КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Снос строения
Гражданское законодательство предусматривает наступление следующих неблагоприятных последствий для лица, осуществившего самовольную постройку: - невозможность распоряжаться самовольно возведенным строением; - обязанность застройщика осуществить ее снос; - привлечение к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ. Подобные нормы действовали и ранее. Например, в постановлении Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках", действующее до сих пор наряду с ГрК РФ и ЗК РФ в целях борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" (действие которого не прекращено до настоящего времени) было установлено, что "За самовольное строительство без надлежащего письменного разрешения руководители государственных учреждений и предприятий, кооперативных и общественных организаций и индивидуальные застройщики привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Самовольные застройщики, приступившие после издания настоящего постановления к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно по получении соответствующего письменного требования исполкома городского или поселкового Совета народных депутатов прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строений и привести в порядок земельный участок. В случае невыполнения ими указанных требований исполнительный комитет дает распоряжение отделу коммунального хозяйства о сносе самовольно возведенного строения или части строения. Органы Рабоче-крестьянской милиции обязаны оказывать необходимое содействие по приведению в исполнение распоряжения исполнительного комитета о сносе строения." На сегодняшний день, в соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ если за лицом не признано право собственности на самовольную постройку, она подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. В качестве примера можно привести постановление ФАС Дальневосточного округа от 4.04.2006 г. N ФОЗ-А04/06-1/117. В соответствии с материалами указанного дела индивидуальный предприниматель осуществил самовольную постройку (пристройку к зданию, занимаемому на законных основаниях отделом охраны УВД города). В признании права собственности на эту пристройку ему отказано вступившим в законную силу решением арбитражного суда. Пристройка занята властным органом, использующим основное здание, его права на эту пристройку в установленном порядке не признаны. Предприниматель намеревался произвести снос строения с целью использования строительных материалов в других целях, о чем проинформировал пользователя спорного здания. Однако просьба осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий отдела охраны по созданию препятствий в сносе самовольной постройки. Суд кассационной инстанции указал на то, что снос самовольной постройки невозможен лишь в случае признания на нее права собственности за лицом, обладающим земельным участком, на котором расположено соответствующее строение. Важным является следующий момент. Законодательно не установлен порядок действий, связанных со сносом самовольных строений, не определено, вправе ли соответствующие права реализовывать в административном порядке контролирующий орган по осуществлению надзора в сфере строительства, либо снос должен осуществляться только на основании решения суда (в порядке его исполнения). Если исходить из того, что самовольная постройка не является объектом гражданских прав, а только совокупностью строительных материалов, ее снос не затрагивает имущественные права и законные интересы лица, осуществившего строительство. Поэтому допускается вывод о том, что снос может быть произведен на основании решения уполномоченного административного органа. В качестве примера можно привести Положение о порядке сноса самовольных строений в г. Красноярске, утвержденное решением Красноярского городского совета от 26.09.1997 г. N 6-43, а также положение о порядке выявления и сноса самовольных строений на территории г. Красноярска, утвержденные постановлением администрации г. Красноярска от 06.09.2004 г. N 398. Указанными документами регулировался ранее административный порядок сноса самовольных построек, находящихся на территории г. Красноярска. Аналогичным документом является Типовое Положение о районной комиссии по рассмотрению вопросов сноса самовольных построек, утвержденное постановлением мэра г. Саратова от 17.09.1999 г. N 770. Комиссия создается в целях рассмотрения вопросов сноса самовольно построенных жилых домов, строений, сооружений, гаражей и иного недвижимого имущества, созданного на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо созданного без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В данном случае интересна следующая обязанность председателя комиссии. Он может вносить главе администрации предложения о сносе самовольных построек. Это можно обосновать, например, тем, что ранее, до 22.09.2003 г. действовало Положение о порядке сноса самовольной постройки (приложение 2 к решению Саратовской городской Думы от 29.04.1999 г. N 30-292), которое утратило силу. В соответствии с ним самовольно построенные (возведенные) жилые дома, гаражи, строения, сооружения и иное недвижимое имущество выявлялись в результате инвентаризации и проверок, проводимых управлением государственного архитектурно-строительного надзора города Саратова, управлением архитектуры и градостроительства г. Саратова, отделом государственного земельного контроля г. Саратова, городским комитетом по охране природы, городским центром Госсанэпиднадзора, МУП "Бюро технической инвентаризации", осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с их компетенцией. А решение о сносе самовольных построек принимала администрация города. При этом расходы по производству сноса самовольной постройки возмещались за счет лиц, осуществивших ее уже в судебном порядке. Возвращаясь к действующему законодательству, можно сделать вывод о том, что в соответствии с типовым положением о районной комиссии право требовать сноса самовольной постройки указанным положением было предоставлено органу местного самоуправления исходя из полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, определенных в ст. 8 ГрК РФ. С другой стороны, ст. 62 ЗК РФ предусматривает следующее. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в частности, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений) на основании решения суда. Это также обосновано тем, что при сносе самовольной постройки в любом случае будут затронуты имущественные права заинтересованных лиц, пусть даже касающийся стоимости строительных материалов, использованных при строительстве. В связи с этим обоснованным будет являться снос самовольной постройки, осуществленный на основании судебного порядка. В перечне вопросов, вынесенных для обсуждения в докладе о применении законодательства о самовольных постройках (ФАС Северо-Кавказского округа) 14 мая 2008 г., и в тезисах этого доклада по вопросу: "Вправе ли органы местного самоуправления принять решение о сносе самовольно построенного объекта?" были высказаны две точки зрения. Решение о сносе самовольной постройки может приниматься судом или государственным органом, уполномоченным принимать решения о сносе незаконно возведенных строений. При этом нужно согласиться с позицией многих юристов - независимо от решения вопроса о допустимости административного порядка сноса самовольных построек, очевидно, что при поступлении в суд иска о сносе такой постройки он подлежит рассмотрению по существу. В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. был задан следующий вопрос. Возражая против исполнения решения суда о сносе самовольно возведенного строения, должник ссылается на то, что эта постройка является местом его жительства, а требование о выселении к нему предъявлено не было. Необходимо ли было истцу при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения предъявлять также требование о выселении лиц, проживающих в этом помещении? В ответе было указано следующее. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Из положений данной нормы следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав. Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано. Поскольку у лица не возникает право на проживание в данном помещении, то вынесение судом решения о сносе самовольной постройки не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением, поэтому оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных построек не имеется. Исходя из этого, когда некое лицо подает заявление о признании жилого помещения самовольной постройкой, нет необходимости предоставлять дополнительное заявление о выселении граждан из жилых построек, которые подлежат сносу. Это происходит оттого, что если суд выносит решение о сносе самовольно возведенного жилья, он не нарушает прав граждан на проживание в указанном жилом помещении. Требование о выселении необходимо предъявлять только в том случае, если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении. То есть, с одной стороны законодательство не допускает возможность регистрации по месту нахождения самовольной постройки, но в случае, если это все же произошло - нужно предъявлять иск о выселении.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |