Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практика ценовой дискриминации на отраслевых рынках




Тема 4 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Ценовая стратегия фирмы может осуществляться на основе дискриминации. Дискриминационные цены бывают в разных формах, которые подразделяют:

· по группам покупателей - разным группам покупателей один и тот же товар продается по разным ценам;

· по варианту товаров или услуг - разные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета разницы в затратах;

· по территории - в разных регионах товар продается по разным ценам, хотя издержки по доставке одинаковы;

· по времени - разные цены на товар устанавливаются в зависимости от сезона, месяца, дней недели, времени суток.

Стратегия множественности цен фирмы основана на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других - фирма может реализовать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом. Однако многие страны ограничивают ввоз товаров по низким ценам, подрывающим развитие национальной промышленности.

Мотивы и условии для ценовой дискриминации. Фирма, действующая в условиях рынка совершенной конкуренции, не обладает властью над ценой, она вынуждена продавать весь объем выпуска по той цене, которую предлагает рынок. На рынке несовершенной конкуренции отдельная фирма приобретает определенную власть над ценой, повышая ее по сравнению с конкурентным уровнем с целью максимизации прибыли. Однако если фирма будет использовать ценовую дискриминацию, ее прибыль вырастет. Ценовая дискриминация наблюдается там, где фирма назначает разные цены на один и тот же товар для разных групп потребителей, причем различия в цене не обусловлены различиями в издержках и качестве товара.

Мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.

Поскольку фирма в условиях несовершенного рынка обладает рыночной властью, расширение объемов продаж возможно только за счет снижения цены единицы товара. Функция спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной. Дополнительная выручка, полученная при продаже дополнительной единицы товара, отражает два эффекта: рост общей выручки от продаж еще одной единицы товара и уменьшение средней выручки на весь предыдущий объем выпуска.

Ценовую дискриминацию сложно осуществить на практике. Для того, чтобы ценовая дискриминация была эффективной должны выполняться следующие условия:

1) наличие у фирмы рыночной власти; если фирма не оказывает влияния на рынок, то ее решения не повлияют на действия покупателей, на рыночную цену и на получаемую прибыль.

2) Способность фирмы отделить одну группу потребителей от другой в соответствии с разной готовностью потребителей платить за товар. Прибыльная ценовая дискриминация требует наличия разных по ценовым оценкам товара покупателей, причем эта их разность должна быть легко определима и контролируема.

3) Способность фирмы исключать арбитраж – перепродажа товара со стороны потребителей, покупающих его по низкой цене, потребителям, покупающим его по высокой цене. Чтобы этого не произошло, фирма должна создать искусственные барьеры между секторами рынка. Такие барьеры могут возникать (и использоваться фирмой) благодаря действию ряда факторов:

А) высокие трансакционные издержки (транспортные тарифы) перепродажи предотвращают арбитраж: то что агент может выиграть от разницы в ценах, он теряет на транзакционных издержках. (пример. Шоколад Марс стоит по-разному в Москве и Новосиб., персональный арбитраж исключен, из-за дальности трансп расходы достигают цены сопоставимой с ценой товара)

Б) вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Если производитель конечной и поставщик промежуточной продукции входят в вертикально интегрированную фирму, конечная продукция может поставляться по цене, более низкой по сравнению с ценами поставки внешним покупателям.

В) специальные качества продукта. Для исключения арбитража производитель может придавать товарам особые характеристики, снижающие возможность найти потенциальных покупателей для перепродажи. Так, мед спирт благодаря спец добавкам не может использоваться для производства алкогольных напитков.

Г) специальные формы контрактов на продажу. Производитель-монополист, реализующий продукцию крупными партиями, может продать не товар, а варрант - ценную бумагу, удостоверяющую право покупателя на партию продукции.

Д) особый вид товара. Услуги в отличие от продукта не могут быть перепроданы.

 

1. Существует три типа ценовой дискриминации:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.