Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности финансово-правовых норм




Финансовая деятельность государства регламентируется специальными правовыми нормами.

Финансово-правовая норма – установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.

Указанные правила поведения устанавливаются для участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Финансово-правовые нормы напрямую связаны с регулированием отношений по поводу функций государства, выполняемых в ходе финансовой деятельности, при распределении национального богатства.

Финансово-правовые нормы имеют особенности, отличающие их от норм других отраслей права:

- они регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

- являются средством реализации интересов общества в целом;

- имеют в большинстве своем императивный (повелительный) характер, они точно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений;

- обязанности участвующих в правоотношениях государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций часто сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии;

- существуют и особенности структуры финансово-правовых норм, т.е. ее гипотезы, диспозиции и санкции.

Нормы носят государственно-властный, императивный характер. Следовательно, их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения.

По содержанию финансово-правовые нормы составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Классификация финансово-правовых норм проводится:

1) в зависимости от содержания:

- материальные нормы (закрепляют права и обязанности участников правоотношений, состав финансовой системы и т.д., виды и размеры денежных обязательств налогоплательщиков перед государством, определяют направления расходования бюджетных средств и их объемы);

- процессуальные нормы (устанавливают порядок применения норм материального права);

2) по способу воздействия на участников финансового отношения:

- обязывающие (регулируют активное поведение субъектов правоотношения и в категорической форме предписывают совершение ими определенных действий);

- запрещающие (содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность субъектов воздержаться от них);

- уполномочивающие (устанавливают права субъектов на совершение самостоятельных действий, но в предусмотренных законодательством рамках).

Нормы можно также классифицировать на общие и специальные, постоянные и временные, действующие на территории РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и т.д.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов:

- гипотеза – указывает на условия действия финансово-правовой нормы, содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

- диспозиция – устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных или муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений;

- санкция – предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет виды и меру юридической финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

 

3. Разграничение полномочий между федеральными органами
и органами субъектов Российской Федерации
в сфере финансовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними отношений

Согласно конституционно закрепленному принципу разделения властей в РФ выделяются три ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Так, основной задачей судебных органов является осуществление правосудия в РФ, защита законных прав и интересов субъектов финансовых правоотношений.

Представительные органы государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др. Согласно Указу Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086 основными функциями Экспертного управления Президента РФ в области финансов являются:

- анализ информации, разработка прогнозов и сценариев развития социально-экономических отношений, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ и Руководителю Администрации Президента РФ;

- с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ сбор, анализ и подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и для иных программных документов и выступлений Президента РФ;

- подготовка с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, касающихся реализации ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ;

- экспертиза проектов федеральных законов, регулирующих отношения в социально-экономической сфере, а также направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;

- участие в разработке концепций общенациональных проектов и президентских программ.

В ведении Министерства финансов РФ (Минфин России) согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О министерстве финансов РФ» входят следующие федеральные службы:

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная служба страхового надзора;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Федеральное казначейство (федеральная служба).

К основным задачам Минфина России относятся:

- составление проекта федерального бюджета;

- утверждение и ведение свободной бюджетной росписи федерального бюджета;

- представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета;

- управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;

- методическое руководство в области бюджетного планирования;

- методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

- заключение от имени России договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

- управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

- ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

- согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

- принятие нормативно-правовых актов в сфере своей деятельности;

- осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство (федеральная служба). Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. № 1556 была образована система органов Федерального казначейства в подчинении Минфина России, а с 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

- открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

- осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

- осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

- организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, а позднее, в 2004 г., - в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

- бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

- принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429):

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

- на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

- осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

- обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

- ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

Функции по надзору за страховой деятельностью выполняет Федеральная служба страхового надзора. Основными функциями органов страхового надзора согласно Закону РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015- 1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

- выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Центральный Банк РФ занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, его имущество находится в государственной федеральной собственности. Как и другие банки ЦБ РФ имеет статус юридического лица. Центральный Банк РФ является самостоятельным звеном государственной власти, не входящим ни в одну из трех ветвей власти. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

ЦБ РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций, ведет Книгу регистрации банков, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законодательства. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.

Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством.

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от имени своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банковской небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

Помимо перечисленных к банковским операциям отнесены: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.

К иным государственным финансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетные фонды.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ответьте на вопросы:

1) Каково место финансового права в системе российского права?

2) Дайте классификацию системы российского финансового законодательства.

3) Что такое финансово-правовая форма?

4) В чем особенность финансово-правовых норм?

5) Классифицируйте финансово-правовые нормы в зависимости от содержания.

6) Классифицируйте финансово-правовые нормы по способу воздействия на участников финансового отношения.

7) Из каких элементов состоит норма финансового права?

8) В чем состоят цели и задачи органов Федерального казначейства при осуществлении финансовой деятельности?

9) В чем состоят цели и задачи налоговых и таможенных органов при осуществлении финансовой деятельности?

10) Дайте характеристику Центрального банка РФ как органа государственного регулирования финансовой деятельности в Российской Федерации.

11) Каковы функции Счетной палаты РФ и Министерства финансов РФ как органов финансового контроля?

2. Работая с правовой системой «Консультант плюс», приведите примеры действующих, в настоящее время в Российской Федерации нормативных актов финансового права.

3. Работая с правовой системой «Консультант плюс», найдите нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере финансовой деятельности и выпишите полный список полномочий этих органов.

Задания для практической работы:

1. Выполните задание для практической работы из «Сборника заданий для практических работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности», тема: «Правовые основы финансовой деятельности государства».

Нормативные акты и литература

Нормативные акты

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

Литература

1. Бархатова Е.Ю. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник. – М.: Проспект, 2006

2. Косаренко Н.Н., Кочергин А.Л. Финансовое право. Ростов-на-Дону, 2004г.

3. Манзина М.П., семенова Е.Н. Финансовое право. Москва, 2007 г.

4. Павлов П.В. Финансовое право: учебное пособие. Москва, 2008 г.

5. Правовое обеспечение профессиональной деятельности/ Под ред. Д.О. Тузова, В.С.Аракчеева. – М.: ИНФРА-М, 2006

Раздел 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВАНИЯ
(для специальности СПО 080113 «Страховое дело» (по отраслям))




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.