Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и рыночные структуры




В теории рынком называется совокупность экономических условий, при которых покупали и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок. Рынки можно классифицировать по многим признакам.

 

 

 
 

       
   
 
 

       
   

                   
   
         
 

 
 


 

По объектам торговых сделок выделяют товарные рынки, рынки факторов производства и т.д. По условиям функционирования можно говорить о закрытых (существуют барьеры для входа новых участников) и открытых, организованных (Аукцион) и стихийных рынках (если спрос и предложение уравновешиваются стихийно). По степени локализации торговых сделок рынок может быть ограничен конкретным географическим местом или сроками осуществления торговых операций. Каждая из характеристик рынка по-своему влияет на параметры его функционирования. Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип.

 

С точки зрения количества присутствующих на рынке однородной продукции продавцов и покупателей можно выделить следующие виды рыночных структур, предложенные Штакельбергом.

Понятие «много» здесь означает такое количество экономических субъектов, при котором отдельно взятый продавец или покупатель никоим образом не может повлиять на общую рыночную ситуацию.

Понятие «несколько» означает, что на рынке присутствует такое количество экономических субъектов, при котором действия одного из них сказывается на общей рыночной ситуации и затрагивает интересы других субъектов.

Типы рыночных структур на рынке однородной продукции

Продавцы Покупатели
много несколько один
Много Двухсторонняя полиполия Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия Двухстороння олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия Монополия, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия

 

Приведенная классификация предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней нет рынка монополистической конкуренции, который предполагает определенную дифференциацию выпускаемой продукции.

Классификацию рыночных структур с точки зрения дифференциации реализуемой на рынке продукции дали Шерер и Росс.

 

Основные типы структур рынка продавца

  Количество продавцов
Один Несколько Много
Однородные продукты Чистая монополия Гомогенная олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные продукты Чистая многопродуктовая монополия Олигополия с дифференциацией продукции Монополистическая конкуренция

 

Кроме приведенных критериев разграничения рыночных структур также существуют классификация, основанная на показателе перекрестной эластичности и на величине барьеров входа, предложенная Чемберлином и Бэйном.

Среди выделенных рыночных структур особое место занимают совершенная конкуренция и монополия, хотя существуют они только теоретически. В связи с этим их принято называть условными рыночными структурами.

 

Рассмотрим на примере наиболее известные типы товарных рынков: совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

 

Критерии, определяющие структуру рынка Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Цену устанавливает продавец Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены Продавцы имеют возможность воздействовать на установление рыночной цены
Наличие стратегического взаимодействия продавцов на рынке Нет стратегического взаимодействия продавцов Не предполагается стратегического взаимодействия Нет стратегического взаимодействия продавцов на рынке Существует стратегическое взаимодействие продавцов на рынке
Условия входа на рынок Вход свободен Вход полностью заблокирован Вход свободен Вход может быть блокирован или свободен
Степень влияния покупателей на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.

Все четыре модели предполагают пассивную роль покупателей на рынке и делают акцент на поведении производителей товара (продавцов). Если ввести в анализ возможные характеристики рынка со стороны спроса, то список рыночных структур существено пополниться.

 
 

Рассмотрим также типы границ рынка.

       
   
 

       
   

           
   
   
 

 

Для отображения удельного веса крупных фирм, доминирующих на данном рынке или удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке.

Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации:

1) численность продавцов на рынке

2) распределение рыночных долей фирм.

Ханна и Кей предложили несколько критериев для оценки показателей рыночной концентрации:

1) критерии ранжирования отраслей с помощью кривых концентрации;

2) принцип трансферта объема продаж (передачи права на реализацию товара)

3) условия входа и выхода

4) условия поглощения и слияния фирм

В соответствие с первым критерием индекс концентрации должен принимать большее значение, если кривая концентрации отрасли на всем протяжении лежит выше кривой концентрации другой отрасли.

Передача права на реализацию товара от маленькой фирмы к большой должна увеличить уровень концентрации в отрасли. Такого рода трансферт приведет к увеличению выпуклости кривой концентрации на определенном участке.

Вход на рынок небольшой фирмы должен понизить уровень концентрации.

Слияния (поглощения)двух и более фирм должно увеличить уровень концентрации, поскольку слияние можно оценивать как передачу права на реализацию товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.