнь со средней скоростью - одно слово в неделю. Не очень быстро. Как ускорить этот медленный процесс?

Некоторые методы увеличения активного словарного запаса:

  1. Общение (во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника - происходит словообмен между ними);
  2. Читать вслух (читая про себя, мы тоже пополняем свой лексикон, но не так быстро, потому что таким способом мы слова только видим, при чтении же вслух, мы их помимо этого еще и слышим и, что самое важное, - произносим, поэтому лучше запоминаем);
  3. Пересказывать близко к тексту (когда текст свеж в памяти, то во время его пересказа мы в большей степени склонны оперировать именно теми словами, которыми он был написан, переводя, таким образом, некоторые слова из пассива в актив. На мой взгляд, это очень плодотворный метод для стимулирования роста словарного запаса у детей - попросите ребенка пересказать вам домашнее задание по предмету, урок в школе и т. д.; если вы будете благодарным слушателем, стимулируя тем самым его желание к пересказам, то он будет совмещать приятное с очень полезным);
  4. Работать со словарем синонимов (в русском языке очень богатые синонимические ряды - каждое слово в среднем имеет 5-6 синонимов; некоторые слова могут иметь до сорока синонимов (например, "большой", "хороший"); возьмите любой текст (ваше письмо, объявление, заявление, статья и т.д.) и при помощи словаря постарайтесь заменить его слова на соответствующие синонимы, чтобы не пострадал смысл текста);
  5. Учить наизусть побольше всего - стихи и прозу, цитаты, афоризмы, пословицы и т.д. (очень удобно заучивать всевозможные тексты, многократно прослушивая их в записи. Недавно вышел в свет аудиосборник на компакт-дисках и кассетах с краткими изречениями мыслителей разных времен - от Конфуция до Эйнштейна под названием "Лучшие мысли человечества". Даже простаивая в пробке, понимаешь, что время не проходит зря, когда в автомобиле приятный поставленный голос читает остроумные высказывания великих людей на фоне расслабляющей музыки - очень полезная штука за символическую плату (с доставкой); к тому же - отличный подарок. Рекомендую. Про диск (кассету) с афоризмами смотрите тут. Там же можно прослушать фрагменты).

Вы понимаете, что лишнего словарного запаса не бывает.



Феликс Кирсанов, [email protected]

 

Переиздание материалов статьи приветствуется только с обязательными ссылками на сайт http://www.orator.ru/ (в интернете - гиперссылка) и на автора

 

 

 

 

 

http://u2305.47.spylog.com/cnt?cid=230547&f=3&p=1&rn=0.8653745993185671

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к оформлению документов | Заимствованные слова в современном русском языке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.