Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямая и представительная демократия

Конституционные основы демократии в РФ;

Прямая и представительная демократия;

Ожесточенная борьба с инакомыслием;

Наличие мощной государственной машины;

Наличие харизматических субъектов. Культ личности;

Одна официальная идеология;

4.

3.

2.

1.

Понятие и элементы формы государства;

2) Форма правления: понятие, виды;

3) Форма государственного устройства: понятие, виды;

4) Политический (государственный) режим: понятие, виды;

5) Форма современного Российского государства;

Форма государстваэто организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Понятие формы государства дает ответ на вопрос о том, как организована власть на территории определенного государства.

Государство представляет собой единство содержания и формы. Значение формы велико, так как от того: насколько форма соответствует содержанию, зависит эффективность действия государственной власти.

На форму государства влияют: конкретно-исторические (историческая эпоха, тип цивилизации), исторические традиции, географические, природные, климатические условия, социально-экономические, геополитические факторы религиозные особенности, национальный состав, демографические факторы, культурный уровень.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации органов государственной власти; их взаимоотношения друг с другом и с населением);

2) форма государственного устройства (характеризует территориальную организацию государственной власти, соотношение между государством как целым и его составными частями – территориальными единицами);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов осуществления государственной власти);

Форма правления это организация высших органов государственной власти, порядок образования этих органов, характер их взаимодействия между собой и с населением.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия (греч. monarchia - единовластие)это форма правления, где высшая государственная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху, султану, раджи), который занимает престол по наследству, пожизненно осуществляет власть и не несет юридической ответственности перед населением. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления в разных государствах.

Признаки монархии:

1) Верховная власть принадлежит одному лицу - единоличному главе государства;

2) Верховная власть осуществляется пожизненно;

3) Верховная власть передается по наследству. Хотя существуют выборные монархии. Например, в Малайзии монарха выбирают на 5 лет;

4) Верховная власть монарха ни от кого не зависит;

5) Монарх является юридически безответственным лицом;

6) Монарх обожествляется;

Первой формой монархии являлась рабовладельческая монархия – восточная деспотия, которую имели многие государства Древнего Востока –Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. В условиях феодального строя различают: раннефеодальную монархию (XI в. до н.э. - I в. н.э.); сословно-представительные монархии (X-XV вв.), в которых власть монарха ограничивалась представительным органом, например, Генеральными штатами во Франции (1302-1789), Земским собором в России (середина XVI в. – конец XVII в.); абсолютные монархии.

Виды монархий:

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные).

При абсолютной монархии власть монарха ни фактически, ни юридически ничем не ограничена. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. В его руках сосредоточены законодательная, исполнительная и судебная власти. В мировой истории такими странами были Россия XVII - XVIII веков и Франция до революции 1789 г. настоящее время к абсолютным монархиям относится Оман (Конституцию приняли в 1996 году), Бруней, Ватикан, Катар, Объединенные Арабские эмираты, Саудовская Аравия (Конституцию приняли в 1992 г.).

При конституционной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами власти (парламентами, сословно-представительными органами власти). Конституционные монархии сложились в период становления буржуазного общества. В конституционной монархии монарх ограничен выборным органом – парламентом либо Конституцией (либо и тем и другим). Высшая государственная власть осуществляется на основе и в рамках Конституции. К конституционным относятся монархии в Великобритании, Швеции, Испании, Японии, Норвегии и другие.

Конституционные монархии также делятся на: дуалистические и парламентарные.

Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, хотя монарху принадлежит право абсолютного вето и право неограниченного роспуска парламента. Монарх имеет право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам или имеющие даже большую юридическую силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Она была распространена в XIX в. и начале XX в. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии[1], существовавшие в Западной Европе в Средние века (Например, Пруссия в XIX веке, Россия конца XIX века – начала XX века, в настоящее время Иордания, Марокко, Кувейт, Свазиленд).

Парламентарная монархия – это форма правления, которой свойственно максимальное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной власти. Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, победившей на выборах, становится главой правительства. Несмотря на то, что монарх формально назначает главу правительства и министров, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Парламент ограничивает монарха. В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если она прошла одобрение в парламенте. При парламентарной монархии, монарх – глава государства, а законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют конституционно сформированные органы. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Но эта прерогатива монарха имеет формальный характер. Монарх, как правило, не отказывается от подписания законопроектов. Иногда монарх наделяется правом отлагательного вето, но использует его крайне редко. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако такая подпись требует контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). При парламентарной монархии монарх царствует, но не правит, он является символом нации, государства. Фигура монарха становится декоративной. Например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Бельгия, Испания, Япония, Канада.

Республика (от лат. res publica – общественное дело. Термин ввел Цицерон) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки республики:

1) Источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному законодательному органу - парламенту. Однако следует учитывать, что никогда ни в одной стране к участию в деятельности государственной власти не допускалось все без исключения население.

2) Высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

3) Срок полномочий высших представительных органов государственной власти ограничен;

4) Выборные органы государственной власти несут ответственность перед избирателями;

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике (V-IV вв. до н.э.), в Спарте (V-IV вв. до н.э.), Римской аристократической республике (V-IV вв. до н.э.). В истории известны и феодальные города-республики (Флоренция, Венеция, Генуя (в Италии)); Новгород и Псков (в России), США с 1787 г., Франция с 1792 г.

Виды республик:

Республики подразделяются на парламентарные и президентские и смешанные.

Они различаются главным образом тем, какой из органов государственной власти – парламент или президент – формирует правительство и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах. Парламент формирует правительство и избирает (непосредственно или в составе особой коллегии выборщиков) президента. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент парламентарной республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство возглавляет премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах. Реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает. Главой государства выступает глава правительства – премьер-министр. Пример парламентарной республики: Германия, Италия, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Турция, Индия, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Ирак, Польша, Греция, Болгария, Латвия, Литва, Израиль, Португалия.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент избирается населением всей страны или выборщиками, является одновременно и главой государства и главой правительства. Президент наделен правом роспуска парламента и правом отлагательного вето на решения парламента. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Пример президентской республики – Россия, США, Мексика, Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Парагвай, Эквадор.

Смешанная республика – это форма правления, где правительство формируется и президентом и парламентом. Пример смешанной республики – Франция, Финляндия.

Форма государственного устройства территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство (от лат. unus - один) – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом и политической самостоятельностью.

Унитарное государство отличается полным политическим единством и неделимостью. Оно имеет один высший представительный законодательный орган власти – парламент и одно правительство. В унитарном государстве вся полнота власти находится у центральных органов. Органы власти административно-территориальных единиц находятся в полном подчинении у центра. У административно-территориальных единиц нет своей конституции и своего законодательства. В унитарном государстве может функционировать местное самоуправление, также как и в федеративном.

Большинство государств мира унитарные. Унитарное государство хорошо управляемо. Сила унитарного государства в единстве. Пример унитарных государств: Франция, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Великобритания, Польша, Венгрия, Болгария, Италия, Китай, Япония, Турция и другие. Следует отметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определенных автономных образований. Например, статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер) в современной Великобритании, остров Афон в Греции и т.д.

Виды унитарных государств по степени зависимости от центральной власти:

1) В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Швеция, Дания, Турция и т.д.);

2) В децентрализованных, в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы и наделяются значительно более высокой компетенцией (Испания, Япония и т.д.).

Федеративное государство (лат. foedus - союз)– это сложное союзное государство, части которого (республики, провинции, штаты, земли, кантоны) являются государствами или государственными образованиями, обладающими частичным суверенитетом (политической самостоятельностью).

Федерация основана на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции (уставы), законодательство по вопросам своего ведения, собственные высшие государственные органы. У субъектов федерации отсутствует право сецессии, то есть выхода из состава федерации. Наличие в федерации двух систем высших государственных органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. В мире 26 федераций. Среди них Россия, Австралия, Канада, США, ФРГ, Австрия, Швейцария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Мексика, Бельгия, Нигерия, Индия, Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак и другие.

Виды федераций:

В зависимости от принципа построения или роли национального фактора:

1. По территориальному принципу (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика);

2. По национальному принципу (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан, СССР);

3. По смешанному национально-территориальному принципу (РФ, Швейцария, Канада).

По способу возникновения:

1. Конституционные федерации (США, Канада, Бразилия);

2. Конституционно-договорные федерации (РФ);

3. Договорные федерации (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты).

В зависимости от объема полномочий:

1. Асимметричные федерации (ее субъекты неравноправны), например, РФ;

2. Симметричные федерации (ее субъекты равноправны), например, США;

От унитарных и федеративных форм государственного устройства следует отличать формы межгосударственных союзов. В частности, конфедерацию.

Конфедерация это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация – это переходная форма государственного устройства. Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации.

Конфедерация (от позднелат. – confoederatio – союз, объединение)– это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических, политических). Признаки конфедерации: 1) Конфедерация основана на договорных началах; 2) Государства, входящие в конфедерацию обладают суверенитетом; 3) Конфедерация- это временный союз; 4) Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; 5) Конфедерация не обладает суверенитетом; 6) Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации; 7) У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы; 8) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; 9) Конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета 10) Достигнув целей, ради которых они были созданы, конфедерации либо распадаются либо преобразуются в федерации. Пример: США (1776-1787); Швейцария (1815-1848); Германский союз (1815-1867); Австро-Венгрия (1867-1918); Сенегамбия – это объединение Сенегала и Гамбия в 1982-1989 гг. В настоящее время конфедеративные элементы присутствуют у ряда союзов, к примеру, Европейского Союза, Британского Содружества, СНГ. В определенной мере к конфедерации можно отнести Бенилюкс, Асеан, Карибское Сообщество. Содружество – новая форма ассоциированного государственного объединения. Это союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией, хотя степень интеграции все же отличает его от последней. В основе содружества могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты. Например, Содружество Независимых Государств, Совет Европы. Империя (от лат. imperium)– это государственное образование, отличающееся обширной территориальной основой, сильной централизованной властью, ассиметричными отношениями господства и подчинения между центром и периферией, разнородным этническим и культурным составом населения. Это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. Во главе империи находится царь, император, король и т.д. Пример: римская, британская, российская империи. Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат. Уния (позднелат. unio – единство, объединение) – разновидность сложного государства. Личной унией называется объединение 2 или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не уния, а каждое из входящих в ее состав государств. Исторические примеры личной унии: польско-литовская (1386-1669); англо-ганноверская (1714-1838); нидерландско-люксембургская (1815-1890) Реальная уния характеризуется объединением государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти и управления. Субъект международного права - не реальная уния в целом, а отдельные государственные образования, входящие в ее состав. Исторические примеры реальной унии: Шведско-норвежская (1814-1905); Австро-венгерская (1867-1918); Датско-исландская (1918-1944)
         

 

Политический режим это приемы и методы осуществления политической власти. Эта категория появилась в научном обороте в 60-е гг. XX века.

Согласно одной точке зрения, понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, так как включает в себя методы, и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

По степени концентрации власти в руках одного государственного органа или лица, уровню свободы институтов гражданского общества политические режимы подразделяются на демократические и недемократические.

Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократический режим – это политический режим, при котором власть осуществляется методами убеждения, согласования, законности, парламентаризма. Демократический режим – это либеральный политический режим, при котором человек обладает собственностью, правами и свободами. Отстаивается ценность индивидуализма.

Признаки демократического режима:

1) Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) Разделение властей;

3) Законодательная власть осуществляется коллегиальным органом, выбранным народом;

4 ) Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

5) Отсутствие единой, обязательной для всех идеологии;

6) Наличие у граждан широкого круга политических прав и свобод;

7) Гласность, невмешательство государства в частную жизнь граждан;

8) Экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства, частной инициативы.

Недемократический режим – это режим, при котором на первый план выходят методы насилия. Этот режим может подразделяться на подвиды: авторитарный, тоталитарный, фашистский.

Признаки недемократического режима:

1) Государственный аппарат фактически независим от населения;

2) Господствует одна официальная идеология, одна политическая партия;

3) Минимум политических прав у населения;

4) Отсутствует разделение властей;

5) Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни.

Авторитарный (от лат. аuctoritas-власть) характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или государственного органа, усилением роли исполнительных органов, отсутствием или ущемлением основных политических прав и свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. Парламент играет формальную роль. В отличие от тоталитарного режима различные институты гражданского общества сохраняют некоторую независимость под контролем государства.

Тоталитарный (от лат. totalis – всеобщий) характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством в личную жизнь граждан, господством одной официальной идеологии, одной политической партии, репрессиями в отношении инакомыслящих, ограничением прав, свобод человека и гражданина. Пример фашистская Италия, нацистская Германия.

Признаки тоталитарного режима:

Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы), крайней агрессивностью. Глава государства обладает неограниченными полномочиями.

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение) – крайне реакционное, антидемократическое, правоэкстремистское идейно-политическое движение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, полную ликвидацию демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций. Фашизм зародился в Италии в 1919 г. под влиянием националистских идей вождя фашистской партии и главы итальянского правительства Бенито Муссолини, затем получил развитие в Германии, а в 1920-1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания и т.д.). Фашизм считается явлением XX века.

 

Особенности формы Российского государства.

Форма правления. Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как республику. Выделяют 3 основных вида республик: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства РФ и контролю за ним позволяют считать Россию президентской республикой. В науке существует точка зрения, согласно которой Россия является смешанной республикой, так как у Государственной Думы есть важные полномочия в отношении правительства: 1. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103, 111 Конституции РФ); 2. Государственная Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчет Правительства о его исполнении (ст. 114 Конституции РФ); 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117 Конституции РФ). Первые два аргумента являются неубедительными и характерны для других президентских республик. Что касается третьего аргумента, то следует учитывать, что и в этом случае судьбу Правительства решает Президент. В соответствии со ст. 117 Конституции РФ после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В соответствии со ст. 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Т.о., Российская Федерация – это президентская республика, обладающая рядом особенностей.

Форма государственного устройства. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия является федеративным государством”.

Российская Федерация состоит из 83 субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Конституции РФ.

В то же время нормы Конституции РФ закрепляют определенное неравенство:

1. Республика имеет статус государства, а другие субъекты – статус государственного образования; 2. Республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав; 3. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки наряду с русским; 4. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, а это может означать возможность нарушения равноправия.

Поэтому многие исследователи считают Россию ассиметричной федерацией.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России (ст. 71 Конституции РФ). Выделяется также сфера совместного ведения РФ и ее субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, ее государственным органам (ст. 72 Конституции РФ()ра совместного ведения РФ и ее субъектов, в которой приоритет также отдан федерации в целом, ее государственным органам._____). Субъекты федерации наделены предметами ведения по остаточному принципу (ст. 73 Конституции РФ). Акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным актам, принятым по первым двум предметам ведения, и, напротив, акты субъектов РФ, принятые в пределах их ведения, имеют приоритет перед федеральными актами.

Политический режим. Современный российский политический режим можно охарактеризовать как демократический. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия является демократическим государством”. Это выражается в выборности высшего представительного и законодательного органа государства – парламента, а также в выборности всей системы представительных законодательных органов власти. Выборы осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии со ст. 13 Конституции РФ в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Для граждан РФ как демократического государства характерно право на объединение. Самым распространенным политическим институтом в России является общественное объединение. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы определенных групп, слоев общества. В условиях идеологического многообразия, политические партии могут активно участвовать в политической жизни страны.

 


[1] Сословно-представительная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (собранием, сенатом, собором и т.п.). В состав таких органов, как правило, входили представители высшей знати (дворянство, бояре, духовенство, иногда купечество) Функции этих органов в основном совещательные, рекомендательные, одобряющие по отношению к действиям и намерениям монарха.

1. Демократия: понятие, признаки

Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).

Демократия – это государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение (Аристотель «Политика»).

Демократия – это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократия – это форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

Признаки демократии:

1) предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;

2) основана на признании таких принципов как а) власть большинства; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.

3) предполагает наличие развитой системы народного представительства;

4) предполагает независимое правосудие

5) предполагает свободу общественных объединений;

6) предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;

7) Демократия – это власть, действующая в интересах людей.

Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

 

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы нетарифного регулирования ВЭД и особенности их применения | Конституционные основы демократии в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.