Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 граждане как субъекты АП

В праве различают 2 категории лиц: физические и юридические. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане. Гражданином следует считать физическое лицо, т. е. человека, который не находится в устойчивых правовых связях, отношениях с органом госуправления, его не связывают с этим органом государственно-служебные отношения. Дело в том, что один и тот же человек, например, налоговый инспектор, в одних отношениях выступает как частное лицо, в других – как служащий налогового органа, а в-третьих, как представитель власти. Из этого следует вывод: лицо считается гражданином применительно к определённым отношениям, а не вообще.

Главной особенностью АП статуса граждан (их правового положения) является то, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере госуправления, а не права и обязанности госорганов и должностных лиц. Поэтому АП отношения между гражданами и другой стороной, наделённой государственно-властными полномочиями, могут складываться по поводу:

1) Реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере госуправления;

2) Выполнение возложенных на граждан обязанностей в этой же сфере;

3) Нарушение гражданами их прав и обязанностей в сфере исполнительной и распорядительной деятельности;

4) Нарушение органами исполнительной власти и их должностными лицами, прав и законных интересов граждан.

Чтобы стать субъектом (участником АП отношений), гражданин должен обладать административной правоспособностью. Частичная административная правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Согласно ст. 7 Международной конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., «ребёнок регистрируется сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства.

Административная правоспособность граждан неодинакова и зависит от целого ряда обстоятельств: от возраста, пола, образования, состояния здоровья и др. обстоятельств. Что же касается административной дееспособности граждан, то закон не связывает её с наступлением определённого возраста, единственное, что можно сказать определённо, так это то, что она наступает позднее правоспособности, но, во всяком случае, раньше, чем какая-либо иная правоспособность, например, даже школьник имеет право самостоятельно (т. е. без участия родителей) обратиться на приём к врачу.

 

05.10.2011 (9 лекция).

Административная правоспособность граждан может быть так общей так и специальной. Поэтому различаются общий и специальный административно-правовой статусы граждан. Каждый гражданин обладает общим статусом, он для всех является единым. Вместе с тем гражданин может быть субъектом одного или даже многих специальных административно-правовых статусов. По признаку гражданства все лица делятся на несколько групп, а именно: граждане РФ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане, граждане ближнего зарубежья, лица без гражданства (апатриды). Административно-правовой статус иностранных граждан во многом совпадает с правовым положением граждан РФ.

Вместе с тем имеются и особенности:

1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партии действующих в РФ;

2) иностранные граждане и лица без гражданства не вправе участвовать в органы государственной власти;

3) некоторые должности в РФ могут занимать только ее граждане (должность Президента РФ, судьи);

4) для иностранных граждан и лиц без гражданства свобода перемещения в пределах РФ – ограничена, существуют местности закрытые для посещения иностранцами;

5) для иностранцев и лиц без гражданства запрещен доступ к государственной службе;

6) только граждане РФ привлекаются для несения срочной военной службы, призвать иностранца на службу в Вооруженные силы нельзя, однако, закон допускает прохождение службы по контракту иностранными гражданами;

7) юридическая ответственность иностранных граждан и граждан РФ, например, административное выдворение за пределы РФ для граждан РФ не применяется, оно применяется только для иностранцев.

В реальной жизни существует немало специальных административно-правовых статусов граждан.

В административно-правовой литературе выделяют следующие их виды:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4 Виды АП отношений | Статус жителей территории с особым административно-правовым режимом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.