Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории возникновения государства

Понятие и функции государства

Существует множество теорий происхождения государства. К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (религиозная) теория возникновения государства.

У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный 354 - 430 н.э.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.), христианские философы и богословы.

Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Теологическая теория господствовала в средние века и в настоящее время наравне с другими распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению божественной.

Итак, согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе и государства - Бог. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

Следовательно, государство, его институты, власть:

· вечны, незыблемы, святы;

· их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека;

· являются выразителем воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

· принять государство и власть как данность, полученную свыше;

· признать власть монархов святой и происходящей от Бога;

· полностью и во всём подчиняться власти - небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, т.е. монархам и государству;

· не пытаться изменить установленный Богом порядок.

Достоинством данной теории является следующее:

· способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

· препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности;

Главный недостаток данной теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, т.е. не научна.

 

2. Патриархальная теория возникновения государства.

Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель

Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи.

По утверждению Аристотеля, государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства.

Следовательно суть патриархальной теории возникновения государства в том, что государство возникает по модели семьи (т.е. государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).

Следовательно, согласно данной теории:

· монарх является отцом всего своего народа;

· благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;

· монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);

· власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема;

· подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам данной теории можно отнести, что она:

· способствует сплочению общества;

· способствует уважению, почитанию государственной власти;

· культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Видимо не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, т.е. суперличности, способную решать все проблемы за всех.

Поэтому главным недостатком теории является:

· прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

· в семье существуют действительно родственные связи, но весь народ (несмотря на наличие определённой общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;

· монарх - представитель публичной власти, отделённой от народа, и его власть имеют иную основу, чем власть отца в семье;

· монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;

· зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имея кровнородственной связи с управляемым государством;

· власть отца неформальна и непосредственна, а власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляет опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.

3. Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства.

 

Данная теория возникновения государства получила распространение в XVII-XVIII вв. Её авторами в разное время являлись:

· английские философы: Джон Локк (1632-1704), Томас Гоббс (1588-1679);

· голландский философ: Гуго Греции (1583-1646)

· французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1783), Жак Руссо (1712-1778);

· Русский философ и писатель-революционер А.Н. Радищев (1749-1802).

Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство возникает в результате заключения «общественного договора» между людьми находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора» в следующем:

1. первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;

2. каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех»;

3. в результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя;

4. чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

5. в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Достоинства теория «общественного договора»:

· были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

· сделан шаг к созданию гражданского общества (Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.);

· фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;

· государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

· теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII-XVIII вв.;

· согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности, а государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

· обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является её идеалистичность:

· «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность;

· зачастую государства возникали другими путями - войны, насилие и при наличии иных условий;

· ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

· сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

· общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

4 Теория насилия.

 

Теория насилия (завоевания) как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых её выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н.э.) - китайский политик. В современную эпоху данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг (1833-1921) - немецкий философ, Людвиг Гумплович (1838-1909) австрийский правовед и социолог, Карл Каутский (1854-1938) - один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.

Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путём завоевания слабых и беззащитных племён более сильными и организованными.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоёванных от возможных посягательств со стороны других сильных племён.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

 

5. Психологическая теория возникновения государства.

Основоположником психологической теории возникновения государства считается юрист и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Также данную теорию разрабатывали З. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Достоинства теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Недостатки теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство - социальные, экономические, политические и др.

 

6. Органическая теория возникновения государства.

 

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также учёными Вормсом и Прейсом.

Г. Спенсер считал государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе, - полагал Спенсер, - выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

· люди образуют государство, как клетки - живой организм;

· государственные институты подобны частям организма, правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т.д.;

· между государствами, как в живой среде, идёт конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (Римская империя, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. – США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется: всё ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Достоинствами теории является следующее:

· восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;

· признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

Недостатками данной теории является следующее:

· прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

· сильное влияние дарвинизма;

· отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.

 

7. Марксистская или экономическая (классовая) теория возникновения государства.

Основоположниками и представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Согласно этой теории, государство это результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

1. произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

2. возник прибавочный продукт;

3. в результате присвоения чужого труда (в виде прибавочного продукта произошло расслоение общества на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

4. появились частная собственность и публичная власть;

5. для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми создан специальный аппарат принуждения - государство.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизма выражается в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс образования государства влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие и признаки государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.